ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ

Мазурина М.А. 1, Юревич С.Н. 2
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова"
2ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Значимым ресурсом качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации выступает профессиональная компетентность педагога как результат его непрерывного образования (М.М. Поташник). Важным звеном непрерывной профессиональной подготовки выступает методическая работа в ДОО.

Классическим является определение методической работы, данное Ю.К. Бабанским, который рассматривал ее как целостную систему «взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога …, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения в целом, а в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных воспитанников» [1].

Сегодня методическая работа (деятельность) трактуется как «часть профессионально-педагогической (профессионально-управленческой) деятельности, в рамках которой ос­ваиваются, экспертируются и разра­батываются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия» (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) [3]; как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога ДОУ по проектированию, разработке и конструированию, исследованию методов, приемов, средств обучения и воспитания, позволяющих осуществлять образовательный процесс в ДОУ [2].

Усложнение содержания и функций методической работы связано с тем, что на современном этапе данный вид педагогической деятельности рассматривается с позиций целого ряда методологических подходов. Рассмотрим их.

Системный подход. Методическую работу отличает целостность как существенный признак всякой системы (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, Т.И. Шамова), а также учет всех факторов, действующих на данное педагогическое явление.

Деятельностный подход. С позиций деятельностного подхода, методическая работа – рассматривается как деятельность. Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции образовательного процесса в ДОУ. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования. Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных семинаров педагогов (мастер-классов), создание собственной методической системы. Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; приемы, методы обучения и воспитания; методическое обеспечение образовательного процесса и т.д.

Личностно-ориентированный подход заключается в выявлении личностно-педагогических ценностей, их учете и подчинении на каждом уровне развития профессиональной деятельности педагога в целом и методической деятельности, в частности, в формировании установки воспитателей на профессионально-творческое саморазвитие. С личностно-ориентированным подходом тесно связаны: а) подход свободного самоопределения (свободный выбор каждым педагогом путей самореализации в методической работе); б) мотивационно-стимулирующий подход (использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы методической деятельности педагогов); в) коррекционный подход (своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих); г) дифференцированный подход (связан с учетом уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ).

Компетентностный подход позволяет рассматривать педагога как человека, умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи в реальных ситуациях профессиональной деятельности. С внедрением ФГОС дошкольного образования приоритет отдается формированию опыта методической деятельности. Следовательно, возрастает роль активных форм и методов методической подготовки педагогов ДОО, усиление исследовательской компоненты методической деятельности.

Инновационный подход - целостное включение педагога в деятельность по изучению и творческому использованию педагогических инноваций, предоставление свободы выбора в определении идей преобразования собственной профессиональной деятельности, способов их реализации, развитие рефлексивно-исследовательской позиции педагога по отношению к педагогическим инновациям, своей профессиональной, в том числе и методической, деятельности и себе как ее субъекту.

Важным для организации методической работы является управленческий подход. В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, Т.И. Шамова представляют методическую работу образовательного учреждения в виде управленческой системы, в которой определены цель, задачи, функции, методы и формы организации. С позиций управленческого подхода методическая работа в ДОУ может быть спроектирована в следующей структуре: прогнозирование – программирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция и анализ.

Л.И. Фалюшина в своем исследовании под методической работой понимает функцию управления качеством образовательного процесса, основным предназначением которой является развитие профессионализма педагогов, необходимого для качественного осуществления педагогической деятельности по всестороннему воспитанию и развитию детей [4]. Этот аспект позволяет исследовать методическую работу с позиций квалиметрического подхода.

Квалиметрическая оценка качества объекта не может быть получена без наличия эталонных (самых лучших) и браковочных (самых худших, но допустимых) значений показателей его отдельных свойств, являющихся функцией времени. Оценка качества в основном определяется в квалиметрии с точки зрения не индивидуальной потребности какого-то человека, а с точки зрения общественной потребности (средняя потребность большинства членов общества). С помощью квалиметрии в методической деятельности можно оценить качество услуг как продукта труда управленческого и педагогического персонала. Квалиметрия позволяет определить качество методического продукта, его социально-культурную ценность для образовательного процесса и развития дошкольников. Квалиметрия качества позволяет определить конкурентоспособность методической работы в ДОО, сделать анализ качества процессов создания методических продуктов, определить пути их совершенствования.

Список использованных источников:

  1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

  2. Езопова, С.А Менеджмент в дошкольном образовании / С.А Езопова. – М.: Академия, 2003 г.- 320с.

  3. Сластенин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: изд-во НГПУ, 2007. – № 1. – с. 42–49.

  4. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ/ Л.И. Фалюшина. - М.: АРКТИ, 2004. – 262 с.

Просмотров работы: 1076