Ключевые слова: модернизация, инновации, этнокультурный фактор, культурная диффузия.
Цель статьи – показать важность элементов дизайна и их влияние на подсознание жителя города. В статье представлены некоторые предложения по правильному внедрению дизайнерских инноваций улучшения и корректировки внешнего вида мегаполиса.
Взаимодействие окружающей среды и современного дизайна. «Среда – это единая система, обеспечивающая её предназначение и функционирование в ней человека в течение заданного цикла. Элементы средовых композиций связаны не только со всеми сторонами их структурной упорядоченности, но и через категории ценности и ценностного отношения – с обширными контекстами культуры, психологии и социальной жизни» [1]. Опираясь на мнение Н.И. Барсуковой, доктора искусствоведения, автора приведенной цитаты, мы приходим к выводу, что окружающая среда – это средоточие всех необходимых человеку социальных и психологических компонентов. Исключительно важно разрабатывать научный подход к идеологическому, информационному и визуальному контекстам с помощью использования различных художественных и графических приемов.
По нашему мнению, многие организаторы рекламных «уличных галерей» (наш термин) забывают, что утрата взаимодействия человека с природой, структурирование визуальной среды мегаполиса полностью техническими образами является подходом без научного осмысления. Люди, живущие в таком визуальном окружении ежедневно, становятся психологически напряженными, агрессивными.
Отсюда наше пожелание для армии дизайнеров, живущих в мегаполисе: необходимо подвести современный дизайн и все его элементы, которые так или иначе связаны с окружающей средой, к привлекательному визуальному оформлению. Кроме того, мы предлагаем скомбинировать разновидности "пестрящих" реклам и выявить идеальную форму изложения информации с целью ее согласования с дизайном среды мегаполиса.
«Современный дизайн, ориентированный на экологические ценности и осознающий свою морально-этическую ответственность перед обществом, считает необходимым возродить коммуникативные свойства промышленного изделия путем глубокого изучения семантики продукта» [2]. Этот тезис из монографии К.А. Кондратьевой является прямым подтверждением изложенных выше мыслей.
Национально-культурный фактор. Графический компонент. «Графический дизайн имеет неограниченные возможности воздействия на память с помощью образных и шрифтовых символов, закладывая нормативы визуальной культуры окружающей среды» [4]. На наш взгляд, российскими дизайнерами полностью не изучен и не апробирован семантический и семиотический потенциал графического компонента в целостной визуальной композиции. Шрифт, как неразрывный элемент графического дизайна, способен отражать культуру народа, тем самым являя нам еще один способ влияния на память и сознание подрастающего поколения. Графикам необходимо искать комбинаторику шрифтовых композиций, важных для создания образной символики, формирующей представление о культурных предпочтениях мегаполиса: его микрорайонов, кварталов, даже дворовых пространств. Шрифт, как и орнамент, является важным ключевым национально-культурным маркером. Например, насыщение одного квартала городского пейзажа, например, вывесками с готическим шрифтом, рекламой с японскими иероглифами и орнаментами хохломской росписи представляет собой символическое позиционирование международного колорита.
Но если городской квартал имеет доминанту торговых и досуговых услуг с конкретной «гостевой доминантой» (культура Китая, Японии, Африки, южной Америки, культуры средиземноморского побережья, северной Европы) то дизайнерам следует внимательно продумывать проектное решение рекламного оформления.
Художественный компонент. Цвет, форма, фактура также воздействует на эмоциональное восприятие человеком дизайнерских объектов. «Комфорт предметно-пространственной среды является одной из фундаментальных целей дизайна. В современных условиях условно его необходимо рассматривать как комплексную системную характеристику, отражающую функционально-технологические, психофизиологические и эмоционально-эстетические потребности человека» [3].
Региональный компонент. Одной из основных причин определенного комбинирования художественных и графических образов - региональный фактор (как пример, удалённость микрорайона от центральной части области/города). Преобладание старых и новых построек, отдельных элементов графического самовыражения подростков стали привычным символом. Несовместимость графических деталей с историческим, культурным, военно-патриотическим образом города формирует «противоположное положительному» мнение горожан и гостей города об образовательном уровне властей города.
Этнокультурный фактор связывает области страны в единую систему взаимодействия культур, что является важным для России. Особенность в том, что масштабность территории создаёт определенную устойчивость комплексов бытовой культуры и художественных предпочтений.
Дизайн должен не ломать, а находить общий язык для взаимопонимания с традиционными моментами жизни в семейно-бытовой культуре. Дизайнерам не стоит забывать, что организовать на пустом месте ландшафтный дизайн гораздо проще, нежели внедрить новое в устоявшиеся нормативы жизни по оформлению частного двора и его окружающей территории.
Культурная диффузия вносит изменения годами, а дизайнер, как правило, мечтает внедрить свой проект быстро. Следовательно, каждый проект модернизации должен быть поддержан работой специального слаженного коллектива по формированию общественного признания нового проекта.
Внедрение полезных инноваций в дизайн среды мегаполиса: авторское предложение. Из всего вышеизложенного мы приходим к выводу, что влияние этнокультурных и региональных факторов на окружающую среду (определенную даже одним городом) велико. Потому для комфортного восприятия и улучшения внешнего вида мегаполиса и прилегающего территориального радиуса необходимо согласованно комбинировать художественные и графические компоненты, воздействующие на визуальное восприятие человеком образности города.
Вывод. Различные элементы новостроящейся архитектуры и инфраструктуры, организация детских парков, лесопарков отдыха, использование рекламных кампаний сегодня зависят от подготовленности и компетентности руководителей проектов и дизайнеров. Повышается их ответственность за культуру мегаполисов.
Литература
Барсукова, Н.И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX - начала XXI веков. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dissercat.com
Михайлов, С.М.Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция). Режим доступа: http://www.ceninauku.ru/
Ткалич С.К., Горбунов И.В. Дизайн как средоточие элементов воздействия на комфортное самочувствие человека: к вопросу о методах подхода к средовому проектированию. Коллективная статья. // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 12. – С. 28-30.