Ключевые слова: плакат, рекламная стратегия, жанровые показатели, эстетические ценности, функция экспертизы.
Целью статьи является попытка наметить контуры преодоления проблемы несогласованности жанровых и коммерческих показателей в современном графическом плакате. Подходы к данной проблематичному вопросу из области социально-экономической инфраструктуры РФ отмечены у разных авторов. Но все рассматривают вопрос фрагментарно, с позиции своей профессиональной деятельности: и педагоги, и художники, и специалисты по рекламе, и даже искусствоведы.
Наш тезис: «Плакат – это форма изобразительного искусства, выполняющая предназначенную практическую функцию, внедренная в массы и нацеленная на конкретные социальные или маркетинговые задачи. Жанровые особенности плаката включают в себя ясность выражения, легкость доступности и непротиворечивость. Очень важно учитывать, что плакат представляет собой художественно оформленную информацию, необходимую для донесения до зрителя. При этом она рассчитана на ограниченное время».
Н.Тарабукин классифицирует виды плакатов по двум категориям: коммерческой и идейной. Коммерческая часть вбирает в себя торговые, рекламные и индустриальные цели для плаката. Идейная категория, в свою очередь, является политической, военной, социальной и агитационной [1].
Рассмотрим актуальность коммерческой группы. Система маркетинга основана на анализе рынка в комплексе. Ее основной целью является максимальное продвижение товаров и услуг. Поэтому производитель непосредственно заинтересован в качественной рекламе. Плакат, как продукт полиграфической отрасли, является достойным примером такой рекламы.
Идейный или социальный плакат выполнял призывно-революционную, патриотическую, воспитательную, образовательно-техническую смысловую нагрузку в зависимости от периода политического и культурного, технологического переустройства нашей страны. Эпоха социального плаката, как политического инструмента, закончилась. Сегодня такой плакат является популярным коллекционным раритетом.
В начале 21 века, в наши дни, у художественной мастерской практически отсутствует возможность получить заказ от правительства. Это связано с тем, что в постперестроечной России функционирует большое количество рекламных бюро, студий, корпоративных обществ с ограниченной ответственностью, которые могут оперативно выполнить заказ даже от частного лица. В прежние времена были известны авторы плакатов, например, в театральном жанре искусства. Теперь конкуренция имеет не персональный, а корпоративный или маркетинговый формат. Обилие фирм и дизайнеров по компьютерному изготовлению нивелирует эстетическую ценность плаката.
Мы полагаем, что можно ожидать волну интереса к авторскому плакату, если авторы будут использовать не компьютерные или интернет-клише, в том числе, и многочисленные образцы клипарта, а свои разработки и навык стилизации, который, к сожалению, дальше учебных работ не продвигается.
Сейчас социальный плакат является средством коммерческого привлечения внимания к тем или иным товарам, услугам сервиса. Перед дизайнером плаката стоят очень специфические задачи. Например, туристические фирмы, фольклорные фестивали нуждаются в оригинальных композициях плаката, где прочитывается национально-культурный маркер территории.
Зритель должен быстро усваивать информацию, которую несет плакат. Однако часто в плакаты не закладываются понятные для аудитории образы. Из-за этого зритель не воспринимает содержание плаката. Эстетические ценности – это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего, в искусстве) на основе законов красоты и совершенства [6].
Рекламодатели коммерческой и социальной рекламы заинтересованы в активной аудитории, которая будет правильно воспринимать информацию. Поэтому правильная реклама должна отражать эстетические ценности общества, которому она предлагается.
Проблема отсутствия эстетических ценностей в плакате многократно поднимается, но развития не получает. Почему так происходит?
На наш взгляд, развитие одного из направлений социального плаката зависит от конкретики отражения отечественных маркеров этнохудожественной, графической культуры многонационального российского общества. В этой связи мы согласны с мнением А.Н. Крадышева: «Рекламные плакаты, обладающие ярко выраженными свойствами, способствуют развитию эстетического вкуса личности, обогащению его эмпирического опыта с одной стороны, с другой – экземпляры, абсолютно лишенные эстетического содержания, пустые и невыразительные – вызывают возмущение и неудовлетворение. Насыщенность эстетическими свойствами зависит от эстетической развитости проектировщика. Дизайнер или коллектив, проектирующие рекламный плакат, должны ставить целью придание плакату художественной значимости» [7].
Необходимость быстрой и однозначной передачи информации предъявляет требование к образному стилю плаката, к лаконичности эстетического решения. В плакате можно использовать различные средства выразительности, но также важно знать графические приемы при разработке.
О.Д. Гладун в своей статье рассматривает знаковую специфику плаката, функции и задачи визуального языка. Автором выявлены некоторые тенденции развития на современном этапе [3]. Мы согласны с мнением О.Д. Гладун. Рассмотрев возможности современного плаката, можно сделать вывод: он становится более коммуникативным и информативным. Однако это становится доступно только благодаря профессионализму авторского решения.
При выборе цвета, изобразительных или текстовых объектов, шрифтов и других элементов плаката, необходимо учитывать эстетические ценности целевой аудитории. Часто даже хороший, грамотно построенный плакат, не воспринимается зрителем, потому что создан для другой категории населения. Категорий существует огромное количество. Их можно разделить на группы: по возрасту, национальности, вероисповеданию, социальному статусу, локации, профессии и т. д.
В работе автора Ван Мэн подробно рассмотрены художественно-коммуникативные особенности зарубежного плаката. «Художественно-коммуникативные особенности плаката во многом подчиняются влиянию общественного развития, культурных стереотипов и мифологии массового сознания» [2].
Однако, учитывая все особенности создания плаката, не всегда в результате выполняется основная задача - получить информативный плакат, соответствующий эстетическим ценностям аудитории. Чтобы добиться необходимого результата, предлагаем использовать эффект независимой экспертизы. Этот метод предполагает анкетирование, интервьюирование или любой другой способ сбора оценочных мнений экспертов. Эксперты должны быть выбраны из числа целевой аудитории. Их количество может колебаться от одного и до бесконечности.
Организатор должен составить определенный шаблон с интересующими вопросами или попросить экспертов описать свои впечатления о плакате. И в том, и в другом случае, можно получить полезную информацию. С помощью предложенного методанезависимой экспертизы можно:
а) рассмотреть на примере рекламной продукции привлечение внимания целевой аудитории;
б) проанализировать сочетание выбранной рекламной стратегии и графических приемов.
Когда организатор получает необходимый материал, проектировщику нужно проанализировать мнение экспертов. Если оно тождественно намеченной цели, можно начать распространение плаката. Однако если мнение экспертов не совпадает с задачей плаката, необходимо пересмотреть его содержание.
Таким образом, мы предлагаем использовать метод независимой экспертизы, чтобы разрешить проблему отсутствия эстетических ценностей в плакате. В результате создания гармоничного плаката мы добиваемся цели рекламного дизайна: привлечь зрителя, популяризовать товар, услугу или идею, спровоцировать спрос или побудить к действиям.
Литература
Андреева О.В. «История книжного дела в изобразительных аудиовизуальных и вещественных источниках». Учебное пособие. – М: МГУП, 2008. – 172 с.
Ван Мэн. Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике. Автореферат дисс. искусствоведения. – М., 2010.
Гладун О.Д. Язык современного плаката: тенденция развития. Статья. //В мире науки и искусства. № 25. 2013. Режим доступа: www.cyberleninka.ru.
Король А.Н. Основные виды графического дизайна: определения терминов. 2013. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://conf.tsu.tula.ru.
Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности в дизайне». Курс лекций и практикум. Осенний семестр 2015. – Институт искусств: МПГУ. Кафедра дизайна.
Тюменцева М.В., Чикунова О.И. О структуре интерактивного плаката. Статья.//Электронный журнал «Реферун». – С. 197-198. Режим доступа: http://www.referun.com.