Аннотация: целью статьи является попытка рассмотреть причины слабого использования национальных культурных маркеров в современном дизайне при существующем богатстве культурного наследия России. Проблематикой мы выделяем: недостаток знаний у дизайнеров по проектированию современных объектов с применением тактичного использования народных ремесел в современных работах дизайнеров.
Ключевые слова: народные промыслы, российский дизайн, популяризация.
Народные промыслы - это наше наследие, которое мы должны бережно хранить. В 21 веке наблюдается вновь повышенный интерес к русским народным ремеслам. Например: матрешки, которые производят в Сергиевом Посаде; Нижний Новгород славится своей хохломской росписью, город Скопин выпускает оригинальную керамику. А кто не знает тульский самовар и оренбургский пуховый платок? Невероятной красоты павло-посадские платки, которые и сегодня являются популярным аксессуаром в гардеробе каждой женщины. Конечно, Ярославль, производящий до сих пор всеми любимые валенки, которые пользуются спросом в наши дни. Однако засилье зарубежных брендов вытесняет русского производителя» [6].
Сейчас народный стиль используется в проектах у зарубежных дизайнеров. Они помогают позиционировать культуру своей страны в арт-объектах и ландшафтном дизайне. Интерпретация национальных мотивов в Европе происходит на высочайшем уровне. Соотношение цены и качества иностранного разработчика зачастую лучше, чем у представителей российской школы дизайна.
Если рассматривать ситуацию в России, то возможность популяризировать народную тематику среди дизайнеров пока не получила широкое распространение в мегаполисе Москва. На наш взгляд, это связано со слабым знанием источников о разнообразии орнаментального искусства, графической культуры народов России. Часто можно увидеть множество копий одного и того же сюжета. Как только изделия начинают копироваться, повторяться множество раз, они перестают быть искусством.
Мы привыкли воспринимать народное искусство, только как сувенирную продукцию, которая, как правило, сейчас пользуется спросом только у туристов. Расширение возможностей народных ремесел, их использование в более широком спектре поможет увидеть новые шедевры российского дизайна. «Произведения искусства существуют вне времени. Но для того, чтобы ощутить их вневременность, необходимо понять их исторически. Исторический подход делает произведения искусства вечными, выводит за пределы своей эпохи, делает их понятными и действенными в наше время. Это - на грани парадокса» [3].
Необходимо изучать старые технологии, адаптировать их для современного дизайна. «Имея вековые народные и национальные традиции, декоративно - прикладное искусство является не только могучим средством эстетического развития искусства и художественного образования в целом. Оно является неисчерпаемым источником идей для внедрения в профессиональную проектную практику» [5].
Появляются энтузиасты, расширяющие новое направление, в результате этого популяризируют его. Так, например, использовать русский орнамент, элементы народного ремесла в создании фирменного стиля для русской компании, в рекламе. «На современном этапе подготовки к жизни подрастающего поколения нужно заботиться не только о качестве общеобразовательных дисциплин, но и уделять время художественно-эстетическому воспитанию, в котором должное место необходимо отвести изучению своих истоков, традиций, культуры» [3].
Вывод. Необходимо культурное наследие систематизировать в виде культурных маркеров и использовать в проектной культуре печатного продукции, ландшафтных объектов и продуктов мультимедиа для поднятия уровня развития дизайна.
Привлекая интерес к народным ремеслам, популяризируя их, необходимо разрабатывать технологии применительно к дизайну. Мы должны возродить интерес к народным ремеслам России, активно развивать российскую школу дизайна, что положительно скажется на процветании страны в будущем.
Литература
Глебушкин С.А. Традиционный народный костюм в современной культуре и системе образования. // Международная научно-практическая конференция "Народная художественная культура, как стратегический ресурс развития России", 2011. Режим доступа: http://www.glebushkin.ru
Лихачев Д.С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000.–440 с.
Мазина Ю.И. Национальные традиции декоративно-прикладного искусства в современном дизайне.//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, 2012. – 14 с.
Народные промыслы. Обзорная статья. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.ya-zemlyak.ru/nar_prom.asp.
Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности: Курс лекций и практикум. Осенний семестр 2015 года. Институт искусств МПГУ.
Фазылзянова Г.И. Формирование креативной культуры студентов: секреты педагогического мастерства // Гжельский ГХПИ. III Международная научно-практическая конференция «Образование, Наука, Культура». 24 ноября 2011, Часть II. – С. 145-151.