Миссия начальной школы сегодня поменялась: из института, который бережет и переносит знания, из существования в качестве крепости знаний начальная школа превращается в институт, несущий гуманистические принципы, искусство жить в обществе, мотивирует самообразование. В самом общем виде цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных, и коммуникативных способностей, приобретении основ культуры поведения.
Важным является помощь детям в приобретении и практическом применении идеалов и ценностей демократического общества (толерантности, ответственности и уважения прав других).
Проблемы, с которыми сталкивается современная школа: осложнения межэтнических отношений, расслоение населения на «богатых » и бедных», нетерпимость к человеку другой веры, отсутствие у многих педагогов установок на толерантное взаимодействие с учащимися. и др.- объясняют практический интерес к исследованиям в области толерантности.
В современных условиях, актуальной задачей образовательных учреждений становится формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего системой представлений об окружающем мире, о ценностях социальных и межличностных отношений, ощущающим себя не только представителем национальной культуры, но и субъектом диалога культур.
Проблема взаимоотношений родителей и детей, пожилых людей и молодежи также приобретает остроту и актуальность в настоящее время, что объясняется ускоренным темпом развития общества, быстрой сменой ценностей. Уважительное отношение к ценностям другого поколения невозможно без формирования терпимости. Успешность в современном мире, в том числе и в нашей стране, во многом определяется наличием толерантных установок, как ценности личности. У подрастающего поколения в нашей стране, в силу разных причин, эти установки не формируются естественным путем. Особенно это актуально для детей, отличающихся от других, что порождает неприятие ими себя, как следствие, и асоциальное поведение [2].
Несомненно, в силу практической значимости, проблема толерантности изучается в разных науках, например, философские основы исследований заложены в трудах И.Б. Гасанова, В.М. Золотухина, А.И. Ильина, Ю.А. Ищенко, В.О. Тишкова и др. Они рассматривают проблему толерантности как форму активного взаимодействия с миром, которое выражается в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению и вере, в признании и учете в деятельности многомерности общественного бытия. Толерантность является практической нормой общения и связана с самоопределением личности, ее целостности в деятельности и общении.
Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказа от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию одной точки зрения находит отражение в работах А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой, Е.В. Магомедовой и др.
Проблема терпимости, толерантности, в той или иной мере рассматривается психологами гуманистического направления (А.Маслоу, Дж.Олпорт, К.Роджерс, В.Франклин, затрагивающими проблемы развития личностной сферы и ее коррекции.
Проблема толерантности является относительно новым направлением исследований психолого-педагогической науки. Исследование педагогических аспектов проблемы толерантности и её формирования значительно отстает от исследований философского, этического и психологических срезов. Недостаточно исследована структура толерантности, её роль в педагогическом процессе, приемы и способы формирования толерантности в межличностных отношениях учащихся общеобразовательных школ. С целью интенсификации обучения и воспитания, возрождения и развития национальной культурной специфики, современная педагогика требует учитывать в педагогическом процессе особенности культуры, традиций регионов, т.е. воспитание в целом должно быть культуросообразным, опираться на народную педагогику[1].
В современных условиях, актуальной задачей образовательного процесса становится формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего системой представлений об окружающем мире, о ценностях социальных и межличностных отношений, ощущающим себя не только представителем национальной культуры, но и субъектом диалога культур.
Обновление школы, педагогической науки в целом на основе народной педагогики выступает важным условием повышения эффективности воспитания толерантности.
С целью интенсификации обучения и воспитания, возрождения и развития национальной культурной специфики современная педагогика требует учета в педагогическом процессе особенностей культуры, традиций регионов, т.е. воспитание в целом должно быть культуросообразным, опираться на народную педагогику.
Мы согласны с мнением А.Э. Ширванян, что одним из источников, условий и важнейших факторов развития толерантности подрастающего поколения является педагогическое общение, представляющее собой многоплановый творческий процесс субъект - субъектного взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией и ценностями между участниками учебно-воспитательного процесса, оптимизация обучения и развития личности учащихся. Педагог для младшего школьника обладает исключительным авторитетом, отмечает автор, и является примером толерантного отношения к себе и другим людям, его поведение надолго становится нормой, эталоном и переносится в сферу детского общения [3, С. 3].
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде. Поэтому одной из важных задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности.
Ребенок входит в мир человеческих отношений, будучи естественным и природосообразным, но, несмотря на это, его позитивная социализация является необходимым основанием развития правового, демократического, гражданского общества. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности, в том числе и толерантности.
Младший школьный возраст является наиболее важным в этнической социализации ребенка, когда активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, обычаев и традиций своего народа. В этом возрасте дети открыты и для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и национальные особенности. Задача школы закрепить эти природные качества ребенка и создать основу для их развития.
При рассмотрении проблем толерантности и этнических отношений возможны два подхода, которые известный западноевропейский философ Майкл Уолцер называет “процедурным” и “ситуативным” подходами.
Первый подход – это своего рода нормативный взгляд, идеальный (гипотетический) вариант развития ситуации. Культурное многообразие здесь выступает как исторический и моральный императив и как универсальная данность, а мультикультурализм – как идеология и политика признания и поощрения этого многообразия в качестве единственно правильного политического выбора и механизма.
Второй подход дает историческое и контекстуальное объяснение разным социокультурным ситуациям и различным реакциям общественной среды, действующим в социальном пространстве лишь на сам факт культурных различий и на их меняющуюся динамику.
Поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию (Богомолова М.А.) и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит нацизму. Как считает автор, оно направлено на освоение культурно - образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к иным культурным ценностям.
Отчетливое и этническое самосознание со всеми его стереотипами, по мнению российских этнопсихологов, уже оформляется к моменту школьного возраста и только через «открытие» индивидом собственной самобытности и нормальное внешнее восприятие возможно заинтересованное и позитивное отношение к другим культурам. Тем самым обучение толерантности и многокультурности должно начинаться с раскрытия четкой и единственной национальности детей или подростков (потомки смешанных браков исключаются как маргиналы или зачисляются в ту одну категорию, которой их обучили родители и которую они записали в документах). Кроме того, следует обучать культурной отличительности каждого члена и носителя культуры «этноса», чтобы вызвать интерес и уважение к «другому». На сходных постулатах основываются фактически все отечественные работы по проблемам межкультурных взаимодействий, поликультурного образования и педагогики толерантности.
Литература:
Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. – Махачкала, 1986. – 123 с.
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании//Пед. соч. в 6тт.Т.1.- М.,1988. - С. 162
Ширванян А.Э. Формирование толерантности младших школьников в процессе педагогического общения: Дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 2008. - 230 с.