Аннотация: в статье рассмотрены современные тенденции проявления этнических традиций славянской культуры на проектирование объектов дизайна в условиях современного мегаполиса. Подчеркивается необходимость исследования национальной модели графического дизайна в контексте современных процессов информационной глобализации.
Ключевые слова: проектирование объектов дизайна, славянская культура, мегаполис, глобализация.
Необходимость разработки темы обуславливается сложностью и неполнотой современного дизайн-процесса, ограниченным вниманием к содержанию объектов формообразования и их эстетических показателей; необходимостью возрождения культурного наследия и традиций народа; определением взаимосвязи современных экологических и стандартных принципов проектирования объектов дизайна и нахождения путей их взаимного влияния. Мы согласны с мнением авторов статьи, что «представления о культурном наследии региона, его этнохудожественных ресурсах являются важным блоком интеллектуального багажа знаний дизайнера» [6, с. 4].
Как известно, современное проектирование объектов дизайна находится на высоком уровне технического и конструктивного развития, однако важно стремление внести в отдельные элементы эстетические признаки, присущие культурному ландшафту локальной территории. Это очень важно, например, для туристской индустрии.
Культурные маркеры востребованы в разных социально-культурных мероприятиях, фестивалях, театральных декадах, ярмарочных декадах, что необходимо для населения в условиях современного мегаполиса. Народная материальная культура складывалась в системе социально-экономических, исторических, географических, этнических факторов. Совокупно они определяли этнические черты материальной культуры, региональное своеобразие, что было важным источником между поколенной информации. В компьютерных программах проектирования маркеры не заложены, такие характеристики не учитываются, что влечет за собой потерю своеобразной этнокультурной выразительности в проектах. Задача состоит в поисках путей синтеза культурных достижений и традиций русского народа в сфере проектирования объектов дизайна в условиях современного мегаполиса.
Именно дизайнеры, иллюстраторы книг, альбомов стали уделять внимание каждой этнокультуре, в том числе художественным и графическим конструктам славянской культуры, орнаментике и знаковой наполненности [3].
Именно на основе новых арт-объектов, интерьеров и ландшафтного дизайна происходит интеграция народных традиций в современное культурное пространство мегаполиса.
Книги, посвященные исследованиям понятие «форма», анализируют процесс формообразования в современном пространстве, его сущность, свойства и качественные показатели. Такая информация позволяет свободно оперировать объектами окружающей среды, формируя пространство согласно любым потребностям, и не только технического характера [1,2,3]. Существующие работы по данной тематике проектной культуры современного дизайна дают возможность оценить состояние современного проектирования и объективно оценить целесообразность и пути применения народных традиций.
Если совершить экскурс в наследство славянской культуры, в частности, орнаментики, то можно сделать вывод, что для нее характерны четырех частное симметричное построение композиции и насыщенные яркие цветовые сочетания, построенные в основном в теплой гамме. Итак, орнамент, имея статус знаковой и ментальной категории, то есть средства коммуникации в обществе, характеризуется своими этническими особенностями: выразительностью, информативностью.
Но не только орнаментика имеет этническое своеобразие. Как знаково-символическая форма коммуникации, шрифты также отличаются своими национальными особенностями, обусловленными природными антропологическими различиями. В мировом художественном прыжке ХХ в. российские художники не утеряли родовых примет, потому что за ними стояла большая духовность иконы, жизнеутверждающая сила крестьянского искусства [2, с. 14-15]. Это, конечно, наложило свой отпечаток на развитие национальной формы в дизайне.
Сегодня при проектировании объектов дизайна в условиях современного мегаполиса существуют следующие сложности создания дизайн-продукта, ориентированного на внутренний или мировой рынок:
поверхностное, механистическое, иногда вообще дисгармоничное наложения визуальных славянских стереотипов дизайн формы - этот уровень является самым примитивным и распространенным;
использование славянских конструктов на основе повторения творческих решений, найденных дизайнерами западных стран - этот уровень является более сложным;
создание оригинального дизайн-продукта с привлечением глубинных ценностей славянских этнокультуры в синтезе с художественными достижениями мировой дизайнерской мысли. Этот уровень является самым сложным в связи с тем, что требует глубоких и системных знаний из отраслей культурологии, искусствоведения, истории, социологии, психологии потребителя.
Подавляющее большинство дизайнеров в России пока не имеют таких знаний, и поэтому они вынуждены работать на втором уровне. Стоит обратить внимание на слова Л.В. Неретина: «В связи с этим все более актуальным становиться взгляд на народную культуру как основу нравственного, художественно-эстетического образования и воспитания учащихся» [4, с. 46].
Этнические мотивы в дизайне должны использоваться целесообразно и обоснованно с учетом сложившихся культурных традиций. Важно ориентироваться на художественные ремесла, народное творчество, традиционные совершенные символы, которые сложились в течение веков: мотивы орнамента и характерную колористическую гамму.
Вывод. Перспектива дальнейшего исследования развития приспособления этнических мотивов к современному дизайну несет в общество огромное влияние: формирует нравственные, эстетические и культурные взгляды, воспитывает художественный вкус целевой аудитории. Бережное культивирования аутентичных национальных особенностей и их гармоничная интеграция в актуальные проектные парадигмы в перспективе могут стать значимым фактором в формировании модели дизайна.
Литература
Азизян И. А. Теория композиции как поэтика архитектуры / И. А. Азизян, И. А. Добрицына, Г. С. Лебедева. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 568 с.
Декоративно-прикладное искусство и дизайн: грани соприкосновения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 7 февраля 2012 года) / Отв. ред. М.М. Новикова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012. — 114 с.
Кошаев В.Б. Общественное значение художественно-графического образования и его перспектива // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №2. С.57-68.
Неретина Л.В. Решение проблемы преемственности средствами этнохудожественного образования в русско-славянской школе/Вестник ОГУ, № 6. 2005.
Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. – СПб: Речь, 2004. – 672 с.
Ткалич С.К. Перспективные исследования на основе взаимодействия между базисом НХК и возможностями научного дизайна. //1-ый Международный Конгресс «НХК в культуре и образовании». //Сборник (PDF). Институт культуры. – М.: МГПУ. 25.03.2015.