ОЦЕНКА ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОЦЕНКА ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. При этом факторы внешней среды разделяются на физические, химические, биологические, психические.

Говоря о другом компоненте понятия «образ жизни» - взаимоотношения человека с самим собой, следует отметить, что это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его. Тем самым, образ жизни является способом переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини - и макросреде, быт и обустройство своего жилища. Отсюда следует, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а условия жизни в то же время как бы опосредованно влияют на состояние здоровья.

Таким образом, здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение собственного здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение всей жизни человека целенаправленно и постоянно.

Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики и укрепления здоровья населения через изменение стиля жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Цель исследования – дать оценку образа жизни студентов ТИ (ф) СВФУ.

Задачи:

  1. Изучить, какие факторы повседневной жизни студентов играют важную роль в поддержании ЗОЖ.

  2. Выявить, что негативно влияет на состояние здоровья студента.

  3. Определить, следят ли студенты за состоянием своего здоровья и какой ведут образ жизни.

Методика и организация исследования. Нами был проведен психологический тест по методике Р.Р.Кашанова «Экспресс-оценка образа жизни». Опрос проводился среди студентов 1-3 курсов ТИ (ф) СВФУ, в возрасте от 18-21 года, общее количество опрошенных составило – 90 человек. В данном тестировании студентам предлагалось ответить на 11 вопросов, в каждом из которых необходимо было выбрать один из трех вариантов ответа, с которым в наибольшей степени согласен участник опроса. Каждый вариант ответа оценивался по количеству баллов, в зависимости от того, как выбранный вариант влияет на самочувствие. Результаты ответов были суммированы в очках по каждому студенту и проведено их сравнение с приведенными ниже оценками автора:

Свыше 80 очков. Превосходно! У вас отличное самочувствие, здоровый организм, а главное – вы не только сторонник здорового образа жизни, но и на практике ведете его.

От 50 до 80 очков. Ничего страшного с вашим самочувствием нет, но бывает, что вы раздражены или устали, постоянно работаете с перегрузкой. Не следует откладывать на будущий год (месяц, неделю, день) начало перехода к правилам здорового образа жизни.

Менее 50 очков. Вы слишком перегружены, не следите за состоянием своего здоровья. Необходимо ежедневно хотя бы понемногу уделять внимание своему физическому здоровью.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестирования даны в табл.1.

Таблица 1. Оценка образа жизни студентов ТИ (ф) СВФУ

Вопрос

Варианты ответа

Оценка ответа в баллах

Количество ответов от общего числа студентов

Количество ответов в %

1. Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы?

А - приложите все силы, чтобы догнать его

10

55

61,1

Б – пропустите, будет следующий

5

10

11,1

В – несколько ускорите шаг – может быть, он подождет вас

6

25

27,8

2. Пойдете ли вы в поход в компании людей, подготовленных значительно лучше вас?

А – нет, вы вообще не ходите в походы

2

21

23,3

Б – да, если они вам хоть немного симпатичны

10

61

67,7

В – неохотно, потому что это может быть утомительным

0

8

9

3. Если у вас выдался более тяжелый день, чем обычно, пропадает ли у вас желание делать вечером что-либо, обещающее быть интересным?

А – вовсе не пропадает

10

30

33,3

Б – желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного

6

46

51,1

В – да, потому что вы можете получить удовольствие, только отдохнув

2

14

15,6

4. Каково ваше мнение о турпоходах всей семьи?

А – вам нравится, когда это делают другие

1

11

12,2

Б – вы бы с удовольствием к ним присоединились

10

44

48,8

В - нужно попробовать разок, как вы себя будете чувствовать в таком походе.

4

35

39

5. Что вы быстрее и охотнее всего делаете, когда устаете?

А – ложитесь спать

6

63

70

Б – выпиваете чашку крепкого кофе

4

15

16,6

В – долго гуляете на свежем воздухе

9

12

13,4

6. Что важнее всего для поддержания самочувствия?

А – нужно побольше есть

1

4

4,4

Б – необходимо много двигаться

9

44

48,8

В – нельзя слишком переутомляться

5

42

46,8

7. Принимаете ли вы регулярно лекарства?

А – не принимаете даже во время болезни

6

15

16,6

Б - нет, в крайнем случае – витамины

9

51

56,6

В – да, принимаете

3

24

26,8

8. Какое блюдо вы предпочитаете из перечисленных ниже?

А - гороховый суп с копченым окороком

4

20

22,2

Б - отваренное мясо с овощным салатом

10

62

68,8

В - пирожное с кремом или со взбитыми сливками

1

8

9

9. Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых?

А - чтобы были все удобства

0

53

58,8

Б - чтобы была вкусная еда

2

22

24,6

В - чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом

10

15

16,6

10. Ощущаете ли вы перемену погоды?

А - чувствуете себя из-за этого несколько дней больным

0

25

27,8

Б - не знаете и не замечаете, что погода переменилась

10

40

44,4

В - да, если вы утомлены

6

25

27,8

11. Каково ваше общее состояние, если вы не выспались?

А - скверное

0

31

34,4

Б - один-два раза не доспите – и все из рук валится

7

22

24,4

В - вы так к этому привыкли, что уже не обращаете внимания

2

37

41,2

Проанализировав варианты ответов в каждом вопросе, мы выявили, какие из факторов являются положительными в образе жизни у большинства студентов. Ответы на вопросы №№ 1А, 2Б, 4Б, 6Б, 7Б, 8Б, 10Б указывают на правильное отношение студентов к компонентам ЗОЖ. Так, половина опрошенных положительно относится к турпоходам. 68,8% студентов стараются придерживаться здорового питания, 56,6% предпочитают принимать витамины. Около 50% осознают важность того, что для поддержания хорошего самочувствия необходимо много двигаться.

Хотелось бы обратить внимание, что играет отрицательную роль в поддержании здоровья. Так, студенты мало гуляют на свежем воздухе, недосыпают, имея выраженные проблемы со сном. Во время отдыха в приоритете для студентов максимальный комфорт (58,8% ответов), а не возможность заниматься спортом (всего 16,6%). 26,6% принимают регулярно лекарства.

Вместе с тем следует отметить, что у студентов наблюдается раздражительность и усталость от учебных нагрузок. Когда устают, предпочитают ложиться спать (70%), не испытывают желания заниматься интересными делами (51,1%).

В итоге мы получили следующие суммарные данные образа жизни студентов: 13,4% от общего числа опрошенных набрали менее 50 очков, 68,8% - в интервале от 50 до 80 очков и только 17,8% студентов набрали более 80 очков. Из ответов видно, что 2/3 студентов имеют неплохое самочувствие, но им следует немедленно переходить к правилам ЗОЖ, т.к. такие факторы, как раздражительность, усталость, переутомление, неправильное питание могут ухудшить состояние здоровья. Примерно одинаковое количество опрошенных имеют низкую и высокую оценку образа жизни. Первая категория студентов (с низкой оценкой ОЖ) не следит за состоянием своего здоровья, в связи с чем, им необходимо переходить к практическим действиям ведения ЗОЖ. Вторая категория (с высокой оценкой ОЖ) является сторонницей ЗОЖ, ведет его на практике, в связи с чем, студенты получили оценку «превосходно».

Заключение. Индивидуальная оценка образа жизни студента показала, какой образ жизни ведет каждый студент, какие факторы играют важную роль в ведении ЗОЖ, а какие являются негативными. И, если каждому студенту попытаться изменить свое отношение к образу жизни, и постараться соблюдать легкие, но в то же время очень важные правила ЗОЖ в отдельных его элементах, можно во много раз улучшить состояние своего здоровья.

Список литературы

  1. Биофайл. Научно-информационный журнал / Образ жизни студента, его связь со здоровьем. – Режим доступа: http://biofile.ru/bio/21074.html

Просмотров работы: 1922