Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (средства массовой информации и коммуникации, неорганизованные события окружающей среды) , которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.
Духовность – это состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.
Духовное воспитание - нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.
Нравственность представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Важнейшей задачей нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. Это чувство заключено в любви к своему народу, языку, природе, в памяти о погибших за народное счастье, в бережном отношении к памятникам старины – немым свидетелям героической истории народа, в мыслях о настоящем и будущем родной страны. Сегодня перед каждым учителем стоят задачи:
воспитать своих учеников честными, доброжелательными, правдивыми людьми, пробудить желание трудиться на пользу людям, быть хорошими товарищами.
В организации нравственного воспитания старшеклассников следует учитывать их возрастные особенности, уровень развития, интересы, возможности.
Для нравственного развития в этом возрасте характерно усиление роли убеждений, рост нравственного сознания.
Старшеклассников отличает многообразие переживаемых чувств, эмоциональное отношение к различным сторонам жизни, стремление к самостоятельным суждениям, оценкам творчества писателей, художников и музыкантов. Любовь к природе, бережное отношение к ней, забота о живых существах имеют большое нравственное значение. Красота природы – неиссякаемый источник вдохновения, положительных эмоций. Она воспитывает вкус и чувства человека. С любви к природе начинается любовь к родному краю.
Глубокие мысли о нравственном воспитании средствами природы высказывали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский.
Прекрасный пример педагогического воздействия на ребенка средствами природы дал В.А. Сухомлинский: «Воспитание гражданина – это, прежде всего, раскрытие в сознании у детей подлинной моральной красоты человека, красоты жизни».
Важным средством нравственного воспитания школьников во внеурочное время является физическая культура и спорт. Они укрепляют здоровье и развивают физические способности, выносливость, ловкость, грацию, способствует выработке хорошей осанки, формированию морально – волевых качеств у подрастающего поколения.
Труд человека тесно связан с окружающей природой. Общение с ней благотворно влияет на человека, делает его нравственно чище, мягче, добрее.
Литература способствует формированию мировоззрения, нравственного облика и характера, эстетических вкусов и идейных убеждений, раскрывает богатый духовный мир людей, утверждает гуманизм, раскрывает мир прекрасного. Советская литература, используя все многообразие жанров и стилей, активно влияет на нравственное воспитание подрастающего поколения. Правильно поступают учителя, использующие во внеклассной работе произведения современной советской литературы, в которых остро ставится вопрос о значении для человека и общества духовных и моральных ценностей: «Берег» Ю.Бондарева, «Белый пароход» Ч.Айтматова, «Живи и помни» В.Распутина, «Дожить до рассвета» В.Быкова, «Атланты и кариатиды» И.Шемякина и др. Эти произведения интересны именно постановкой вопроса о духовном и нравственном фундаменте личности, о необходимости находить убедительные и точные ответы на вечные вопросы человеческого бытия – о смысле жизни, о добре и зле, о совести.
Лучшие произведения художников, композиторов, писателей помогают глубоко познать жизнь во всех ее взаимосвязях, раскрыть как внутренний мир человека, так и сложные социальные отношения.
Поэтому необходимо во внеклассной работе использовать произведения искусства, правдиво отражающие жизнь, мысли и чувства людей, оказывающие большое влияние на нравственное воспитание подрастающего поколения.
Искусство открывает глаза человеку на прекрасное в сфере общественных отношений, морали, труда, побуждает к творчеству по законам красоты и формирует мировоззрение и нравственные качества личности.
Использование во внеклассной работе со старшеклассниками разнообразных видов искусства способствует формированию высоких моральных качеств – вежливости и дисциплинированности, сдержанности и скромности, чувства достоинства и культуры поведения.
Одна из важных задач нравственного воспитания старших школьников средствами искусства и литературы – воспитание способности активного восприятия произведений.
Художественная литература – неоценимый источник знания об окружающей действительности, о прошлом народа, о духовном мире человека, источник эстетического наслаждения и нравственного обогащения личности.
Целенаправленная внеклассная работа по литературе активизирует формирование духовных потребностей, нравственных и эстетических идеалов учащихся, развитие их творческих способностей. При чтении, в благотворном процессе сопереживания с героем, в активном разрешении сложнейших ситуаций и проблем у растущего человека развиваются социально значимые чувства, складываются яркие образы – идеалы, формируются моральные взгляды.
Лишить 14-17летнего настоящей литературы, не воспитать потребности в ней – значит не предотвратить возможную духовную пустоту, бескрылость, эмоциональную и эстетическую неразвитость.
«Жизнь в мире книг, - утверждает В.А. Сухомлинский, - это совсем не то, что аккуратное, усердное учение уроков. Человек может отлично окончить школу и совершенно не знать, что такое интеллектуальная жизнь, не знать высокой человеческой радости – радости чтения и думания».
Таким образом, основным направлением внеклассной работы по литературе должно стать развитие у школьников любви к чтению, интереса к книге, устойчивой потребности обращаться к ней ежедневно. Атмосфера любви к чтению, культ книги в школе не могут быть созданы только учителем и библиотекарем. Это святое дето каждого воспитателя и всего педагогического коллектива.
Восприятие литературы – сложный процесс, требующий работы воображения, активной мысли, эмоционального напряжения. Следовательно, степень нравственного воздействия произведения во многом зависит от уровня читательской культуры, этической подготовки человека, от его жизненного опыта.
Коллективное обсуждение книги помогает наиболее глубоко выявить нравственную ее проблематику, услышать современность ее звучания, потому что в полноценном произведении, по мысли М.Пришвина, будь оно написано о чем – угодно и как - угодно удалено от современной темы, внутренняя тема всегда современна.
Обсуждение той или иной книги в классе может перерасти в диспут.
В период становления личности дискуссия, споры – незаменимые средства формирования собственного мнения, оценочных нравственных суждений, диалектического мышления и убежденности. Спор ставит учащегося в ситуацию выбора решений, оценок, необходимости их высказать, аргументировать, доказать и отстаивать.
Этот процесс сопровождается эмоциональной активностью, включая сопереживание и соразмышление пассивных ребят. Каждый из них, даже не выступая, имеет возможность сопоставить свое мнение с мнениями товарищей, взрослых. В диспутах складывается умение слушать своего оппонента, уважать его точку зрения, принимать критические замечания в свой адрес.
Поэтические чтения в уютной обстановке родного класса особенно нравятся старшеклассникам. У них пробуждаются желание прочитать любимые строки, рассказать о своем восприятии поэзии или чистосердечно признаться в равнодушии к ней. Умелое руководство внеклассным чтением учащихся, знание и учет их духовных потребностей и интересов, увлеченность самого воспитателя позволяют ему включать в круг любителей литературы и самых равнодушных к художественному слову. В этом помогают сказка «Маленький принц» А.Сент- Экзюпери, повести «Весенние перевертыши» В.Тендрякова, «Белый Бим Черное Ухо» Г.Троепольского, «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильева, «Обелиск» В.Быкова, рассказы Шукшина. Все эти книги дают возможность проникнуть внутрь человеческой жизни, увидеть проявления ее духовности, благородного беспокойства, гражданской ответственности, побуждают заглянуть и внутрь себя, что само по себе также благотворно.
«Я…всегда верил в силу гуманного, эстетически выраженного впечатления, - писал Ф.Достоевский. Впечатления мало – помалу накопляются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, в саму суть и формирует человека… А к сформированному погуманнее человеку получше привьются и всякие специальности».
Грамотное, творческое чтение художественных произведений обеспечивает глубокое, осознанное постижение нравственной проблематики, воспитывает внимание к внутреннему миру другого человека, способность понимать его состояние, сопереживать с ним, обогащает моральные и психологические знания читателя.
В нравственном воспитании школьников также незаменима роль изобразительного искусства. В условиях современных школ задачи воспитания средствами изобразительного искусства необходимо ставить и решать таким образом, чтобы имена и творения выдающихся художников, скульпторов становились для каждого ученика столь же близкими и дорогими, как имена и произведения Пушкина, Толстого, Горького, Купалы, Коласа. Искусство отличается многогранностью, универсальностью воздействия.
Оно формирует эстетические чувства, вкусы, идеалы, идейные убеждения, мировоззренческие взгляды человека.
В сознании учащихся устанавливаются прочные связи: классицизм в литературе в творчестве М.Ломоносова, Г.Державина, Д.Фонвизина - классицизм в изобразительном искусстве в творчестве А.Лосенко, М.Козловского, И.Мартоса, Ф.Гордеева; романтизм в творчестве В.Жуковского и К.Рылеева – романтизм в творчестве К.Брюллова; критический реализм в живописи (Н.Гоголь – П.Федотов).
А это имеет исключительное значение для уяснения общих закономерностей развития художественного творчества, для понимания его тесных связей с жизнью страны, с борьбой народа.
Систематическая и планомерная работа классного руководителя над произведениями искусства расширяет художественные интересы учащихся, обогащает духовно, делает воспитательный процесс более содержательным, творческим, эффективным.
Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является необходимым аспектом формирования мировоззрения личности. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня духовное воспитание приобретает особое значение.
Духовное воспитание - это эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру, религию и т. д. Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Одним из средств, способствующих формированию духовно-нравственных качеств, является музыкальное искусство, поскольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и направлено на познание внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей.
Музыка - одна из самых сильных и ярких средств воспитания человека. Чем больше мы вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть сама жизнь. В древние века музыкальные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыкой изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других.
Нравственно - религиозные ценности – одно из направлений культуры, способствующие формированию духовности школьников.
Российской культуре всегда была свойственна духовность, которая проявляется в специфических традициях народностей России. Бездумное игнорирование этого феномена со стороны образования приводит к утрате верований, социально – культурных установок, нравственных норм и правил. Сохранение этой духовности как неотъемлемой части общенациональной идеи становится сегодня все более актуальной и важной задачей российского образования.
«Без духовности, которая сообщает индивидуальному «я» возвышенный строй мировосприятия, невозможны ни искренняя вера, ни чуткая совесть, ни свободная воля, ни нравственная и метафизическая интуиция, ни зрелая правовая культура».
Духовная культура личности представляет собой особый образ мышления, особую познавательную и эмоциональную сторону личности, особое мировосприятие и мироощущение, и проявляется в различных аспектах культуры человека. К аспектам духовной культуры человека относятся: познавательная, нравственная, национальная культура, культура мира, культура здорового образа жизни, культура мировоззрения.
Основными социальными институтами, где можно формировать духовность личности являются школа и семья (где происходит всестороннее приобщение к религиозной культуре).
В систему религиозного образования входят соответствующие формы и средства приобщения воспитуемых к нравственно – религиозным ценностям и к целостной религиозной культуре. К формам воспитательной работы в религиозных учреждениях относятся: лекции, семинары, урочная система, праздничные мероприятия, клубы для различных групп верующих, паломничества к святым местам, экскурсии и т. п. Средства религиозного воспитания направлены на формирование специфического духовно – религиозного опыта для верующих, способствующего духовно – нравственному росту личности. К средствам относятся: молитва, медитация, намаз, которые позволяют формировать навыки концентрации внимания, самоанализа, вырабатывать умение создавать в себе позитивный душевный настрой; участие в церковной жизни – церковное богослужение, таинство общения с Богом, церковное пение; проповедь, дающая понимание важнейших положений вероучения и стремление в соответствующему поведению; исповедь, приучающая к самоанализу; пост, способствующий духовному очищению через выработку моральной и физической стойкости.
Изучение в учебных заведениях религии только с позиций одной религиозной культуры не будет способствовать обеспечению взаимопонимания людей различных национальностей и вероисповеданий. В процессе подобной деятельности учащиеся по собственному выбору акцентируют внимание на ту или иную религию, что чаще происходит в зависимости от их религиозного окружения.
Правильная организация воспитательных мероприятий, посвященных нравственно – этической тематике, обладает большими воспитательными возможностями. В школе должна быть хорошо продуманная внеклассная система общения, гарантирующая нравственное формирование детей. Здесь школа проявляет себя как центр организованного общения, где развивающаяся личность входит в мир дискуссий, споров, переживаний, откровений, накопляет нравственный и интеллектуальный опыт совместно с другими. Правильно и планомерно организованное общение дает школьникам возможность приобрести и пережить, освоить более богатый опыт, сформировать ценностное отношение. Под этим общением понимается такое педагогическое общение, которое включает в себя элементы воспитательного воздействия.
Однако, эффективность воспитательного воздействия будет зависеть от того, насколько дипломатично и осторожно будет подходить сам педагог к процессу такого общения и как правильно он создаст условия для развития нравственной личности в воспитуемом.
Правильно поставленное общение педагога с воспитуемым будет способствовать нравственному развитию личности и обеспечивать ее потребность в объединении с другими личностями.
Стремление человека познать самого себя, свой внутренний мир является исходным моментом нравственного формирования в ней высоких духовных идеалов.
Литература:
А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М., 2009
С.И. Ожегов «Словарь русского языка», М., 1989
Синенко В.Я. «Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы. // Семья, школа, церковь.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М.: Канон, 1996
Педагогика и психология высшей школы. Махачкала, 2011
8