Подготовка молодого поколения к семейной жизни подразумевает формирование у старшеклассников трех основных групп семейных ценностей: 1. связанные с супружеством (ценность брака, различных половых ролей в семье, межличностных коммуникаций между супругами, взаимоподдержки и взаимопонимания супругов и т.д.); 2. связанные с родительством (ценность отцовства и материнства, многодетности, воспитания и социализации детей в семье и т.д.); 3. связанные с родством (ценность наличия родственников, взаимодействия и взаимопомощи между ними) [2].
С целью поддержания семьи и традиционных семейных ценностей, а так же подготовки молодого поколения школьников к семейной жизни нами была разработана программа «Социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни».
Цель программы: осуществление социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.
Задачи программы:
Формирование понятийно-знаниевой составляющей сформированности семейных ценностей у старшеклассников.
Формирование эмоционально-волевого стремления к созданию семьи как жизненного вектора.
Способствование эффективной социализации старшеклассников.
Вовлечение старшеклассников в процесс осмысления значимости социального института семьи в современном обществе.
Теоретическая основа программы – блочно-модульный подход.
Когнитивный модуль программы включает необходимый комплекс знаний о семейных ценностях, способность и умение их осмысливать, анализировать, искать возможные варианты решения выявленной проблемы.
Ценностно-ориентационный модуль программы включает в себя осознание воспитанниками себя как члена семьи, способность сопереживания и сочувствия к детям, оставшимся без попечения родителей, осознание важности уважения своих родителей, способность уважения и сострадания к пожилому поколению, осмысление и принятие на себя гендерных ролей, осознание важности планирования семьи, осознание важности правильного выбора спутника жизни.
Ценностно-рефлексивный модуль нацелен на определение результативности реализации программы, осознание воспитанниками полученных знаний и опыта, анализ значимости семейных ценностей в будущем лично для каждого воспитанника.
Программа социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.
№ |
Компонент |
Направление |
Блок |
|
Когнитивный модуль |
Формирование знаний о семейных ценностях |
Цель: психологическая подготовка старшеклассников к восприятию цикла занятий, направленных формирование семейных ценностей. |
Цель: осмысление старшеклассниками личного эмоционального опыта связанного с семьей. |
|||
Цель: осмысление подростками важности традиций для существования семьи. |
|||
Цель: закрепление представлений о семейных ценностях |
|||
|
Ценностно-ориентацион-ный модуль |
Пропаганда морально-нравственного отношения к своим родителям, родственникам |
2.1. «Я – продолжение своей семьи» Цель: осмысление себя, как неотъемлемой части собственной семьи; формирование у старшеклассников привязанности к семье. |
2.2. «Каково быть «Мамонтенком»?» Цель: осмысление проблемы сиротства, усыновления; формирование у старшеклассников положительного отношения к вопросам усыновления, опекунства; ответственного отношения к заботе о своих родителях. |
|||
2.3. «Древо Жизни» Цель: осмысление старшеклассниками жизненных проблем старшего поколения; формирование ответственного отношения к пожилому поколению своей семьи (бабушкам, дедушкам). |
|||
2.4. «Моя Родословная» Цель: закрепление морально-нравственного отношения к старшему поколению в семье, родственным связям. |
|||
Формирование ответственного материнства, отцовства |
2.5. «О мужественности и женственности» Цель: осмысление старшеклассниками гендерных ролей мужчины и женщины в семье; формирование правильного семейного поведения юношей и девушек. |
||
2.6. «Планирование семьи» Цель: формирование у старшеклассников ответственного отношения к вопросу планированию детей; проблеме абортов. |
|||
2.7. «Один раз и на всю жизнь» Цель: осмысление проблемы развода (причин и последствий); формирование у старшеклассников ответственного отношения к выбору будущего супруга / супруги. |
|||
2.8. «Я выбираю семью» Цель: закрепление положительного отношения старшеклассников к вопросам деторождения, брака; ответственного отношения к будущему материнству и отцовству. |
|||
|
Ценностно-рефлексивный модуль |
Диагностика сформирован-ности семейных ценностей |
Цель: диагностирование уровня сформированности семейных ценностей у старшеклассников. |
Технологии, формы и методы, используемые при реализации программы:
Видеокейс – интерактивная технология, разновидность кейс-технологий, основана на активном, наглядном, проблемно-ситуационном анализе задач-ситуаций [1]. Позволяет старшеклассникам визуально выделить проблему, ошибки, продумать возможные варианты поведения в ситуации, демонстрируемой в видеоряде, обсудить впечатления от увиденного.
Игра применяется в качестве психологической разминки для положительного эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Беседа – активный метод взаимодействия воспитателя и воспитанников. Используется для подведения воспитанников к проблеме занятия через оценку поступков, фактов, проблемных ситуаций.
Дискуссия является одним из видов беседы. Позволяет каждому высказать свою аргументированную точку зрения на проблему и выслушать точку зрения остальных участников занятия.
Проблемная ситуация используется для активации у воспитанников потребности в новых знаниях, поиска путей решения представленной ситуации.
Анкетирование применяется как метод промежуточного либо итогового контроля реализации поставленных целей и задач. Позволяет проследить динамику воспитательного процесса.
Формирование системы семейных ценностей в системе школьного образования целенаправленная, сложная и продолжительная по времени работа, эффективность которой во многом зависит от педагога и его профессионализма, а так же от соблюдения ряда педагогических условий, сопряжены с ключевой идеей программы - создания позитивного семейного опыта:
Осуществление педагогического сопровождения школьников в процессе осмысления семейных ценностей.
Мотивирование включения старшеклассников в событийную деятельность, направленную на формирование системы ценностей.
Разработка программы социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.
Условие сотрудничества педагога и учащегося по формированию у последнего психологической готовности к семейной жизни.
Эти условия: во-первых, соответствуют требованиям государственных нормативно-правовых документов о воспитании и образовании молодого поколения, в том числе и ФГОСов; во-вторых, подразумевают учет психофизиологических особенностей детей старшего школьного возраста.
И в завершении, какой бы совершенной не была школьная воспитательная программа по формированию системы семейных ценностей и подготовке старшеклассников к семейной жизни, главным источником будущего семейного благополучия ребенка, примером и ответственным лицом за его социализацию остается семья ребенка.
Список литературы:
Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: учебно-методическое пособие / под ред. Е.В. Вергизовой, Т.С. Воробейковой, О.В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с.
Сазонова Е.С. Социальная реклама как инструмент продвижения традиционных семейных ценностей в России / Е.С. Сазонова, О.А. Волкова // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2014. - №5(25). – С. 43-57.