ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Алиев А.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ситуация социального неблагополучия, нестабильности, характерная для современного российского общества, порождает глубокие кризисные изменения в жизни людей, предъявляя повышенные требования к их жизнестойкости.

Анализ научной литературы показывает, что подростки, переживая сложный период своего психофизиологического развития, сталкиваясь с изменяющимися, противоречивыми идеями и ценностями, переживают духовный вакуум, испытывают трудности в социальной адаптации. Они по-своему находят выход - поддерживают состояние эйфории с помощью азартной игры или уходят с головой от реальных жизненных проблем в мир Интернета. «В процессе игры возникают виртуальные миры, уводящие подростка от неприятной реальности, поскольку игра, как процесс, осуществляется не в объективном, а в условном пространстве» [6].

Какие главные угрозы стоят перед подростками сегодня? Наркотики, алкоголь, табакокурение. Но сегодняшний день существует и другая, не менее страшная угроза для подростков - патологическая игровая зависимость. Миллионная армия патологических азартных игроков среди взрослых в Америке, и, более угрожающий факт, миллионы патологических игроков — подростков. Большинство взрослых азартных игроков теряет денег больше, чем выигрывает, а подростки могут потерять больше, чем деньги, это самооценку и разрушить свое будущее. [5]

Принимая во внимание тот факт, что азартно-игровое поведение проявляется рано, как правило, в 10 лет, дети в возрасте от 10 до 13 лет представляют главную возрастную группу для профилактики игровой зависимости.

Подростки негативно относятся к конфликтам и потерям. К потерям может относиться что-то конкретное, например, потеря друзей, денег, а могут относиться такие понятия, как уважение, дружба, самооценка, любовь. Это самые главные события, которые оказывают серьезное влияние на подростка в школе и дома.

Исследователи предоставили список 47 обычных жизненных событий и попросили этих школьников указать те, которые они испытали в последние 6 месяцев и которые являются «плохими», по их мнению. Ответы указали на то, что эти школьники испытали в среднем два негативных события за последние 6 месяцев. Вот самые широко распространенные негативные события для подростков:

1. Разрыв отношений с подругой/ другом;

2. Постоянные ссоры с родителями;

3. Несчастье с братом/сестрой;

4. Нарастающие ссоры родителей между собой;

5. Изменение финансового статуса родителей;

6. Серьезная болезнь или травма члена семьи;

7. Несчастье с одноклассником;

8. Несчастье с родителями.

В результате опроса 60 подростков Walker выявил, что главным источником напряжения и несчастья для подростков и их друзей были: отношения с друзьями и семьями, чувство давления со стороны семьи из-за неоправданных ожиданий, давление в школе со стороны учителей и тренеров из-за несоответствующих ожидаемым ими результатов, финансовый прессинг, трагедия в семье или у друзей [8].

Подростки реагируют на стрессовые события по-разному, одни делают что-то расслабляющее, например, прослушивают музыку, пытаясь принять свое собственное решение, другие просматривают телевизионные программы, или ищут поддержку у друзей, стараясь быть ближе к людям. Эти виды поведения характерны для подростков, которые пытаются стать независимыми, стараются взять ответственность на себя. Они в стрессовой ситуации чаще обращаются к друзьям и семье за поддержкой, т.е. находят внутренние или внешние ресурсы, чтобы справиться с негативными жизненными событиями.

Но для других подростков такие события имеют тенденцию накапливаться, и стресс становится невыносимым, чтобы справиться с ним. В изучении поведения подростков штата Миннесота было обнаружено, что те подростки, которые доложили о своих попытках суицида, имели за последние 6 месяцев пять дополнительных «плохих» событий в своей жизни, это:

1. Развод родителей;

2. Потеря близкого друга;

3. Переход в новую школу;

4. Неудача с академической успеваемостью;

5.Личная болезнь или травма.

Было выявлено, что подростки, которые показали высокую степень депрессии и признались в попытке суицида, имели пять таких «плохих» событий, что в два раза больше чем у всех испытуемых подростков [4].

Такие факторы, как история семьи, которая включает: суицид, алкоголизм, потребление наркотиков, сексуальное насилие, шизофрению, убийство, серьезные потери членов семьи, хронические болезни, проблемы с питанием и сном, развод родителей, а также и личная психофизиологическая предрасположенность, делают индивид восприимчивым к стрессорам.

Предрасположенность, стрессоры, поведение сливаются вместе, образуя сложную картину подростка с рискованным поведением, которое ведет к депрессии и, соответственно, к деструктивному поведению. Импульсивное поведение, навязчивые идеи или необоснованные страхи, агрессивное или антисоциальное поведение, изоляция, отчужденность, уход из семьи, плохие навыки общения, чувство вины или уродства, самобичевание, чрезмерная усердность в обучении могут сигнализировать, что подросток имеет серьезные проблемы.

Вот почему очень важно, чтобы члены семьи, школьные психологи, учителя, социальные работники могли распознать, что что-то случилось с данным подростком и вовремя предотвратить рискованное поведение [1,2].

Жизнеутверждающая литература имеет много примеров о молодых людях, которые оказались более стойкими перед превратностями судьбы, перед лишениями, стрессами, чем другие. Это является неизбежным фактом, что все индивидуумы оказываются перед лицом стрессовых жизненных ситуаций, и подростки, также как и взрослые, имеют различное адаптивное поведение, и часто находят уникальные пути и способы справиться с ними. Жизнестойкая молодежь способна более эффективно справляться со стрессовыми ситуациями теми способами, которые дают возможность выработать соответствующее адаптивное поведение, придерживаться его и стать компетентным взрослым человеком.

Benard считает, что «мы все родились с врожденной способностью к устойчивости к трудностям в жизни, с помощью которой мы можем развивать социальную компетентность, навыки решения проблем, критичного мышления, самостоятельность и целеустремленность» [5].

К навыкам урегулирования проблем относится способность планировать, быть изобретательным в поисках помощи от других, мыслить критически, творчески и вдумчиво. В развитие критического мышления входит понимание структуры угнетения, будь то алкоголик-родитель, неотзывчивое школьное окружение или расистски настроенное общество, и вырабатывать стратегии по преодолению их влияния. Проявление автономии означает способность действовать самостоятельно и осуществлять определенный контроль над своей средой с чувством собственного достоинства. Развитие сопротивления означает отказ от принятия негативной информации о себе, дистанцирования себя от девиантного поведения сверстников. Наконец, стойкость проявляется в целеустремленности в свое счастливое будущее, включая постановку цели в образовании, мотивацию достижения цели, надежду, оптимизм и духовную веру.

Согласно выводам, сделанным Heath, McLaughlin, Weis, Fine в изучении жизнестойкости, возникает четкая роль семьи, школы и общины в возможности изменить и даже обратить вспять негативные ожидаемые результаты и дать подросткам и их семьям возможность обойти все жизненные стрессы и проявить жизнестойкость, несмотря на существующие факторы риска [1,6].

Наличие хотя бы одного заботливого человека, проявляющего сострадание, понимание к подростку с проблемным поведением, делает этого ребенка лучше. Ученые обнаружили, что среди наиболее часто встречающихся положительных ролевых моделей в жизни устойчивых к факторам риска детей, вне круга семьи, был любимый учитель, который являлся не просто инструктором по академическим навыкам для подростков, но и доверенным и позитивным примером для их личной идентификации [3].

Результаты исследований показали, что школы, которые устанавливают высокие цели и связанные с ними ожидания для всех школьников, и оказывают им поддержку, необходимую для достижения этих целей, имеют высокие показатели успеваемости и низкие показатели проблемного поведения, таких, как отсев, наркомания, подростковая беременность, преступность [4].

Исследования выявили зависимость между участием во внеклассной деятельности и повышением самооценки подростка. Активность во внеклассной деятельности связана с более высоким среднем баллом и меньшим количеством прогулов [7].

Проблемное поведение подростков, связанное с игровой зависимостью, имеет в себе факторы риска, ставящие под угрозу их психическое здоровье и, даже, жизнь. К факторам риска относятся: отцовский патологический гэмблинг, легкий доступ к местам гэмблинга (особенно Интернет), депрессия и возбудимость, высокий уровень экстравертности подростков, низкий уровень конформизма и самодисциплины, богатый ранний опыт гэмблинга, низкая самооценка, предрасположенность к риску и девиантному поведению, конфликты с родителями.

Защитные факторы против рискованного игрового поведения не достаточно изучены. Однако такая связка, как родители — семья - школа — община могут служить защитой против рискованного поведения подростка, ведущего к игровой зависимости.

Программы по профилактике игровой зависимости должны быть сфокусированы на устранение или минимизацию факторов риска, будь то проблема, связанная с потреблением наркотиков, алкоголя, или с гэмблингом. Знание факторов риска расширяет поле превентивных действий, включая профилактику этих неблагоприятных факторов, формирование защитных факторов на основе примеров жизнестойкости.

Теоретические и эмпирические исследования указывают на общность игровой зависимости с химическими аддикциями. Учёные полагают, что профилактические программы по химическим аддикциям представляют собой богатый источник информации и могут стать основой для профилактики игровой зависимости.

Учитывая опыт США и Канады по борьбе с игровой зависимостью, можно составить перечень общих методов и средств: законодательные меры -лицензирование, возрастные, рекламные ограничения; административные меры - ограничения по месту расположения игорных заведений, ограничения по времени работы в Интернете и видам компьютерных игр; медицинские меры -одиночная, семейная и групповая терапия; педагогические меры - лекции и тренинги в школах и в Интернете, беседы по телефону горячих линий анонимной помощи.

Поскольку, как мы уже отмечали ранее, подростковый возраст наиболее сенситивен к любым аддикциям, мы считаем, что при всем многообразии превентивных подходов, психолого-педагогический подход должен быть превалирующим.

Литература

1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?/ В.В. Абраменкова// М., 1999.

2. Бредихина, М.В. Педагогическая профилактика игровых зависимостей у подростков в общеобразовательном учреждении. : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/М.В.Бредихина.-Ниж.Новгород, 2007.- 198с.

3. Бурова В.А. « Кибераддикт- Человек Играющий?» Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости. [Электронный ресурс] / В.А. Бурова.- Режим доступа: www/zavisimost.ru

4. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский//Психол. журнал.- 2004.-Т.25 (1).- С.90-100.

5. Иванов А.В., Чудова Н. О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся.// Доклад на Всероссийской научно-практической конференции. Российская школа и Интернет. Самарский госуниверситет, Самара, 2001,С.269-270.

6. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека./ М.С. Иванов // Психологический журнал, 1990, том 20(1), с.94-102.

7. Мунтян, П. Вид компьютерной аддикций: зависимость от компьютерных игр: хрестоматия/ П. Мунтян; сост. К.В.Сельченок.// Минск, Харвест, 2005.- 592с.

8. Фортова Л.К. Социально-педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков: дис. ... д-ра-пед.наук/ Л.К. Фортова. -М., 2002.- 582 с.

Просмотров работы: 1078