АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Фатуллаева А.М. 1
1Алтайский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемой адаптации к школе занимались такие ученые как Ш.А. Амонашвили, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова и др.

По мнению И.Л. Левиной, школьная адаптация –один из видов социальной адаптации, выражается в определенном уровне овладения навыками и умениями, в формировании некоторых необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения ребенка к процессу обучения [4].

На адаптацию школьника влияют субъективные и объективные факторы. К объективным, не зависящим от человека факторам принято относить условия, связанные с учебным процессом, а к субъективным факторам относятся пол и возраст ребенка, коммуникабельность, готовность учиться, самоконтроль и др. [2].

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделяют следующие кри­терии уровня адаптации младших школьников:

1) успешность обучения: успеваемость, овладение навыками, умениями и знаниями по основным предметам, отношение к труду;

2) положение в структуре межличностных отношений: статус, эмоциональное самочувствие, общительность;

3) общественная активность: участие в общественно-полезной деятельности, самостоятельность, инициативность [3, c. 76].

Адаптированность ребенка к школе проявляется:

- в его поведении,

- в показателях школьной деятельности,

- в эффективности обучения (его количестве, качестве),

- в усвоении социальной информации и ее практической реализации,

- в росте всех видов активности (трудовой, общественной, познавательной),

- в удовлетворенности различными сторонами школьной деятельности (содержанием обучения, оценками, организацией учебного процесса, условиями обучения, морально-психологическим климатом в коллективе, возможностью общеобразовательного и роста).

С целью выявления уровня адаптации первоклассников к школьной жизни было проведено эмпирическое исследование с учащимися 1-го класса в количестве 20 человек.

На диагностическом этапе исследования мы использовали методику С.А. Беличевой [1], при этом мы сконцентрировали внимание на двух важнейших составляющих адаптации:

I. Психолого-педагогическая адаптация: изучение особенностей аффективно-личностной сферы ребенка.

II. Социально-педагогическая адаптация: изучение особенностей работоспособности ребенка.

При изучении особенностей аффективно-личностной сферы мы акцентировали внимание на уровне развития интереса, аффективном компоненте продуктивности, активности, оценке собственных достижений (самокритике). В Приложении приведены критерии оценивания данных качеств, при этом 1-му баллу соответствует низкий уровень сформированности того или иного качества, 2-м баллам – средний уровень, 3-м баллам – высокий уровень:

При изучении особенностей работоспособности мы акцентировали внимание на темпе и динамике продуктивности деятельности, истощаемости, переключаемости, уровня развития внимания.

Таблица

Уровень адаптации первоклассников к школьной жизни, в %

Виды адаптации

Компоненты адаптации к школьной жизни

Уровни

%

Педагогическая адаптация

1. Интерес

Высокий

Средний

Низкий

15%

55%

30%

2. Аффективный компонент продуктивности.

Высокий

Средний

Низкий

15%

65%

20%

3. Активность.

Высокий

Средний

Низкий

15%

70%

15%

4. Самокритика

Высокий

Средний

Низкий

15%

60%

25%

Социальная адаптация

5. Темп и динамика продуктивности деятельности.

Высокий

Средний

Низкий

5%

55%

40%

6. Истощаемость.

Высокий

Средний

Низкий

0%

60%

40%

7. Переключаемость.

Высокий

Средний

Низкий

15%

55%

30%

8. Внимание.

Высокий

Средний

Низкий

5%

55%

40%

Итак, по группе первоклассников были получены невысокие показатели уровня адаптации к школьной жизни по всем критериям.

Низкий уровень сформированности интереса продемонстрировали 30% первоклассников; к среднему уровню отнесено 55% детей; что касается высокого уровня, то к нему отнесено совсем незначительное количество первоклассников – 15%.

Что касается аффективного компонента продуктивности, то по данному компоненту адаптации к школе только 15% первоклассников были отнесены к самому высокому уровню, 20% детей отнесены к самому низкому уровню, 65% детей отнесены к среднему уровню.

Высокий уровень активности определен у 15% первоклассников, средний уровень – 70%, низкий уровень отмечен у 15% первоклассников.

Самокритика на высоком уровне сформирована у 15% первоклассников, на среднем уровне – у 60%, на низком – у 25%.

Высокий уровень темпа и динамики продуктивности деятельности был отмечен только у 5% школьников, средний уровень – у 55%, низкий уровень – у 40%.

Высокий уровень истощаемости определен у 15% первоклассников, средний уровень – 70%, низкий уровень отмечен у 15% первоклассников.

Что касается такого качества, как переключаемость, то только у 15% был отмечен высокий уровень, у 55% - средний уровень, у 30% - низкий.

Наконец, высокий уровень развития произвольного внимания был отмечен только у 5% первоклассников, средний уровень – у 55%, низкий уровень – у 40%.

Результаты говорят о слабом уровне адаптации первоклассников к школьной жизни по всем рассматриваемым параметрам. У первоклассников оказались очень низкие показатели развития произвольного внимания (дети не могут подолгу сосредоточиться на каком-либо учебном задании), слабые показатели темпа и динамики продуктивности деятельности. У первоклассников при этом существен показатели истощаемости (дети быстро устают, утомляются на уроках), при этом слабый и неустойчивый интерес (недостаточная учебная мотивация), слабая переключаемость с одной деятельности на другую, недостаточно сформирована самокритика (дети некритичны к себе, к своим результатам, к своей работе, учебе). Все это говорит, в целом, о невысоком уровне адаптации первоклассников к школьной жизни и необходимости проведения специальной работы по ее повышению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беличева, С. А. Диагностика школьной дезадаптации [Текст] / С. А. Беличева, И. А. Коробейникова. – Москва : Редакционно-издательский центр «Социальное здоровье России», 2011. – 127 с.

  2. Жарикова, Л. И., Бехтер, Т. С. Группа кратковременного пребывания как форма адаптации ребенка к учебной деятельности [Текст] / Л. И. Жарикова, Т. С. Бехтер // Предшкольная подготовка детей : содержание, формы, проблемы и пути их решения : сборник научных статей / под ред. Л. С. Колмогоровой. – Барнаул : АлтГПА, 2010. – С. 343-347.

  3. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста : книга для учителя [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – Москва : Просвещение, 1988. – 190 с.

  4. Левина, И. Л. Школьная адаптация и ее нарушения [Текст] / И. Л. Левина. – Новокузнецк : ИПК, 2002. – 142 с.

Просмотров работы: 1382