Аннотация: в статье рассматривается подход к разработке информационного модуля для дизайнеров. Особенность модуля в том, что в нем будут собраны сведения об орнаментальных достижениях народов Северного Кавказа. Модуль предназначен для дизайнеров-графиков, дизайнеров-модельеров.
Ключевые слова: дизайн-консалтинг, информационный модуль, тематический контент, орнаментальное искусство.
Для современных дизайнеров важно знать истоки и ценности культурных достижений, которые могут применяться в проектных предложениях для заказчика. «Программа профессиональной подготовки дизайнеров на основе изучения этнохудожественного наследия народов России в условиях глобализации и конвергенции способствует открытому образованию и намечает пути адаптации этнических культур в условиях конвергенции» [4].
В мире множество народов, и у каждого из них своя культура. Вся Россия – как большой Центр многонациональных культур. «Этнокультурные центры являются не только средством удовлетворения и совершенствования национальных культурных потребностей, но и важным механизмом перестройки национальных отношений» [5].
В статье мы концентрируем внимание на орнаментальных достижениях карачаевского и адыгейского народов Северного Кавказа.
У карачаевского народа, как и у адыгейского, своеобразный стиль орнамента. Орнаментальные симметричные композиции включают в себя, как правило, разнообразие растительного мира, роговидные завитки животных, трилистники. Традиционным орнаментом у обоих народов является узор «бараний рог», его истоки появления связаны с древним культом животных. Так как орнаменты у всех народов являются оберегом, у каждого узора своя функциональная роль. Например, орнамент «бараньи рога» должен оберегать и наделить человека выносливостью и силой.
Растительные мотивы узора тоже были связаны с культовыми поклонениями. Они верили в магическую силу плодовых деревьев. Также почтительно жители относились к деревьям, растущим на склонах гор и в низинах. Листья этих деревьев также использовались в качестве оберега, который приносит «счастье» (здоровье) в дом. Трилистник должен был привлечь положительное внимание природных сил и привлечь «удачу» для человека в делах.
Отметим важный компонент современного интерьера: коллажи, где используются естественные или декоративные растения, подвесы на просвет окна. Каждый водитель обязательно укрепляет на лобовое стекло амулет, его качание во время движения автомобиля словно «гипнотизирует» водителя, успокаивает своим «деятельным» присутствием в виде маятниковых движений, как защитный символ-предмет.
Как видим, люди и сегодня считают обязательным наличие предмета-охранителя не только в интерьере квартиры, офиса, даже в суперсовременном автомобиле. Понятно, что этот деликатный «ритуал» поклонения и почитания скорее дань моде, благодаря очень разветвленной коммерческой и психологически выверенной рекламе сувенирной индустрии.
Этнокультурное образование является важной составляющей для подготовки дизайнера. В России система этнокультурного образования уже много лет определена как обязательная в школах, колледжах и в вузах [1,2]. Многие города России внедрили эту программу обучения молодежи. Однако программа может иметь разный уровень освоения.
Сегодня актуально разрабатывать программы для взрослого населения, так как этот пласт обучения был выпущен из внимания в перестроечные годы, когда училось именно современное взрослое население страны (35-45 лет). Родители в таком возрасте практически ничего не могут объяснить детям и подросткам, начинается второй этап аморфного знания, который требует внедрения программ дополнительного образования.
Важным источником для дизайнеров является не только общее знание, но и конкретика знаковых кодов традиционной культуры.
Для дизайнеров открывается огромное пространство культурных маркеров, которые рекомендуется использовать в проектировании ландшафтного дизайна, и внешнего облика архитектурных объектов данного региона. Это могут быть гостиницы для туристов, социально-культурные центры для населения, экспозиции творчества народных мастеров, галереи арт-объектов современного дизайна.
Появление в педагогической практике подготовки дизайнеров понятия о «Региональной художественной константе» помогает графикам «сформировать свое собственное творческое кредо, создавать интересные, неповторимые проекты» [3].
Вывод. Орнамент любого народа может быть известен всему миру, если его будут использовать дизайнеры. Но для этого у дизайнеров должны быть информационные альбомы культурных маркеров и практически задания по этой теме.
Литература
Бакланова Т.И. Проблемы этнохудожественного образования в содержании профессиональной подготовки студентов педагогического вуза [Текст] // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. – 2015. – № 1. – С. 27-31.
Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности. Курс лекций и практикум. Осенний семестр 2015 года. Институт искусств МПГУ.
Ткалич С.К. Региональная художественная константа. Монография. – М., 2011. – 110 с.
Фазылзянова Г. И. Этнокультурный центр как объект общественного партнерства // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1. – С. 9-11.