УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР – БАКАЛАВРОВ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР – БАКАЛАВРОВ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА

Разбирин Д.А. 1, Островская И.В. 1
1Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматривается вопрос терапевтического обучения больных сахарным диабетом 2 типа как основа лечения и профилактики данного заболевания. Так же описывается возможность участия и организации образовательного процесса для пациентов Школ самоконтроля больных сахарным диабетом медицинскими сестрами – бакалаврами.

Сахарный диабет является актуальной проблемой мирового общества вследствие растущей заболеваемости и распространенности, ранней инвалидизацией пациентов, которая приводит к ухудшению качества жизни и большим экономическим затратам государства. В настоящее время, по данным ВОЗ, в мире уже насчитывается более 175 миллионов больных, их количество неуклонно растет и к 2025 году достигнет 300 миллионов. Россия в этом плане не является исключением. Только за последние 15 лет общее количество больных сахарным диабетом увеличилось в 2 раза. Наиболее достоверные и современные данные в отношении заболеваемости диабетом в России исходят из Эндокринологического исследовательского центра Российской академии медицинских наук. Согласно этим данным, 8 миллионов человек в России болеют диабетом, что составляет примерно 6 процентов населения. Это лишь грубый подсчет, эпидемиологические данные по диабету в России неполные.

Проблеме борьбы с сахарным диабетом должное внимание уделяется Министерствами здравоохранения всех стран. Во многих странах мира, включая Россию, разработаны соответствующие программы, предусматривающие раннее выявление сахарного диабета, лечение и профилактику осложнений, которые и являются причиной ранней инвалидизации и высокой летальности, наблюдаемой при этом заболевании.

Терапевтическое обучение больных сахарным диабетом 2 типа. Борьба с сахарным диабетом 2 типа и его осложнениями зависит не только от согласованной работы всех звеньев медицинской службы, но и от самих больных, без участия которых не могут быть достигнуты целевые значения компенсации углеводного обмена при сахарном диабете. Хорошо известно, что проблема успешно может быть решена только тогда, когда все известно о причинах, стадиях и механизмах ее появления и развития. Именно поэтому неотъемлемой частью специализированной лечебно-профилактической помощи является необходимость обучения пациентов правилам самоконтроля заболевания. Терапевтическое обучение предусматривает активное вовлечение больного в самостоятельное управление хроническим заболеванием с постепенным повышением уровня ответ­ственности за свое состояние, что позволяет более эффективно использовать все прочие средства лечения [2].

Обучение при сахарном диабете 2 типа является многофакторным терапевтическим воздействием, которое выходит за пределы простого информирования больных об особенностях течения заболевания, формирования у них навыков по регулярному самоконтролю гликемии и постоянному приему предписанных медикаментозных средств. Без обучения практически невозможно достичь умения пациента эффективно управлять своим заболеванием. А без этого недостижима метаболическая компенсация, профилактика осложнений, а значит, – долгая и полноценная жизнь [4]. Исходя из этого, можно сказать, что терапевтическое обучения больных с сахарным диабетом является базисным компонентом лечения сахарного диабета и профилактики его осложнений.

Терапевтическое обучение пациентов, страдающих сахарным диабетом 2 типа, реализуется на базе Школ самоконтроля больных сахарным диабетом. Она создается в составе лечебно – профилактической организации (стационар, поликлиника или центр здоровья) на функциональной основе. Школа в своей деятельности руководствуется приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации [5, 6], уставом и локальными актами организации, в которой она создана.

Школы самоконтроля больных сахарным диабетом 2 типа являются очень эффективным инструментом передачи пациентам необходимых знаний о диабете и совершенствования этих знаний, в процессе развития медицинской науки.

Подготовка кадров для обучения больных. Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 № 899н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "эндокринология"» обучение больных сахарным диабетом может осуществлять врач – эндокринолог (диабетолог) или медицинская сестра, прошедшая соответствующее обучение.

Врачи–эндокринологи (диабетологи) не в состоянии профессионально вести обучение пациентов в одиночу. Они не имеют соответствующей психолого-педагогической подготовки и потому не могут провести исследование личности больного, изучить его мотивацию, психосоциальное состояние его семьи, определить решающую роль отдельных факторов и условий для эффективности их обучения, лечения [8]. Следовательно, поиск резервов для более совершенной организации системы обучения больных сахарным диабетом является актуальным и имеет большое практическое значение.

В последнее время все шире обсуждается интеграция спе­циалистов сестринского дела с высшим образованием в структуру кадрового обеспечения Школ самоконтроля больных сахарным диабетом 2 типа, как средства повы­шения доступности и качества медицинской помощи. Специалист по обучению, наряду с высокой профессиональной подготовкой, должен обладать знаниями в области медицинской психологии, педагогики, возрастной психоло­гии, представлять цель и задачи терапевтического обучения конкретного пациента, оценивать его потребности и мотивацию [1, 3]. Соответствующую подготовку в области обучения пациентов осуществляют факультеты высшего сестринского образования, так как одним из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата, является педагогическая деятельность. Данная деятельность включает в себя следующие профессиональные компетенции:

  1. способность овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого – педагогических знаний, представлений в области клинической сестринской практики (ПК-18);

  2. способность и готовность к изучению принципов, методов и форм проведения занятий, методологии анализа проблемных ситуаций в сфере клинической сестринской деятельности и способов их разрешения (ПК-19);

  3. способность планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы (ПК-20) [7].

Таким образом, полученные медицинскими сестрами–бакалаврами знания и навыки в области педагогики и психологии делают потенциально возможным их участие в терапевтическом обучении больных сахарным диабетом. Профессиональная подготовка медицинских сестер с высшим образованием позволяет им организовать педагогический процесс обучения больных сахарным диабетом, с учетом особенностей их мотивации, эмоционального состояния, познавательных процессов, внутрисемейных отношений и характера течения заболевания [8].

Потенциал медицинских сестер с высшим образованием в области терапевтического обучения пациентов, страдающих сахарным диабетом, недостаточно интегрирован в систему здравоохранения России, не смотря на имеющиеся положительные стороны. Это объясняется несовершенством нормативно – правовой базы, регламентирующей полномочия и компетенции врачей и медицинских сестер – бакалавров в процессе обучения больных, а также отсутствием методического обеспечения и программ обучения, ориентированных на медицинских сестер.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. терапевтическое обучение пациентов, страдающих сахарным диабетом 2 типа, является базисом лечения и профилактики осложнений сахарного диабета;

  2. одним из видов профессиональной деятельности медицинской сестры–бакалавра можно рассматривать терапевтическое обучение больных сахарным диабетом;

  3. существует необходимость разработки нормативно–правовой базы, регламентирующей профессиональную деятельность медицинской сестры–бакалавра, как участника терапевтического обучения больных сахарным диабетом;

  4. существует необходимость создания научно – обоснованных программ обучения пациентов с сахарным диабетом, ориентированных на медицинских сестер – педагогов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Злобина Г.М. Оценка готовности медсестер к формированию у пациен­тов здоровьесберегающего поведения. // Главная медицинская сестра. - 2007. - № 1. - С. 138–141.

  2. Калинина А.М. Школы здоровья для пациентов с хроническими заболева­ниями и факторами риска. // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. - 2007. - № 5. - С. 23–30.

  3. Лапик С.В. Оценка возможности и степени участия специалистов сестрин­ского дела с разным уровнем образования в профилактических программах. // Главная медицинская сестра. - 2008. - № 3. - С. 148–156.

  4. Майоров А.Ю., Суркова Е.В., Мотовилин О.Г., Мельникова О.Г., Шишкова Ю.А. Обучение больных диабетом: синтез доказательной медицины и психологического подхода. // Сахарный диабет. – 2011. - №1. - С. 46 – 50.

  5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.05.1997 № 135 «Об унифицированных программах и наглядных пособиях для школ по обучению больных сахарным диабетом».

  6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 № 899н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "эндокринология"».

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 сентября 2015 № 964 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

  8. Чуваков Г.И. Методология сестринского процесса обучения, лечения детей и подростков, больных сахарным диабетом. // Вестник Новгородского государственного университета. – 2000. - № 14.

Просмотров работы: 2992