Правовое воспитание современной российской молодежи есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию молодого поколения Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспи- тательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения. [4]
А.А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда есть необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон» [2].
Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру молодого поколения россиян. Следует отметить, что современное видение вопросов правового воспитания и обучения как систематической целенаправленной деятельности государственных органов, направленной на формирование правовой культуры и правосознание, неразрывно связано с духовно-нравственной составляющей жизни общества. Само отношение к праву как к ценности, способной воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности. Учитывая органическую связь права и морали, можно с твердой уверенностью сказать, что правовое воспитание – это одно из направлений целостного духовно-нравственного воспитания.
Правовое воспитание необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый аспект (в широком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как общего процесса формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, духовно-нравственной атмосферы, системы законодательства и т.д. Практика подтверждает, что правовоспитательную деятельность невозможно планировать в отрыве от влияния указанных объективных факторов. Второй аспект (в узком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как одного из видов общественной деятельности, которая выражается в целенаправленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитания законопослушных граждан. Формой правового воспитания является правовое обучение – т.е. непосредственная пере- дача, накопление и усвоение знаний, принципов, норм права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Общей задачей правового воспитания является формирование нового человека. Правовое обучение – это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания» [7].
В отечественной литературе над проблемой правовой культуры активно работают такие ученые-правоведы, как Н.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, В.Н. Синюков и др. Выработаны краткие определения данного понятия. Так, Ратинов А.Р. под правовой культурой предлагает понимать систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. Профессор Алексеев С.С. считает, что правовая культура - это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юридическое богатство» общества.
Несмотря на повышенный научный интерес к проблеме понимания правовой культуры и способов повышения уровня правовой культуры, который наблюдается с 60-х гг. прошлого столетия, следует признать, что не только частные вопросы, но и само определение понятия «правовая культура» по-прежнему остается дискуссионным. С момента возникновения содержание категории «правовая культура» претерпело значительные изменения. Позиция каждого автора содержит рациональное зерно, требует к себе пристального внимания. Одни ученые полагают, что «правовая культура – это объединение духовных ценностей и предпочтений, связанных с применением и реализацией права, имеется в виду что правовая культура включает в себя не толь- ко совокупность знаний, навыков и опыта применения, соблюдения и использования законов, но и их глубокое уважение и понимание» [1].
Другие относят к правовой культуре более широкий спектр не только правовых, но и духовных ценностей. Так, по мнению В.М. Чхиквадзе, «правовая культура представляет собой систему не только определенных правовых идей, но и включает в себя совокупность нравственных норм, а также другие духовные ценности, которые формируют правосознание и направляют поведение общественных групп, коллективов и отдельных личностей в соответствии с требованиями социалистического права и законности» [8].
В.И. Каминская и А.Р. Ратинов определяют правовую культуру через совокупность компонентов, отмечая, что «составляющими компонентами правовой культуры являются: право, представленное системой норм, вы- ражающих государственные идеи; правоотношения, являющиеся системой общественных отношений, которые регулируются правом; правовые учре- ждения – система государственных и социальных организаций, которые обеспечивают правовой контроль, регулировку и исполнение права; право- сознание, как система духовного отражения правовой действительности; правовая деятельность (поведение), как правомерная, так и противоправ- ная» [3]
Правовая культура является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции «теоретическим телом» (проф. Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правовых культур, например, религиозной, политической, национальной и др. (асп. И.В. Дмитриенко), которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности. Следовательно, правовая культура непременно является составной частью общечеловеческой культуры. По-настоящему культурным обществом будет являться то общество, где действует непротиворечивая, развернутая система законодательства, которая отражает духовные ценности, где обеспечиваются и защищаются права личности, реально действует режим законности.
Так же правовая культура, отражает правовой уровень цивилизованности общества, а так же включает прогрессивные достижения зарубежных систем, объединяет все созданное человечеством в правовой сфере. В правовой культуре предполагается достаточное знание должностными лицами, и всеми людьми правовых норм, их правовая грамотность, умение пользоваться законами на практике, внутренняя потребность к соблюдению социально – правовой активности и соблюдение законов. [5]
В настоящее время правовое воздействие на молодежь нашей страны, прежде всего, связано с введение инновационных направлений в деятельности государственных органов, например, это национальные проекты, реформы в законодательной системе, включая образовательную систему [9].
С сожалением следует признать, что в современном мире достаточно много факторов, негативно влияющих на развитие и становление правовой культуры подрастающего поколения.
Вместе с тем нельзя не признать и положительные тенденции в воспитании правовой культуры молодежи самым действенным и проверенным на практике многих поколений способом – обеспечением занятости и коллективной деятельности молодежи в значимом проекте, кампании, мероприятии. Среди них особое значение обретают такие общероссийские молодежные форумы, как «Селигер», «Машук», «Каспий» и т. д
В педагогической деятельности процесс формирования, становления и повышения уровня правовой культуры, представляющий собой комплексную систему мер правового воспитания, просвещения и образования, как представляется, включает в себя несколько этапов (стадий): формулировка цели; глубокий анализ субъекта воспитания; установка наиболее эффективных методов и форм воздействия; создание программы правового воспитания; контроль и координация за ходом этой программы; оценка эффективности проводимой работы
Поиск истины невозможен без колебаний и сомнений, именно по- этому на государство и возлагается серьезная, но посильная задача – стать «маяком» для тех, кто истинно стремится познать право.
Повышение уровня правовой культуры молодежи – основа возрождения и поступательного развития отечественного государства и права.
Литература:
Алексеев С.С. Механизм правового регулировании в социалистическом государстве. – М.: Юрид. лит., 1966. – 187 с.
Кальной И.И. Философия права. М., 2006.
Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. тр. – М.: Изд-во Всес. ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1974. – 202 с.
Любин В.П. Дискуссии о политической культуре современной России // Россия и современный мир. 2002. № 2.
Певцова, Е.А. Программа повышения квалификации и переподготовки работников образования по правовому воспитанию несовершеннолетних / Е.А. Певцова. – М. : Просвещение, 2004.
Теория государства и права : учебник / под ред. М.Н. Марченко. – М. : Просвещение, 2005.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Начальное общее образование. Основное общее образование // Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. Ч. 1.
Чхиквадзе В.М. Законность и правовая культура на современном этапе коммунистического строительства // Коммунист. 1970. – № 14. – С. 52.
Шегорцев, В.А. Социология правосознания / В.А. Шегорцев. – М. : Зерцало, 2001.