ИЗРАИЛЬ И РОССИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ДОМИНАНТЫ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИЗРАИЛЬ И РОССИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ДОМИНАНТЫ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В статье предлагается краткий обзор ценностных культурных доминант России и Израиля, их различия, схожесть и особенности в музыке, танцах, дизайне.

Ключевые слова. Доминанты культуры, культурное наследие, дизайн, искусство, современные тенденции, международный обмен опытом.

Целью статьи является попытка провести краткий обзор с элементами сравнительного анализа между двумя культурами России и Израиля.

Мы рассматриваем понятие «доминанта культуры» как совокупность принятых в обществе светских и религиозных ценностей, социальныхнорм, поведения, языка. Этот общий для всех народов и устоявшийся веками норматив в каждом обществе на определенном историческом этапе имеет свои отличительные особенности. "Культура любого народа является частью мирового культурного пространства, где происходит взаимодействие различных этнических культур" [7].

Россия. Русскую культуру сформировало православие, пришедшее на смену языческого восприятие мира, свойственного всем народам до становления государственности. Россия – многонациональная страна. И, естественно, ее развитие обусловлено особенностями национальных культурных достижений. Многие ученые посвятили этим особенностям свои работы, в том числе: Т.И.Бакланова (этнохудожественное образование), С.К.Ткалич (национально-культурные маркеры в системе научного дизайна), Г.И.Фазылзянова (культурологический аспект текстов локальных культур), И.В.Хомяков (стратегия регионального дизайна).

Рассмотрим такое феномен культуры в России, как народная и фольклорная музыка. Корни народной мелодии рождались возле колыбели, затем появились песни. Мелодичность восходит к культуре славянских племен, живших на территории Киевской Руси. Источник напевов, наигрышей на музыкальных инструментах в многонациональном государстве, территория которого охватывает и южные, и северные климатические местности проживания населения не может быть однородным. Поэтому в хоровых, инструментальных произведениях переплелись тюркские, финно-угорские элементы напевной мелодики.

На начальных этапах своего развития инструментальная музыка занимала гораздо меньшее место, нежели вокальная. В храмах был развит особый вид хорового пения (мужского, смешанного), где демонстрируется феномен пения «а-капелло» без музыкального сопровождения. Сегодня звучание таких хоровых шедевров признано уникальным во всем мире.

Появление музыкальных инструментов и слаженная комбинаторика их звучания в оркестровом исполнении отражает развитие светского искусства, а именно: появление нотной грамоты, навык ручного изготовления инструментов, струн разного диаметра, духовых инструментов. Стало развиваться вокальное мастерство исполнителя уже на фоне музыкального оркестрового сопровождения.

Изменения социально-экономической системы в любой стране влияет на появление новых жанров и жанровых модификаций. Например, в 19 столетии в европейских городах появились мануфактуры, промышленные цеха, где работали люди из крестьянского сословия. В 1861 году в России отменили крепостное право, так как пришло время, когда развитие предприятий потребовало большого количества рабочих возле станков и сталелитейного производства. Но массовое переселение молодёжи из российских деревень в города началось после 1917 года. Советская республика стала активно развивать индустриализацию, строились фабрики и заводы. Появилась новая прослойка «фабричной, заводской молодежи», которая также стала формировать свои представления о культурном досуге после работы, в выходные дни.

Жанровая система русского фольклора рассмотрена многими учеными советского периода. Новый жанр творчества городской фольклор – это новое направление на соединении традиционных и новых представлений о досуговых формах. В советское время в клубах и Дворцах культуры обязательно были хоровые, танцевальные, театральные коллективы, где занимались люди старшего возраста. Отдельно было организовано художественное образование в кружках и студиях с детскими и подростковыми коллективами [4,6].

Постепенно фольклор утратил свое лидирующее значение, так как понятие «фабричная молодежь» трансформировалось: за годы советской системы социально-экономического развития многонациональной страны многие получили образование, в городах появилась советская интеллигенция. Изменились и формы досуга, переносные «спидолы» предложили новые песни, мелодии, в моде стал звук саксофона в оркестре. Музыка нового формата стала громко звучать везде, даже на отдыхе среди лесной природы.

Изменение социально-экономической системы в конце ХХ столетияповлияло на интерактивные формы коммуникативного общения среди нового поколения молодежи постперестроечного времени. Российские творческие коллективы стали выезжать за границу. Международные гастроли обогатили знания, активизировали поиск новых жанровых модификаций. Рок-музыка, которая произвела революцию в музыкальном мире, стала понятным феноменом, она имеет каталог музыкантов и исполнителей песен.

Появление интернета открыло новые возможности для общения между странами, народами, молодежью и специалистами разных областей наук.

Сегодня студенты в границах вузовских программ обучения изучают календарные обрядовые песни; песни свадебного цикла; эпос; танцевальные жанры; лирические песни; частушки. Многие одаренные парни и девушки используют накопленные знания для создания своего стиля. Разнообразие творческих находок и талантливой молодежи в России можно видеть и сегодня, когда проводятся конкурсы с прямым включением и обязательно «живым» голосом.

Танец. Первоначально танец выполнял у каждого народа магическую роль, о чем свидетельствуют календарно-обрядовые танцы. Но наряду с обрядовыми танцами также развивалось «светское» направление в досуговых формах. Особенность движений в древних танцах любого народа заключается в имитации животных и птиц или трудовых процессов. Например, у русских это ткачество, жатва, посев. Но в каждом регионе его исполняли по-своему. У жителей Крайнего Севера движения передают занятия женщин (вышивку, выделку шкуры оленя) и занятия мужчин (охотничьи движения с копьем, луком и стрелой). В танцах известных коллективов исполняются сюжетные пантомимы с медведем, вороном, журавлем, и приводят в восторг зрителей точностью подражания движениями и голосом.

Архитектура России тесно связана с таким видом городских укреплений в древней Руси, как Кремль. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО входят Московский Кремль, Новгородский детинец, Казанский и Суздальский кремли. Но первоначально, до глинобитных и кирпичных стен основой для строительства был деревянный брус: обработанные топором стволы деревьев. Особый интерес у современных ученых вызывает деревянное оборонное зодчество. Поиск в архивных документах, описаниях путешественников рисунков крепостей из деревянного бруса, построенных в Сибири, является важным исследовательским вектором, так как сами крепости уже исчезли за столетия.

Если говорить о гражданской архитектуре, то в настоящее время наравне с типовыми застройками начали появляться проекты жилых зданий. Лисовский В.Г. пишет: «Поиски национального своеобразия в русской архитектуре Нового времени шли в обстановке именно такого противостояния. Привели ли эти поиски к какому-то конечному результату? Безусловно, нет, ибо такого результата и быть не может" [5]. Много в России задний и в стиле модерн, который был своего рода символом современности в начале 20 века.

Дизайн в России - это явление в проектной и компьютерной культуре, экологический показатель и метафорические эксперименты. Его можно рассматривать в разных вариантах развития и в сравнении: с мировым интернациональным дизайном, городским и сельским, региональным, экспериментально-научным. Ученые рассматривают дизайн в узкопрофильном и масштабном плане, на него возлагает большие надежды современное общество. И.В. Хомякова отметила, что "Дизайн сегодня — это пространство, в котором человек может реализовать потребность в гармоничной среде своего обитания" [8].

В чем же главное различие России и Израиля на сегодняшний день? Мнение автора статьи: как у каждой страны, есть особенности в образе мышления, мировосприятии и ценностных установках, в совокупности принятых в обществе норм и поведения. Исторически сложилось так, что русский народ в своем национальном разнообразии живёт на своей территории, что определило длительное сосуществование традиционных и более современных пластов культуры. Израиль, получивший признание и статус только в середине ХХ века (после Второй мировой войны), стал развиваться быстро, динамично, как и подобает молодой стране, куда стали перебираться на жительство евреи-пассионарии.

Государство Израиль - это единственный народ, который на протяжении 2000 лет не имел своей территории, но сумел сохранить свой язык и культуру и заслуженно этим гордится. Влияние еврейской культуры велико не только внутри своей страны, но на весь мир в целом, так как она является прямым и неоспоримым свидетелем событий древнейших времён Христа и стояла практически у самых истоков зарождения мира. Следует отметить, что евреи очень привязаны к религии - к иудаизму, несмотря на то, являются ли они евреями-израильтянами или живут в другой стране.

Обратимся к КЕЭ (краткой еврейской энциклопедии, изданной в 11 томах в Иерусалиме в период с 1976 по 2005 годы Обществом по исследованию еврейских общин при поддержке Еврейского университета в Иерусалиме). Например, йеменская музыка, хасидские мелодии, джаз, рок - все это является частью израильской сцены. Танец Хора (традиционный в Израиле) имеет свою специфичность: если в нем участвует большое количество танцоров, они образовывают круг-хоровод один в другом. Самым известным таким танцем-хороводом можно назвать исполнение под музыку "Хава нагила", которая дословно переводится как "Давайте радоваться".

Архитектура Израиля. Замки крестоносцев, исламские учебные заведения (медресе), византийские церкви, арабские минареты, купола русской православной церкви и современные небоскребы – все это представлено сегодня в архитектурном ландшафте и притягивает туристов из разных стран.

"Израильтяне не любят придерживаться одного стиля. Они хотят создавать своё, новое, пристально обращая внимание на практичность и удобство использования материалов. Удивительно, но люди действительно хотят принимать участие в процессе, не оставляя без внимания ни один «винтик» механизма. Сейчас популярно играть на свете и цвете" [3].

А.М. Борода, Президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) отметил в теле-интервью (ноябрь 2015), что "евреи Марокко, Алжира, Сирии – это разные культуры, хоть и один народ"; у евреев есть отличие даже в языке (в зависимости от места проживания). Так, немецкие евреи говорят на языке "идиш", испанские евреи на языке "ладино". В культуре, обычаях, традициях евреев идет накладка в зависимости от места их проживания. Принадлежность к еврейской литературе определяется больше не по тематике произведения, а по языку написанного. Еврейское искусство, попадая в другую страну, превращается в искусство этой страны. Пример: художник Левитан, еврей по национальности, считается русским художником. Большинство его работ направлено на воспевание русской природы" [2]. Также А.М. Борода отметил, что интерес к еврейской культуре возрастает: "Люди "проголосовали" ногами, придя в Еврейский музей и центр толерантности во время акции "Ночь музеев". Тем самым он стал третьим музеем по посещаемости в этот день" [2].

Вывод. Общее для России и Израиля в том, что общество этих стран консолидируется вокруг религии, но также развивает свою национально-культурную модель светской культуры в разных жанрах. Специалисты старательно и кропотливо изучают исторические и современные достижения, художники и дизайнеры нашли взаимопонимание в области дизайна городской среды. Известны слова российского академика Д.С. Лихачева, сказанные в телеинтервью: «Если нет памятников культуры, если нет политики её сохранения и развития – нет народа». Эти слова можно сделать общим тезисом той деятельности, которая усиленно ведется специалистами, учеными, педагогами, художниками и дизайнерами Израиля и России.

Хотелось бы пожелать российским дизайнерам активнее популяризировать своё профессиональное назначение в многонациональной стране. Примером назовем коллективную монографию «Российский дизайн: этнохудожественный и графический контент» [10]. Для любой многонациональной страны важно формировать консультационный блок деятельности по разным направлениям сохранения национально-культурного фонда, как некоммерческую услугу сервиса для творческой молодежи, без которой не может развиваться современное общество и государство.

Литература

  1. Бакланова Т.И. Проблемы этнохудожественного образования в содержании профессиональной подготовки студентов педагогического вуза// Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. –2015. –№ 1. – С. 27-31.

  2. Борода А.М. Президент ФЕОР. Интервью каналу "Культура". Ведущий А. Максимов. Тема: "Стереотипы и особенности еврейской культуры", 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://tvkultura.ru.

  3. Диз А. Интервью. Дизайн интерьеров по-израильски. Электронный ресурс. Режим доступа: http://loveisrael.ru

  4. Краюшкина Т.В. Обращения и наименования как средства выражения эмоций (на материале русских народных волшебных сказок Сибири и Дальнего Востока). Журнал Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Выпуск № 4. 2010.

  5. Лисовский В. Г. Архитектура России. Поиски национального стиля. Изд-во: Белый Город, Москва, 2009. Электронный ресурс. Режим доступа: http://belygorod.ru.

  6. Никитченков А.Ю. Русский фольклор в системе подготовки магистров педагогики.//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Выпуск № 20. 2011. – С. 59-70.

  7. Полынская И.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного общеобразовательного пространства России // Фундаментальные исследования. – 2012. № 6/1. – С. 48-52. Режим доступа: http://rae.ru.

  8. Хомяков И.В. Стратегии регионального дизайна.// Регионология. №1. 2010. Электронный ресурс. Режим доступа: www.regionsar.ru.

  9. Ткалич С.К. Курс «Основы исследовательской деятельности». Теория и практикум. Осенний семестр. 2015. Институт искусств МПГУ.

  10. Ткалич С.К. Перспективные исследования на основе взаимодействия между базисом народной художественной культуры и возможностями научного дизайна. Рекомендации для 1-го Конгресса. //1-ый Международный Конгресс «НХК в культуре и образовании». //Сборник (PDF). Институт культуры. – М.: МГПУ. 25.03.2015.

  11. Ткалич С.К., Коновалова А.В. Дивергентно-семиотическая структура научного дизайна в педагогике искусства.// Международный журнал «СИМВОЛЫ НАУКИ».ISSN 2410-700X. РФ, Уфа. 2015. – С. 196-200. Режим доступа: nauka@os-russia.com

  12. Фазылзянова Г.И., Ткалич С.К., Файзрахманова Г.К. Российский дизайн: этнохудожественный и графический контент. Коллективная монография. – М., МГГУ им. М.А.Шолохова. Издательство КазГУ. 2015. – 100 с.

Просмотров работы: 812