Проблема духовно-нравственного оздоровления общества: восстановление ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только масштабными действиями.
В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.
Развитие нравственной и духовной культуры как одного из атрибутов общественного бытия предполагает осмысление различных аспектов духовного потенциала, то есть тех социальных и духовных источников, возможностей, резервов и средств деятельности, которые обеспечивают прогресс личности и общества. Смысл и цели общественного развития, в конечном счете, состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои устремления и вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как главный субъект, пользующийся его результатами.
Очевидно, что такие социальные институты, как семья, школа, колледж, вуз помогают человеку определить свой жизненный путь, сформировать богатый духовный мир. Большая роль в решении данной задачи отводится педагогу. Эффективность решения всех этих проблем кроется, на наш взгляд, не столько в содержании обучения, сколько в качественном воспитании, ядром которого должны стать духовно-нравственные ценности.
Проблема заключается в том, что в обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых молодежью принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смыслообразующие ориентиры. Это вызывает необходимость переосмыслить деятельность, отношения, имеющиеся образцы, и нравственные нормы поведения современного школьника, в связи с чем появляется необходимость ориентации подростка еще в условиях школы, на развитие нравственных качеств в сфере его учебной деятельности [6].
Поскольку фундаментом становления личности современного молодого человека является его духовно-нравственная зрелость, то основанием моделирования учебно-воспитательного процесса в школе должна стать активизация школьников на выявление и развитие их духовно-нравственного потенциала.
Тема выявления, развития и реализации духовного потенциала является крайне важной в практическом и идейно-теоретическом отношениях. Человеческий потенциал только отчасти представляет собой нечто данное человеку от рождения - в значительной мере он развивается в процессах социализации личности.
Развитие духовно-нравственного потенциала личности способствует становлению ценностно-смысловой сферы сознания человека. Оно предполагает внутренние изменения в личности: ценности, потребности, мотивы, интересы, установки, позиции, мысли. Формируется позитивная «Я - концепция», устанавливаются интегративные связи между основными личностными сферами: ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой и деятельностно – поведенческой [3].
В результате этого, человек обретает целостность, способность к осознанному выбору, становится самостоятельным, устойчивым по отношению к негативным влияниям. Иными словами, благодаря развитию духовно-нравственного потенциала складываются личностные структуры сознания воспитанника, в результате чего, у него изменяются не объективные условия жизни, а субъективное переживание этой жизни, а значит - изменяется его жизнь. Для подростков чрезвычайно значимым является их ощущение жизни, собственный внутренний мир интимных переживаний и его выражение в общении со сверстниками. При этом надо помнить, что подростки самолюбивы и обидчивы, не всегда умеют сдерживаться. Малейшая несправедливость к ним может вызвать протест в форме грубости, резкости, дерзости.
Все это, конечно, в какой-то мере затрудняет педагогическую работу по развитию нравственности и духовности школьника. Но с другой стороны, именно в этом возрасте появляются более благоприятные условия для педагогической работы с подростками, так как у них формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу, складываются основы нравственности. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения [2].
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно поэтому у подростков значительно расширяется круг общения с людьми, они включаются в работу различных кружков, секций, вступая в более тесные и многочисленные контакты. Часто, не признавая необходимости нравственного саморазвития, подростки в то же время проявляют повышенное внимание к этому вопросу: у них появляется интерес к своему внутреннему миру, растет самосознание, возникает стремление к самооценке. Все это способствует успешному формированию нравственных понятий, выработке моральной направленности, повышению уровня моральной осознанности, на критериях которых и основывается духовно-нравственное развитие личности подростка.
В основе развития духовно-нравственного потенциала личности лежит принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное с использованием принципов развивающего обучения. Роль учителя в развитии духовного потенциала личности школьника отличается от традиционной роли педагога как носителя знаний. Перед ним стоит иная задача: не передать знания, а раскрыть собственные возможности ученика. Учитель, помогая подростку проявлять свою уникальность в школьной жизни, способствует тому, что жизнь ученика благодаря этому наполняется новым смыслом.
Основными линиями работы по развитию духовно-нравственного потенциала личности с подростками является расширение репертуара средств эмоционального самовыражения, овладение коммуникативными навыками и умением ставить и решать проблемы. Освоение коммуникативных умений и навыков осуществляется на основе эмоциональной поддержки другого человека, на основе построения помогающих отношений. Педагог, ведущий занятия по развитию духовных потенций школьников, выступает как носитель определенных ценностей - ценностей психологической безопасности и поддержки в общении. Эти ценности усваиваются детьми и становятся их собственными ценностями.
В этом возрасте по-прежнему богатые возможности для личностного развития детей несет в себе игра. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о ролевых играх. Такие игры необходимо включать в учебно-воспитательный процесс в школе наряду с обычными занятиями.
Определенный вклад в развитии духовно-нравственного потенциала личности вносит педагогическая деятельность, в ходе которой воспитуемый оказывается в ситуации нравственного выбора. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами: долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и т.д. У человека всегда есть выбор, и задача образования заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Способность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях является одной из основ нравственного развития личности подростка. Истинная педагогика начинается с помощи человеку в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие [1,4].
Проведенное исследование убедило нас в том, что одна из главных задач педагога - сознательное и целенаправленное формирование взаимоотношений детей в процессе деятельности. Их нравственное развитие во многом зависит от того, как складываются эти взаимоотношения именно в школе. Проведенная нами педагогическая работа, нацеленная на развитие духовных потенций подростков, оказала влияние на школьников. Наши занятия способствовали постепенному накоплению школьниками опыта нравственных взаимоотношений, формированию у них привычки морального самоконтроля в общении, выработке этической культуры. После проведенной нами серии уроков, которые включали в себя и ролевые игры, и ситуации, и беседы и мини-конкурсы, школьники осознали необходимость приобщения к нравственной культуре. В разработанной серии занятий основной акцент был сделан на создание гуманного стиля взаимоотношений педагогов, детей, родителей.
Обобщая результаты проведенного нами исследования, следует еще раз подчеркнуть необходимость целостного рассмотрения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях российского общества. В центре наших исследований была личность подростка и методы её развития средствами психолого-педагогических воздействий. Полученные нами в ходе работы выводы и результаты свидетельствуют о необходимости в дальнейшем разработки педагогических основ развития духовно-нравственного потенциала школьников подросткового возраста, создания педагогических условий для актуализации нравственного опыта учащихся.
Литература
Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в учебно-событийной деятельности. - Казань: Карпол, 2002. -230 с.
Мирзоев Ш.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова. Известия Дагестанского государственного педагогического университета (Психолого-педагогические науки) 2008, №4 – С. 23-33.
Омарова Н.М. Формирование духовно-нравственных ценностей в философии и педагогике. / Омарова Н.М. // Вестник университета № 6. ГОУ ВПО «ГУУ». М, 2011. С.70 - 72.
Рыбаков С. Подросток глазами социолога //Народное образование. -2001.-№ 4.-С. 175-177. '
Уткин К.Д. Модель духовности: интеграл целостности и алгоритм гармонии / Отв. ред. Б.Н. Попов; Якут. гос. с.-х. акад., Центр духовности «Туласа». — Якутск, 2002. - 56 с.
Магомедова З.Ш. Формирование корректного поведения младших школьников в конфликтных игровых ситуациях. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дагестанский государственный педагогический университет. Махачкала, 2008
6