Введение. Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. При этом факторы внешней среды разделяются на физические, химические, биологические, психические.
Говоря о другом компоненте понятия «образ жизни» - взаимоотношения человека с самим собой, следует отметить, что это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его. Тем самым, образ жизни является способом переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини - и макросреде, быт и обустройство своего жилища. Отсюда следует, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а условия жизни в то же время как бы опосредованно влияют на состояние здоровья.
Таким образом, здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение собственного здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение всей жизни человека целенаправленно и постоянно.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики и укрепления здоровья населения через изменение стиля жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Цель исследования – дать оценку образа жизни студентов ТИ (ф) СВФУ.
Задачи:
Изучить, какие факторы повседневной жизни студентов играют важную роль в поддержании ЗОЖ.
Выявить, что негативно влияет на состояние здоровья студента.
Определить, следят ли студенты за состоянием своего здоровья и какой ведут образ жизни.
Методика и организация исследования. Нами был проведен психологический тест по методике Р.Р.Кашанова «Экспресс-оценка образа жизни». Опрос проводился среди студентов 1-3 курсов ТИ (ф) СВФУ, в возрасте от 18-21 года, общее количество опрошенных составило – 90 человек. В данном тестировании студентам предлагалось ответить на 11 вопросов, в каждом из которых необходимо было выбрать один из трех вариантов ответа, с которым в наибольшей степени согласен участник опроса. Каждый вариант ответа оценивался по количеству баллов, в зависимости от того, как выбранный вариант влияет на самочувствие. Результаты ответов были суммированы в очках по каждому студенту и проведено их сравнение с приведенными ниже оценками автора:
Свыше 80 очков. Превосходно! У вас отличное самочувствие, здоровый организм, а главное – вы не только сторонник здорового образа жизни, но и на практике ведете его.
От 50 до 80 очков. Ничего страшного с вашим самочувствием нет, но бывает, что вы раздражены или устали, постоянно работаете с перегрузкой. Не следует откладывать на будущий год (месяц, неделю, день) начало перехода к правилам здорового образа жизни.
Менее 50 очков. Вы слишком перегружены, не следите за состоянием своего здоровья. Необходимо ежедневно хотя бы понемногу уделять внимание своему физическому здоровью.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестирования даны в табл.1.
Таблица 1. Оценка образа жизни студентов ТИ (ф) СВФУ
Вопрос |
Варианты ответа |
Оценка ответа в баллах |
Количество ответов от общего числа студентов |
Количество ответов в % |
1. Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы? |
А - приложите все силы, чтобы догнать его |
10 |
55 |
61,1 |
Б – пропустите, будет следующий |
5 |
10 |
11,1 |
|
В – несколько ускорите шаг – может быть, он подождет вас |
6 |
25 |
27,8 |
|
2. Пойдете ли вы в поход в компании людей, подготовленных значительно лучше вас? |
А – нет, вы вообще не ходите в походы |
2 |
21 |
23,3 |
Б – да, если они вам хоть немного симпатичны |
10 |
61 |
67,7 |
|
В – неохотно, потому что это может быть утомительным |
0 |
8 |
9 |
|
3. Если у вас выдался более тяжелый день, чем обычно, пропадает ли у вас желание делать вечером что-либо, обещающее быть интересным? |
А – вовсе не пропадает |
10 |
30 |
33,3 |
Б – желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного |
6 |
46 |
51,1 |
|
В – да, потому что вы можете получить удовольствие, только отдохнув |
2 |
14 |
15,6 |
|
4. Каково ваше мнение о турпоходах всей семьи? |
А – вам нравится, когда это делают другие |
1 |
11 |
12,2 |
Б – вы бы с удовольствием к ним присоединились |
10 |
44 |
48,8 |
|
В - нужно попробовать разок, как вы себя будете чувствовать в таком походе. |
4 |
35 |
39 |
|
5. Что вы быстрее и охотнее всего делаете, когда устаете? |
А – ложитесь спать |
6 |
63 |
70 |
Б – выпиваете чашку крепкого кофе |
4 |
15 |
16,6 |
|
В – долго гуляете на свежем воздухе |
9 |
12 |
13,4 |
|
6. Что важнее всего для поддержания самочувствия? |
А – нужно побольше есть |
1 |
4 |
4,4 |
Б – необходимо много двигаться |
9 |
44 |
48,8 |
|
В – нельзя слишком переутомляться |
5 |
42 |
46,8 |
|
7. Принимаете ли вы регулярно лекарства? |
А – не принимаете даже во время болезни |
6 |
15 |
16,6 |
Б - нет, в крайнем случае – витамины |
9 |
51 |
56,6 |
|
В – да, принимаете |
3 |
24 |
26,8 |
|
8. Какое блюдо вы предпочитаете из перечисленных ниже? |
А - гороховый суп с копченым окороком |
4 |
20 |
22,2 |
Б - отваренное мясо с овощным салатом |
10 |
62 |
68,8 |
|
В - пирожное с кремом или со взбитыми сливками |
1 |
8 |
9 |
|
9. Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых? |
А - чтобы были все удобства |
0 |
53 |
58,8 |
Б - чтобы была вкусная еда |
2 |
22 |
24,6 |
|
В - чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом |
10 |
15 |
16,6 |
|
10. Ощущаете ли вы перемену погоды? |
А - чувствуете себя из-за этого несколько дней больным |
0 |
25 |
27,8 |
Б - не знаете и не замечаете, что погода переменилась |
10 |
40 |
44,4 |
|
В - да, если вы утомлены |
6 |
25 |
27,8 |
|
11. Каково ваше общее состояние, если вы не выспались? |
А - скверное |
0 |
31 |
34,4 |
Б - один-два раза не доспите – и все из рук валится |
7 |
22 |
24,4 |
|
В - вы так к этому привыкли, что уже не обращаете внимания |
2 |
37 |
41,2 |
Проанализировав варианты ответов в каждом вопросе, мы выявили, какие из факторов являются положительными в образе жизни у большинства студентов. Ответы на вопросы №№ 1А, 2Б, 4Б, 6Б, 7Б, 8Б, 10Б указывают на правильное отношение студентов к компонентам ЗОЖ. Так, половина опрошенных положительно относится к турпоходам. 68,8% студентов стараются придерживаться здорового питания, 56,6% предпочитают принимать витамины. Около 50% осознают важность того, что для поддержания хорошего самочувствия необходимо много двигаться.
Хотелось бы обратить внимание, что играет отрицательную роль в поддержании здоровья. Так, студенты мало гуляют на свежем воздухе, недосыпают, имея выраженные проблемы со сном. Во время отдыха в приоритете для студентов максимальный комфорт (58,8% ответов), а не возможность заниматься спортом (всего 16,6%). 26,6% принимают регулярно лекарства.
Вместе с тем следует отметить, что у студентов наблюдается раздражительность и усталость от учебных нагрузок. Когда устают, предпочитают ложиться спать (70%), не испытывают желания заниматься интересными делами (51,1%).
В итоге мы получили следующие суммарные данные образа жизни студентов: 13,4% от общего числа опрошенных набрали менее 50 очков, 68,8% - в интервале от 50 до 80 очков и только 17,8% студентов набрали более 80 очков. Из ответов видно, что 2/3 студентов имеют неплохое самочувствие, но им следует немедленно переходить к правилам ЗОЖ, т.к. такие факторы, как раздражительность, усталость, переутомление, неправильное питание могут ухудшить состояние здоровья. Примерно одинаковое количество опрошенных имеют низкую и высокую оценку образа жизни. Первая категория студентов (с низкой оценкой ОЖ) не следит за состоянием своего здоровья, в связи с чем, им необходимо переходить к практическим действиям ведения ЗОЖ. Вторая категория (с высокой оценкой ОЖ) является сторонницей ЗОЖ, ведет его на практике, в связи с чем, студенты получили оценку «превосходно».
Заключение. Индивидуальная оценка образа жизни студента показала, какой образ жизни ведет каждый студент, какие факторы играют важную роль в ведении ЗОЖ, а какие являются негативными. И, если каждому студенту попытаться изменить свое отношение к образу жизни, и постараться соблюдать легкие, но в то же время очень важные правила ЗОЖ в отдельных его элементах, можно во много раз улучшить состояние своего здоровья.
Список литературы
Биофайл. Научно-информационный журнал / Образ жизни студента, его связь со здоровьем. – Режим доступа: http://biofile.ru/bio/21074.html