В современной практике обучения иностранным языкам эффективно используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:
- языковой портфель как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком (Self-Assessment Language Portfolio);
- языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка (Language Learning Portfolio), причём он может варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению / по аудированию / по говорению / по письму, языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);
- языковой портфель как инструмент демонстрации учебного продукта – результата овладения иностранным языком (Administrative Language Portfolio);
- многоцелевой языковой портфель (Comprehensive Language Portfolio).
Специфика использования технологии языкового портфеля в начальной школе заключается в том, что «Портфель» позволяет младшим школьникам проследить динамику овладения языком, тем самым отразить биографию своего языкового развития.
Н.Д. Гальскова и З.Н. Никитенко рекомендуют начать работу с языковым портфелем во 2-м классе. Они считают, что достаточно двух занятий для ознакомления детей с этим документом: одно занятие – для того, чтобы объяснить цели, содержание и структуру языкового портфеля; другое – для заполнения раздела «Языки, которые я знаю».
Большую часть времени во втором классе должна занимать работа с третьим разделом языкового портфеля – «Копилкой». К таблице самооценки и к таблицам «Коммуникативные умения» Раздела 1 («Языки, которые я знаю»), так же как и ко второму разделу «Мои успехи», дети обращаются в 3–4-м классах. Одного-двух занятий в четверть будет достаточно для самооценки и для пополнения «Копилки». Промежутки между проведением занятий по самооценке должны быть достаточными, чтобы ученики могли осознать свои достижения.
Таким образом, использование языкового портфеля как средства рефлексивного обучения иностранному языку обусловлено общей тенденцией перенесения акцента в языковом образовании с понятия «обучение иностранному языку» на понятие «изучение иностранного языка и культуры», то есть именно на самостоятельную учебную деятельность учащегося. При этом языковой портфель рассматривается как своеобразное «зеркало» этого процесса, в котором за счет рефлексивной самооценки учащегося отражаются основные аспекты его учебной деятельности по овладению иностранным языком, и создаются условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции и развития способности учащегося к самостоятельности в процессе овладения иностранным языком.