«В научно-педагогической литературе под педагогическими условиями понимают совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач (В.И.Андреев, М.Е.Дуранов, А.Я.Найн и др.). При этом, ученые к педагогическим относят только те условия, которые сознательно создаются в педагогическом процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его протекание. В исследовании мы разделяем позицию, согласно которой педагогические условия нельзя сводить только к внешним обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, оказывающих влияние на процесс, так как развитие личности в педагогическом процессе представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления» [2].
Анализ литературы позволил нам дать следующее определение «организационно-педагогических условий: это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей контрольно-аналитической деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты и смысла этой деятельности, ее упорядоченности, целенаправленности и предметной продуктивности»[2].
Одним из ключевых условий реализации познавательно-исследовательской деятельности выступает развивающая предметно-пространственная среда, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер» [5,с.16]. А.А. Кочеткова, Н.И. Левшина отмечают, что «деятельность опытов и экспериментирования дает ребенку дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управление теми или иными явлениями и предметами» [3].
В ФГОС ДО прописаны требования к развивающей предметно-пространственной среде: организация развивающей среды в ДОО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. ФГОС ДО предлагает реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…» [6]. Мы видим, что на первом месте в освоение любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении и на игровом участке. Это актуально и в связи с тем, что «предметно-пространственная развивающая образовательная среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения» [4].
Еще одним важным условием выступает необходимость формирования профессиональной компетентности педагогов, без наличия которой не возможна реализация познавательно-исследовательской деятельности. О.А.Хохлова определяет профессиональную компетентность современного педагога дошкольного образовательного учреждения как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в образовательном процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребёнка, его общих и специальных потребностей.
Формированию деятельностного компонента готовности педагогов к организации познавательно-исследовательской деятельности способствуют практические формы методической работы: семинар-практикум, открытый показ деятельности педагога, творческие микрогруппы, смотр-конкурс, мастер-класс.
При проведении различных методических мероприятий, целесообразно прибегать к следующим методам обучения: проблемное изложение; поисковый метод; метод игрового моделирования; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам.
Предложенные алгоритмы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность – это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату.
Последним не менее важным условием выступает контроль, который позволяет создать информационную базу для оценки работы персонала, предусмотреть способы влияния на них с целью побуждения к более продуктивной профессиональной реализации познавательно-исследовательской деятельности.
Существуют разнообразные виды контроля. Например, В.П. Симонов считает, что: «по времени контроль делится на такие виды: предварительный; текущий контроль. В основе текущего контроля лежит следующее сравнение уровня развития воспитанников в усвоении программы с нормативными критериями; влияние на изменение результатов и достижений дошкольников; определение проблем, которые оказывают влияние на усвоение учебной программы; эффективное знакомство воспитателей с результатами контроля, формулировка управленческих решений, рекомендаций. Контроль над осуществлением педагогического процесса с измененными темпами и сроками прохождения программы»[1]. Именно в процессе тематического контроля осуществляется более тщательное изучение системы педагогической деятельности с воспитанниками по вопросам реализации познавательно-исследовательской деятельности.
Таким образом, мы рассмотрели комплекс организационно-педагогических условий, при которых возможна эффективная реализация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации.
Литература
Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. –М.: ТЦ Сфера, 2006. –96 с.
Войтина, Н.И. Организационно-педагогические условия эффективности контрольно-аналитической деятельности в педагогическом колледже :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Магнитогорск, 2001. 190 c.
Кочеткова А., Левшина Н.И. К проблеме развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 397-399.
Левшина Н.И., Абричкина М.Е. Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 144.
Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / В.А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова – М: Новая школа, 1993. – 192 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : проект [Электронный ресурс]. – http://минобрнауки.рф/новости/3597