ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Чуманова А.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова» г.Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эхо – неизменный ответ природы на вопросы,

которые мы ей задаем

Одной из немаловажных проблем современного социокультурного развития России является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в России. Однако, несмотря на принимаемые меры, работа по экологическому оздоровлению страны требует дальнейшего развития и совершенствования.

Особо охраняемые природные территории создаются для сохранения определенных биофизических процессов и объектов – популяции диких животных и мест их обитания, природных ландшафтов или культурного наследия, например, местных традиций и фольклора. Туристы приезжают на такие территории с целью, чтобы больше узнать и получить удовольствие от тех ценностей, которые сохраняются данной ООПТ.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) можно определить как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Следует отметить, немаловажное значение в развитии внутреннего туризма имеет состояние и функционирование особо охраняемых природных территории на региональном уровне. Так, например, в настоящее время на территории Башкортостана существуют 225 ООПТ следующих категорий:

– государственные природные заповедники – 3, общей площадью 324964,0 га, в т.ч. Башкирский государственный природный заповедник, государственный природный заповедник «Шульган-Таш», Южно-Уральский государственный природный заповедник;

– национальные парки – 1, общей площадью 82300,0 га – национальный парк «Башкирия»;

– природные парки – 4, общей площадью 125336,4 га, в т.ч. природный парк «Аслы-Куль», природный парк «Мурадымовское ущелье», природный парк «Иремель», государственный природный парк «Кандры-Куль»;

– природные парки местного значения – 1, общей площадью 38080,3 га – ландшафтный природный парк местного значения «Зилим»;

– государственные природные заказники – 29, общей площадью 383224,9 га, в т.ч. зоологические – 17, ботанические – 9, ландшафтные – 3;

– памятники природы – 179, общей площадью 72543,6 га, в т.ч. ботанические – 52, дендрологические – 34, комплексные – 42, гидрологические – 22, геологические – 24, зоологические – 5;

– ботанические сады – 1, площадью 25,0 га – Ботанический сад-институт УНЦ РАН;

– лечебно-оздоровительные местности и курорты (округа горно-санитарной охраны) – 7, общей площадью 38179,94 га.

Рост интереса к устойчивому туризму и экотуризму в республике Башкортостан привел к повышению социальной ответственности за сохранность природной среды и стал оказывать существенное влияние на развитие туризма.

Туризм следует развивать таким образом, чтобы сохранять лучшее, что есть у местных жителей и делать все для того, чтобы улучшать. Один из способов этого добиться - развивать инфраструктуру и сервис для туристов так, чтобы приносить пользу местным жителям.

Правильно управляемый туризм может содействовать охране или восстановлению культурного наследия, как на местном, так и на региональном уровне. ООПТ играют важную роль в уважительном отношении к памятникам старины. На многих ООПТ расположены значимые исторические, архитектурные и археологические объекты. Туризм может обеспечить дополнительные доходы для содержания и ремонта исторически ценных зданий и ландшафтных особенностей. Средства могут собираться напрямую через взимание платы за посещение, либо опосредованно, через уплату местных налогов.

Важно учесть, что ООПТ, устойчиво развивающиеся на основе доходов от туризма, не только создают рабочие места, повышающих доходы местных жителей, но и используются для удовлетворения таких потребностей местных сообществ как:

1. Улучшение коммуникаций: развитие дорожной сети для туризма дает местным жителям новые возможности взаимодействия с внешним миром. Телекоммуникационные сети в офисах ООПТ могут быть жизненно важны для местных жителей в случае ЧП.

2. Образование: многие ООПТ организуют занятия по языкам, грамоте и математике для сотрудников. Такие знания могут быть полезны и для развития местных сообществ.

3. Тренинги: тренинги для сотрудников ООПТ, например, по обслуживанию транспортных средств или по гигиене питания, будут полезны и для местного населения.

4. Здравоохранение: медицинская помощь, организованная для сотрудников ООПТ, может предоставляться и местным жителям.

В настоящее время в условиях интенсивного развития хозяйственной деятельности человека, а так же « дикого туризма», природные комплексы (в том числе охраняемые) претерпевают существенные негативные изменения. Такая тенденция проявляется на территории большинства регионов страны, в том числе и Республики Башкортостан.

Несмотря на имеющиеся успехи в области развития системы ООПТ, остаются нерешенные следующие проблемы:

- неудовлетворительное финансирование и материально-техническое обеспечение ООПТ;

- высокий процент износа производственных и жилищных фондов заповедников и национальных парков;

- недостаточная финансовая обеспеченность научно-исследовательских работ в заповедниках и неэффективное научно-методическое руководство их деятельностью со стороны Академии наук РБ и других научных учреждений республики;

- слабые научные, информационные и партнерские связи в системе ООПТ Республики Башкортостан;

- неурегулированность земельных, правовых, имущественных и иных отношений между ООПТ и организациями, расположенными в их границах.

Для успешного функционирования ООПТ важно обеспечить не только государственную поддержку их деятельности, но и активное участие общественных организаций и граждан республики в процессе их формирования.

Общественные организации, юридические лица, пользуясь правом инициативы по созданию ООПТ, могут оказать действенную помощь в организации, охране, использовании ООПТ, а также оказать финансовую поддержку целевых природоохранных программ по развитию сети ООПТ.

Республика Башкортостан интересна своими памятниками природы. Геологическое строение, рельеф и климат создали здесь исключительное разнообразие ландшафтов с огромным количеством уникальных природных объектов.

Анализ сложившейся сети ООПТ на территории Республики Башкортостан показывает, что, несмотря на большое число выделенных особо охраняемых природных территорий и изъятых при всём этом из хозяйственного использования значительных площадей земель, эффективность этой сети для сохранения природного разнообразия Южного Урала остается низкой.

Несмотря на развитую сеть больших и малых особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан, обеспеченность охраной экосистем нашей республики продолжает оставаться неудовлетворительной. В настоящее время с учетом территорий, которые зарезервированы, то есть являются потенциальными природными парками, площадь особо охраняемых природных территорий достигла 7% всей территории республики. Причем, если обеспеченность охраной в некоторых природных

зонах высока, то в других она почти полностью отсутствует. Не обеспечены охраной экосистемы Башкирского Предуралья и Зауралья (степи, солончаки, широколиственно­темнохвойные леса, болота).

На сегодняшний день в той или иной степени охвачены системой особо охраняемых природных территорий популяции лишь у 38,3% редких и исчезающих видов растений. Не лучшим образом дела обстоят с охраной животного мира.

Хочется отметить положительный сдвиг в образовании особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан, выделение новых особо охраняемых природных территорий ведется строго на научной основе, с соблюдением принципа разумной достаточности. Каждая новая предлагаемая особо охраняемая природная территория прежде, чем учреждена, проходит строгую научную экспертизу. При этом нельзя забывать, что с изъятием из хозяйственного использования той или иной территории, эквивалентно возрастает антропогенная нагрузка на соседние с новым ООПТ экосистемы, многие из которых и без того находятся в неудовлетворительном состоянии.

Сейчас особо охраняемые природные территории переживают тяжелый период. Отсутствие информации о деятельности заповедников и национальных парков, недостаточность их финансирования, недопонимание обществом их решающей роли в сохранении ландшафтного и биологического разнообразия угрожают самому существованию ООПТ. Общество, органы государственной власти, деловые круги должны проявить внимание к заповедникам, национальным паркам, памятникам природы и оказать всемерную материальную и практическую помощь особо охраняемым природным территориям.

В целом, подводя итоги, хочется отметить, что переход на более высокий природоохранный уровень невозможен без охвата эколого-просветительской деятельностью широких масс населения. Сегодня экологическую безграмотность населения можно сравнить с всеобщей безграмотностью в дореволюционной России. Таким образом, особо охраняемые природные территории представляют собой наше богатство, гарантия выживания развивающегося экологического криза.

Список использованных источников:

1. Особо охраняемые природные территории [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/32621 (Режим обращения: 16.12.2015)

2. ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072 (Режим обращения: 16.12.2015)

3. Гадиев, М.А., Хабибулин Р.Р., Николаева С.В. Экология Башкортостана: Учебное пособие / М.А. Гадиев, Р.Р. Хабибулин, С.В. Николаева. – Уфа: Уфим. гос. акад. экономики и сервиса. - 2006. – 120 с.

Просмотров работы: 1145