ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Манафова У.Х. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

В ряду новых явлений отечественной сферы образования сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, естественной и ведущей тенденцией которого является стремление к интеграции.

Интеграция – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению образования, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на обучающихся.

В профессиональной деятельности педагога дополнительного образования всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Педагогический коллектив нашего учреждения одной из основных задач определяет повышение качества образования. С этой целью педагоги на занятиях активно используют современные педагогические технологии, интеграционные формы для более полного, насыщенного образовательного процесса, повышения интереса и мотивации у обучающихся.

В Доме детского творчества существует интересный опыт интегрированных занятий, накопленный педагогом «Основы Православной культуры» совместно с педагогами других творческих объединений. Преподавание предмета «Основы Православной культуры» в системе дополнительного образования предоставляет возможность познавать и оценивать окружающий мир с позиций высших духовно-нравственных категорий, что для подрастающего поколения современной России особенно актуально.

Интеграция в современной системе дополнительного образования идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях. Отметим эти уровни на примере работы объединения «Основы Православной культуры»:

а) Внутрипредметный уровень

Здесь можно говорить об интеграции таких предметов как история, церковно-славянский язык, литература, изобразительное искусство. За счёт использования картин, рисунков, иллюстраций, художественной литературы, церковно-славянских текстов обогащается словарный запас детей, проявляется смысл и значение многих новых слов, относящихся к историческому быту или к области духовной жизни человека. Интеграция позволяет познакомить обучающихся с исторической ситуацией в стране в годы правления Николая Второго и выяснить причины его канонизации, история приходит на наши занятия вместе с Сергием Радонежским, Александром Невским и другими святыми. Одним из самых существенных результатов такой интеграции является единство в формировании у обучающихся ценностей, изучаемых в разных предметах, единство в конечных целях образования. К таким глобальным ценностям относятся язык и речь, культура, взаимоотношения людей, состояние мира как нормы жизни.

В конечном счёте, внутрипредметная интеграция способствует воссоединению целостности мировосприятия – единства мира и человека, живущего в нём и его познающего.

б) Межпредметный уровень

В работе нашего объединения это:

1) циклы (блоки) занятий, объединяющих материал одного или ряда занятий с сохранением независимого существования;

2) разовые интегрированные занятия разного уровня и характера.

Для этого уровня интеграции необходимым условием является взаимодействие и взаимопонимание педагогов, более тесный контакт всех специалистов (методист, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель и др.).

Такой творческий союз сложился у педагога объединения «Основы Православной культуры» с педагогами декоративно-прикладного направления Базеевой Н.А., Баевой О.А., Коваленко Е.В.

Интеграция дает практически неограниченные возможности комплексного подхода к обучению и развитию детей. На интегрированных занятиях объединений «Основы Православной культуры» и «Сувенир» руководитель (Базеева Н.А.) обучающиеся, используя различные техники (аппликацию, квиллинг), изготавливают совместные творческие работы, соответствующие теме, освященной на занятии, получают возможность использовать готовую поделку в игровом моменте. Например, на интегрированном занятии «Праведный Ной» ребята сконструировали и украсили «Ковчег», изготовили фигурки животных спасшихся в нем. Эти поделки помогли педагогам провести на занятии подвижную игру «Найди пару». В результате совместных действий педагоги решили такие задачи, как повышение мотивации обучения, эффективное усвоение материала, улучшение эмоционального состояния, укрепление духа товарищества и взаимопомощи в коллективе.

Формирование духовно-нравственной личности на основе православной культуры невозможно без приобщения обучающихся к идейному содержанию произведений искусства, изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, народным традициям и обычаям. Интегрированные занятия совместно с педагогом мастерской декоративно-прикладного творчества Баевой О.А. дают возможность воспитанникам объединения «Основы Православной культуры» испытать настоящую Пасхальную радость. Пасхальные открытки, украшенные в разной технике сувенирные яйца, помогают обучающимся не только приобщиться к традиции празднования Пасхи, ощутить радость праздника, но и поделиться этой радостью с близкими людьми.

Планируя совместную работу, педагоги стараются раскрыть не только практическую пользу этих занятий, но и пользу для души, привить интерес к народному творчеству, к традициям русского народа, помогают ощутить свои духовные корни, прикоснуться к великой тайне бытия, ощутить особый духовный настрой.

Происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными традициями, формирование собственной картины мира.

На начальном этапе обучения для воспитанников младшего школьного возраста очень важно присутствие на занятиях практической деятельности. Блок интегрированных занятий с педагогом объединения «Умелые ручки» (руководитель Коваленко Е.В.), на базе первого класса МГОУООШ, наполняет занятия различными видами деятельности. Это и лепка из пластилина, и оригами, и аппликация и др. Все работы обучающихся выполняются в соответствии с темой освященной педагогом объединения «Основы Православной культуры» и посвящены развитию умения видеть красоту Божьего мира, бережному отношению к природе. Педагогические действия на таких занятиях тщательно распределяются и корректируются.

Результаты работы активно обсуждаются и оцениваются. Причем методы оценки меняются. Это может быть оценка работы преподавателями, оценка, полученная в результате обсуждения всей группой, или при обмене работами с товарищем. При обсуждении и оценивании работ воспитанников, поощряется стремление увидеть то, что удалось в работе, акцентируется внимание на том, чем может запомниться работа, это настраивает на позитивное восприятие, как самой работы, так и ее создателя. Способствует доброжелательной атмосфере в коллективе.

Говоря о межпредметной интеграции, нельзя обойти вниманием опыт совместной работы педагога объединения «Основы православной культуры» и музыкального руководителя дошкольного учреждения «Колокольчик» (Ястребовой Т.И.) Это утренники посвященные православным праздникам: Рождество, Пасха, Троица, Обретение Казанской иконы Божьей Матери. Ну а какой же праздник без музыки, песен и танцев?! Такие занятия – праздники помогают введению обучающихся в культурную традицию православных праздников. Знакомят с историей возникновения праздника, создают праздничное настроение, содействуют развитию творческих качеств воспитанников. В эти дни никто не остаётся без подарков и вдвойне приятно получать их из рук батюшки, который является частым гостем на таких мероприятиях.В дни Рождества дети узнают о рождении Иисуса Христа, о православных традициях его празднования на Руси, славят младенца Христа, исполняют рождественские колядки, стихи, песнопения, вручают сувениры гостям и родным.

В дни Светлого Христова Воскресения дети обмениваются крашеными яичками. С удовольствием поют и играют в такие игры: «Катание яиц с горки», «Где спрятано яичко», «Чьё яйцо дольше покрутится».

Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Воспитанники приобщаются к художественному творчеству, обретая чувство прекрасного, учатся понимать и ценить музыкальные произведения.

Таким образом, используя технологию интегрированного обучения, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным.

Такая интеграция через пересечение предметных областей просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия. Она дает определенные положительные результаты как для обучающихся, так и для всего педагогического коллектива. Организованная в процессе духовно-нравственного воспитания православной культурой творческая деятельность позволяет реализовать деятельностный подход, оптимизируя воспитательный процесс.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества//Вопросы образования №1, 2008 С.65-86 Федеральный Закон РФ «Об образовании».– М.: Ось 89, 1999.

2. Воспитание в современном образовательном учреждении: теория и практика: Пособие для специалистов по воспитанию/ Под науч. рея С.А. Лисицына, СВ. Тарасова.- СПб.: ЛОИРО.2005.

4. Карпюк И.А., Чернова М.Б. Воспитательная система школы: Пособие для руководителей и педагогов общеобразоват. шк. — Мн.: Университетское, 2002.

Просмотров работы: 645