Аннотация: в статье рассматриваются актуальные способы передачи графической информации, установленные специалистами, в связи с развитием научно-технического прогресса.
Ключевые слова: визуализация; инфографика; восприятие.
Целью статьи является анализ форм визуализации и видов инфографики, используемых в современных медиа. Уточним, что проектирование и генерация изображений на устройствах отображения на основе исходных цифровых данных, а также правил и алгоритмов их преобразования - это «визуализация» (Финансовый словарь «Финам»). Визуальное представление информации, данных и знаний формулируется как «инфографика».
Ретроспекция вопроса: Несомненно, в наше время мы наблюдаем за эволюцией графических средств [3]. Научно-техническая революция привела к созданию новых компьютерных программ, которые на данный момент пользуются большой популярностью среди дизайнеров различных сфер, другими словами, находятся в «тренде»: AutoCad, 3D Studio Max, Artlantis, Archi CAD, PRO100, SketchUp, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator. Данные программы упрощают работу дизайнерам, так как отсутствует необходимость работать над продуктом вручную, а также с их помощью клиент может увидеть возможные варианты нужного ему заказа, не растрачивая массу своих средств.
Рост интереса читателей к инфографике и визуализации можно проследить с помощью инструмента Google «Insights for Search» («Статистика Поиска»). Проведенный анализ показывает, что с начала 2010 года до настоящего времени резко возросла популярность инфографики, причем, в первую очередь, в России. Значительно раньше начала возрастать популярность визуализации, а на первом месте по актуальности стоит 3D визуализация.
СМИ создают условия для симбиоза печатной и электронной форм (сайтов, порталов, электронных версий, страниц в социальных сетях). При этом контент учитывает интересы различной читательской аудитории. А это значит, что «трансмедийность» расширяет целевую аудиторию. Современному человеку уже нет необходимости отслеживать информацию, он может собирать факты, он останавливается на материалах определенной тематики, находит скрытые связи между различными событиями, делает выводы, расширив собственные знания.
«Трансмедиа использует технологию, в которой для раскрытия события привлекаются все современные виды медиа, форматы и цифровые платформы. При использовании этой технологии материал трансформируется так, что читатель каждый раз воспринимает одно и то же событие под разным ракурсом, поскольку медиа-ресурсы логически связаны между собой, одновременно оставаясь автономными» [5].
Подходы к пониманию роли визуализации.Роль визуализации очень значима в отношении контакта между продуктом и клиентом в графическом дизайне. Визуальные образы легче и быстрее запоминаются, что связано с ассоциативной способностью памяти и навыком различать объекты по форме. Лишние элементы и детали искажают восприятие, отвлекают от сути [5]. Если же говорить о презентации, то визуальная фиксация обсуждаемого мгновенно дает понять выступающим, что они услышаны – вербальными средствами такого не достичь. Перевод слова в зримый образ помогает участнику процесса осознать наличие в обоих языках устойчивых смысл несущих моделей [3].
Танаков А.И., Кудрина И.Н., Хованский Е.П. изучили работу редактора-компоновщика – гибкой настраиваемой системы, хранящей настройки интерфейса самой программы, а также встроенного текстового редактора в специализированных XML-документах. Визуальный редактор-компоновщик позволяет включать в электронные ресурсы следующие двухмерные компоненты:
• растровые изображения (форматы JPEG, PNG);
• анимации (Flash-анимации);
• мультимедиа композиции, формат которых разработан и поддерживается сторонними производителями (QuickTime, Flash)
• видео [4].
«Каждый тип медиа компонентов (текст, изображение, анимация, видео и т.п.) имеет свои презентационные свойства, определяющие их динамические качества, пространственно-временные характеристики и способы визуального представления. Для создания презентационной системы важно иметь точное представление о компонентном составе мультимедиа контента, который она должна воспроизводить. 330 Моделирование компонентного состава позволит задать презентационные возможности презентационной системы и разработать ее архитектуру» [1].
Формами визуализации являются графические символы, типографика, фотографии, рисунки и инфографика.
Подходы к пониманию роли инфографики. В первую очередь главное преимущество инфографики – это удобство для пользователя и практическая ценность. Она позволяет просто и быстро вникнуть в проблему, посмотреть на задачу системно и комплексно.
Инфографика часто расходится по сети: форумам, блогам, социальным сетям, поэтому является отличным способом разрекламировать свой бренд или компанию. Создав качественную и полезную инфографику, разместив на ней свой бренд и адрес сайта, вы создадите пассивную рекламу. Однако если визуализация создается программой, которая может быть применена к различным наборам данных, то инфографика – это индивидуальная ручная работа для конкретного набора данных. Она носит более специфический и узконаправленный характер [2].
Дэвид Маккэндлесс наглядно демонстрирует одно из главных преимуществ инфографики, помещая большое количество информации на какую-либо тему в очень удобную схему для изучения. Видами инфографики пометоду структурирования и представления информации являются:
статичная инфографика;
инфографика, отображающая процесс, цепочку действий;
инфографика-инструкция;
динамичная инфографика;
видео-инфографика [2].
Ценность графических данных обусловливается способностью их изменить, обработать. Данные меняют информацию, что говорит о зарождении нового преобладающего направления – журналистика решений. Она способна объединить сообщество вокруг того или иного события, насыщенного эмоциями. «Информационная перегрузка, поиски новых форм представления сообщений способствуют возникновению новых трендов, тенденций, формирующих культуру медиа» [5].
Итак, мы рассмотрели самые актуальные тренды передачи графической информации, которые оказывают глубокое положительное воздействие на восприятие заказчиком необходимого ему продукта, создаваемого дизайнером в новейших компьютерных программах.
Литература
Быстров Д.А. Архитектуры презентационной системы образовательного насыщенного мультимедиа контента. // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/journal.
Сиббет Дэвид. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы. Книга. Издательство: Альпина Паблишер. 2013. – 280 с.
Танаков А.И., Кудрина И.Н., Хованский Е.П. Визуальный компоновщик образовательного мультимедиа контента. // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/journal.
Шевченко В.Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации. Статья. // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). – С. 189–195.