В России число детей, проводящих время перед мониторами компьютеров дома или в компьютерном клубе, с каждым днем увеличивается. Во времена Советского Союза была развита работа различного рода кружков, секций, домов творчества, домов юных техников и т.д. На сегодняшний момент количество таких мест значительно уменьшилось. Секции стали либо платными, либо ребенок о них ничего не знает. Современный ребенок и подросток предоставлен самому себе.
Сегодняшняя ситуация с компьютерными играми - это не только социальный, технологический и возрастной феномен. Это достаточно серьезная проблема, «свидетельствующая о полном бессилии взрослых, которым остается только разводить руками, потому что сделать они ничего не могут» [5, с. 15]
Игровая компьютерная деятельность имеет более высокий статус у мальчиков, чем у девочек, при этом доля регулярных пользователей компьютера с возрастом увеличивается.
Подобная высокая значимость компьютерной игры требует более детального изучения содержательных особенностей отношения к ней учащихся.
B.C. Собкин и Ю.М. Евстигнеева выделяют следующие причины обращения подростков к компьютерной игре: скучно; нечем заняться; желание победить соперника; уход от реальности; с целью обучения; желание получить эмоциональную разрядку; достичь высокого результата в игре; почувствовать превосходство над соперником.
По мнению исследователей, причинами игровой компьютерной зависимости являются такие возрастные особенности детей и младших подростков, как слабая волевая регуляция, низкая учебная мотивация учащихся [3].
Компьютерные залы провоцируют систематические прогулы занятий, психологический отрыв от школы со всеми вытекающими последствиями. Школа не конкурентоспособна с такой формой развлечений и времяпрепровождения в виртуальном мире. Современный ребенок, подросток взрослеет и развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное время многих подростков заполняется посещением компьютерных клубов или игрой на домашнем компьютере. А также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д.
Ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. Младший подросток любит проводить время за компьютерными играми, которые привлекают его разнообразностью сюжетов, яркими реалистичными изображениями, звуковым сопровождением. Учащиеся пятых классов знают названия многих десятков компьютерных игрушек, делятся своими достижениями и результатами со своими сверстниками. Почти у каждого подростка есть свои любимые компьютерные игрушки, успехи и неудачи в которых он глубоко переживает.
Если умеренное проявление заинтересованности к компьютерным играм является естественной потребностью младшего подростка к игре, то доминирование зависимых тенденций, оказывает отрицательное влияние на его личностное развитие.
Чрезмерное увлечение компьютерными играми может захватить ребенка настолько, что все другие дела (учеба, занятия в спортивной секции, прогулки, общение с друзьями, чтение книг и т.д.) отодвигаются на задний план. Во-вторых, многочасовое сидение за компьютером нарушает режим ребенка и вредно отражается на его здоровье.
Стремление младшего подростка пройти на более высокий уровень в игре или достичь более высоких результатов иногда настолько высоко, что он не может абстрагировать свое внимание ни на какие другие формы деятельности. В этом случае можно предположить, что ребенок находится на начальной стадии игровой компьютерной зависимости.
Принципиальное значение имеют работы И. Хейзинга, в которых он характеризует своеобразие эмоциональных состояний, связанных с игрой; тяга к игре, включенность в игру, эмоциональная напряженность, праздничность и др.
Состязательность он рассматривал как один из определяющих суть игры, обозначая его специальным термином «агонистическое начало игры». С понятием состязательности связаны такие моменты, как выигрыш, достижения, стремление к результату в игре, и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что значительное место в исследовательской практике специалистов, разрабатывающих проблематику компьютерной зависимости, занимают качественные методы. Вплоть до настоящего времени большая часть исследований методически построена как интервью, массовые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых.
В рамках исследовательской деятельности нами были разработаны диагностические опросники для дошкольников, младших школьников и подростков с целью выявления предрасположенности к компьютерной зависимости. По результатам проведённых экспериментальных исследований были установлены достоверные взаимосвязи, обуславливающих причины возникновения компьютерной зависимости в различных возрастных группах [2].
Выявленоо, что у подростков, проводящих свободное время за компьютером, способность к различению сложных пространственных паттернов значимо выше, чем у их сверстников. "Компьютерная" группа подростков показала также более обширные знания в области техники и технологии [69].
Исследования показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература).
О сходных результатах сообщает Шпанхель, который обнаружил, что подростки из "компьютернойгруппы меньше читают и мастерят. Кроме того, они больше смотрят видео и телевизор и, как это ни парадоксально, больше занимаются спортом [1].
Также подростки, любимым хобби которых являются занятия с компьютером, значимо чаще указывают, что оно будет связано с будущей профессией. Эти факты дают основание полагать, что занятия с компьютером усиливают ожидание успеха и веру подростков в собственные способности.
Итак, влияние компьютерных игр на личностное развитие ребенка носит двойственный характер. С одной стороны, компьютерные игры оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Ребенок, хорошо владеющий навыками работы с компьютером, быстро выбирает стратегию поведения или самообучения.
С другой стороны, частые сеансы компьютерной игры, способствуют вырабатыванию привычки к виртуальному миру. Во-первых, ребенок может неадекватно воспринимать мир реальный, поскольку ему проще переходить от конкретных предметов, игрушек к образам, формируемым компьютерными средствами, чем наоборот.
Во-вторых, компьютерные игры вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, столь необходимых для серьезных интеллектуальных занятий. У ребенка формируется быстрота реакции, но он теряет способность сосредоточиваться, что необходимо для успешного выполнения учебных задач.
Говоря о практической направленности исследования, необходимо подчеркнуть, что немаловажными представляются следующие диагностические направления: разработка методологического аппарата для установления наличия зависимости у младшего подростка; определение современных тенденций в развитии компьютерной зависимости у детей младшего подросткового возраста; выявление признаков индивидуально-психологического и социального характера, способствующих формированию игровой компьютерной зависимости.
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990
2.Иванов М.С, Авилов Г.М. Психологическая характеристика ролевой компьютерной игры как особого вида деятельности // Сибирская психология сегодня. - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2002. - С. 41-55.
3. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978.
4. Маркой А.С. Личностная зависимость. М. 1997. 114с.
5.Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12
6. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми// Вестник МГУ, сер. 14 (Психология), 1991, № 3.
7. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. Психологический журнал, том 20, №1, 1999