РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД В СОВРЕМЕННОЙ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД В СОВРЕМЕННОЙ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Обухова М.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова» г.Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из важнейших феноменов человеческого существования выступает игра. Игра отличается от любой другой деятельности тем, что она не имеет цели, она совершается не ради счастливого будущего, она сама по себе есть некое совершенство. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Термин «ролевая игра» (РИ) в более широком значении понимается как особая технология работы с людьми. Понятие РИ применяется в педагогике и психотерапии приблизительно с 1970-ых гг. Однако, российские ролевики, которые начали с того, что в 1990 г. решили попробовать разыграть события любимой книги («Властелина колец» Толкина), самостоятельно стали разрабатывать возможности игры и значительно продвинулись в развитии этой технологии. В настоящее время, некоторые из них успешно применяют свой ролевой опыт для педагогических программ и психотерапевтических тренингов.

Обращаясь к определению понятия, следует отметить, ролевая игра - игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.

Игра может длиться от нескольких часов до нескольких дней, гораздо больше времени занимает подготовка: от недели до нескольких лет. Основу (сюжет и механизм действия) придумывает группа так называемых мастеров, но сама игра - это результат совместного творчества мастеров и игроков.

Создаваемые игровые ситуации всегда привлекали участников разных возрастов. Основная концептуальная идея ролевых игр состоит в том, что ситуационно-ролевая игра решает коммуникативные задачи и дает возможность имитации предметно-практических действий, позволяет обеспечить два диалектически взаимосвязанных процесса развития личности: овладение субъектом ролевым поведением (социальная адаптация) и самореализация в рамках ролевых предписаний (индивидуализация). Кроме того, ролевая игра демонстрирует чередование и взаимопереход:

1) переживаний и размышлений;

2) ситуаций игровой деятельности и деятельности по поводу игры.

Ситуационно-ролевая игра позволяет реализовать идею социального закаливания – контрастных точечных прикосновений к личному и социальному опыту молодого человека с целью повышения его сопротивляемости негативному воздействию среды обитания, мобилизации потенциала для продуктивного решения жизненных трудностей, успешной адаптации в разнообразных ситуациях.

Участие в больших и малых формах ролевых игр позволяет детям и взрослым на собственном опыте пережить ситуации реализации или нарушения их прав. Эмоциональный опыт, приобретенный в ходе игры, пробуждает интерес к проблеме и побуждает проработать эту проблему более подробно.

Эффективность использования игровых технологий опирается на следующие аспекты возрастной психологии. Во-первых, человеку на протяжении всей жизни свойственно обыгрывать различные ситуации; во-вторых, в младшем, дошкольном возрасте игра является основной формой общения с окружающим миром; в-третьих, вырастая и приобретая навыки общения, подростки склонны воспринимать игру как наиболее привлекательную форму взаимного общения. Наиболее привлекательной и для взрослых, и для подростков является ролевая игра, так как именно в ней человек может попробовать себя в различных ролях, продемонстрировать умения и таланты, которые, по его мнению, никто не замечает.

Игра принимает для подростков социальную окраску, дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Становясь старше, подросток все больше времени проводит, просто общаясь со сверстниками. Постепенно большинство игр отходят на второй план, однако не исчезает потребность осваивать новые формы отношений между людьми, пробовать себя в разных социальных ролях, добиваться признания окружающих. Но своими силами ребенок уже не способен создать удовлетворяющую его модель. Здесь-то на помощь и приходят ролевые игры.

Принципиально новым направлением в социально-культурной сфере является включение в обслуживание туристов, отдыхающих, посетителей театрализации и ролевых игр. Сюда же входит воссоздание историко-культурных ситуаций разного времени. При этом зрители имеют возможность стать непосредственными участниками интерактивного процесса. В последнее время получили развитие так называемые ролевые игры, которые проводятся как по произведениям в стиле «фэнтези», так и по конкретным историческим событиям. Это одно из инновационных направлений ролевых игр, которое получило распространение в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Оно рассчитано на определенный круг людей. Участие в ролевых играх привлекает внимание, как детей, так и взрослых возможностью побывать в другой ситуации, попробовать себя в какой-нибудь роли. Следует отметить, что применение ролевых игр возможно в качестве составных частей экскурсионных мероприятий в сфере сервиса для старшеклассников и студентов. Среди примеров подобного типа ролевых игр, возможных к применению в социально-культурной сфере, имеющих исторический аспект, можно назвать такие, как «Гардемаринка», «Калевала», «Путь на Запад» и др. Представляется, что будущее в социально-культурной сфере сервиса и туризма – за его комплексностью, гибкостью, разнообразием, индивидуальным подходом к потребителю туристических услуг и, естественно постоянным внедрением новых форм и методов работы.

Участники ролевой игры могут воспринимать игровое время как полноценный отрезок жизни, насыщенный живыми чувствами и событиями, которые переживаются как реальные. Такому восприятию сопутствует явление, которое иногда называют «вролинг» - глубокое погружение в роль, субъективное отождествление игрока с персонажем. Только с учетом эффекта вролинга можно понять смысл происходящего в пространстве ролевой игры-импровизации. Не все игроки и мастера считают глубокий вролинг необходимым, существуют разные подходы к игре. Одни воспринимают происходящее как соревнование и стремятся достичь наибольшего успеха - победить врагов, добыть ценный артефакт, получить власть. Другие ценят красоту самого действа и подходят к игре скорее как к театру, третьи хотят, прежде всего, ощутить атмосферу созданного на игре мира и пожить в роли своего персонажа. Соответственно, разные игры рассчитаны на запросы той или иной группы игроков.

Впрочем, надо сказать, что при любом отношении мастеров и игроков вролинг мало поддается контролю со стороны и во многом завязан на личностные особенности самого игрока. Профессиональные психотерапевты, работающие с классической психодрамой, уверены, что связь игрока с персонажем формируется в любом случае. Если игрок остался в роли после игры, т.е. не разотождествился с персонажем, это может привести к неприятным последствиям. В лучшем случае это болезненное самостоятельное возвращение к привычной идентичности и окружению, в худшем - частичное отождествление игрока с персонажем, изменение самоидентификации, невротические симптомы. Поэтому важно четко отделить игровой мир от реального, для чего и в психодраме, и в РИ особое значение придают точкам начала и завершения игры. В РИ особая ритуализованная процедура начала игры (одна из её форм получила название вводная мистерия) призвана создать у участников нужное настроение, помочь им проникнуться духом создаваемого мира, войти в образ персонажа. Очень важен выход из игры, он обеспечивает разотождествление игрока и персонажа, помогает игроку вернуться в реальность. Один из распространенных в РИ ритуалов возвращения из игры – общая круговая чаша, где каждый произносит слова благодарности за игру и делится свежими впечатлениями.

За уже немалое время существования игр мастера и игроки разработали и другие способы предупреждения и преодоления психологических трудностей на играх и после них. Так, для проведения игры обычно выбирается уединенное место, где минимальна вероятность появления посторонних (отдаленный лесной уголок или городская квартира). Во время игры участники живут в особой игровой реальности, которую сами же и создают, и стараются, чтобы их костюмы и поведение были естественны для неё. Случайные свидетели действа из «внешнего» мира - местные жители, грибники, гопники, представители закона – воспринимают происходящее иначе и могут, к примеру, попытаться вмешаться и навести порядок, иногда агрессивно. К счастью, контакты с неигровой реальностью чаще сводятся к забавным недоразумениям, о которых с удовольствием рассказывают байки. Но, как уже говорилось, ролевая игра живого действия - предприятие куда более серьезное, чем может показаться. Играющие совместными усилиями моделируют игровую реальность и вживаются в неё. Непрошеные вторжения внешнего мира в игру отвлекают участников, выбивают их из роли, могут вынудить нелогично завершить начатый сюжет. Все это не только портит общее впечатление от игры, но и чревато болезненными последствиями для игроков. Впрочем, у ролевиков есть свои способы и для того, чтобы при необходимости временно выйти из игры или включить в игру внешние непредсказуемые обстоятельства.

Человеческому сознанию присуще воспринимать сконструированные в воображении образы и события как реальные, именно поэтому игровые события могут переживаться так же остро, как настоящие. На этом свойстве психики основан метод современной психотерапии, который получил название «изменение личностной истории». С помощью этого метода человек может сделать более радостным свое настоящее и будущее, мысленно изменив к лучшему травматичные переживания прошлого. На ролевой игре живого действия при глубоком вролинге личный опыт игрока дополняется опытом игрового персонажа, как прожитым во время игры, так и присутствующим в его вымышленной «предыгровой» биографии. Это точно также может привести к серьезным изменениям в жизни после игры. Игрок словно бы заимствует на время навыки, качества и личную историю персонажа и пробует их в максимально безопасных условиях игры, а дальше все может произойти, как в старинной сказке: актер нашел на дороге маску, надел ее, играл в ней, а потом не смог снять - она приросла к лицу. Вероятность, что игра принесет пользу, становится выше, если качественно продумать персонажа, грамотно поставить перед собой задачи. Очень важна способность игрока к анализу своих действий и переживаний во время игры.

Впрочем, положительные изменения происходят далеко не всегда, и поглощенность игровой реальностью может иметь и неблагоприятные последствия, вплоть до полного разрыва контакта с реальным миром. Мир игры кажется ярче, красивее, он более насыщен интересными событиями и возможностями и, что важно, более безопасен, чем реальность. По сравнению с ним реальный мир может показаться скучным и тусклым, и вполне естественно возникает желание снова попасть на игру и погрузиться в альтернативную реальность, но именно так может начаться игровая зависимость.

Подводя итог, обобщим, что ролевая игра содержит огромный потенциал для личного развития своих участников и, как всякий мощный инструмент, может принести как пользу, так и вред. Хотелось бы, чтобы игроки осознавали это и использовали игру себе на благо, избегая дурных последствий. Очарование ролевой игры кроется в том, что она позволяет людям попробовать себя в ином качестве и в иных условиях. Игра дает человеку свободу, столь дерзкую, что многие осмеливаются о ней только мечтать: выбрать по своему вкусу саму действительность, в которой жить.

Список использованных источников

1. Игра [Электронный ресурс] http://www.psyhodic.ru/ (Режим обращения: 20.12 2015)

2. Ролевая игра [Электронный ресурс] http://www.xliby.ru/ (Режим обращения: 20.12 2015)

3. Сущность ролевой игры (Электронный ресурс) http://www.e-reading.by/ (Режим обращения: 20.12 2015)

4. Театрализация и ролевые игры [Электронный ресурс] http://tourlib.net/ (Режим обращения: 20.12 2015)

5. Ролевая игра [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Ролевая_игра/ (Режим обращения: 20.12 2015)

6. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме [Электронный ресурс] http://www.e-reading.by/bookreader.php/94187/Izotova,_Matyuhina_-_Innovacii_v_sociokul'turnom_servise_i_turizme.html/ (Режим обращения: 20.12 2015)

Просмотров работы: 775