Проблемы со здоровьем современного общества, особенно молодежи становятся самой обсуждаемой темой научных форумах и даже обыденных разговоров. Все меньше молодых людей задумывается о необходимости занятий физической культурой и спортом. Они не замечают, как уже с юных лет портят свое здоровье.
Современный темп жизни вынуждает следить за своим здоровьем и давать организму физические нагрузки, особенно это актуально для студентов. Активная студенческая жизнь, постоянное общение, круговорот событий и умственная нагрузка изматывает организм. Мы нуждаемся в восстановлении наших сил и хотим спокойно провести наш досуг. Что делает большинство молодежи в свободное время? Смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, а ведь можно потратить его на свое здоровье. Почему бы вместо такого досуга, который не приносит нам пользы, а наоборот приносит вред, не заняться физическими упражнениями. Если постоянно давать себе необходимую нагрузку, организм скажет вам спасибо.
Молодежным возрастом считается от 19 до 28 лет. Научные исследования показывают, что у студентов при завершении роста тела в длину продолжается функциональное развитие организма. Как раз в это время юный организм наиболее приемлемо воспринимает физические нагрузки. Основными упражнениями должны быть на улучшение осанки, регулирование массы тела и т.д.
Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Целью физического воспитания студентов средних и высших учебных заведений является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста. [1]
Студенты могут периодически делать самооценку физического и функционального состояния по пробам. Их перечень можно найти в свободном доступе в интернете. Самые известные из проб: индекс Кердо (вегетативный индекс), АДД (диастолическое артериальное явление),ЧСС (частота сердечных сокращений), проба Генчи (задержка дыхания на вдохе), проба Штанге (задержка дыхания на выдохе), теппинг-тест и многие другие.
Главным условием для проведения физических занятий среди студентов должно быть желание заниматься и хорошее настроение. Для студента состояние здоровья — показатель его общекультурного уровня развития, удовлетворения его физического и духовного интересов в учебе, быте, отдыхе, представлении своей будущности. [2]
По заключению медиков только 30% студентов не имеют отклонений в состоянии здоровья. Остальных можно разделить на следующие группы:
• студенты, у которых психоэмоциональные и функциональные нарушения обнаруживаются только в экстремальных условиях, например, в начале обучения или в период экзаменов;
• студенты, у которых уже выявляются предвестники болезни без экстремальных условий, например, периодические повышения артериального давления или уровня сахара в крови;
• студенты с функциональными нарушениями;
• студенты со стабильными патологическими симптомами (больные) [3].
Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте. [4]
Физическая культура направлена на сохранение и укрепление здоровья, она формирует здоровый образ жизни. Основными средствами физической культуры являются разные физические упражнения с постепенным увеличением нагрузки и игры. Физическая культура начинается с элементарной утренней зарядки и заканчивается соревнованиями на установление личных и международных рекордов. Чтобы достигнуть результатов используются только естественные природные силы. Это включает в себя солнце, воду и воздух, правильное питание, гигиену и отдых.
Выполняя физические упражнения, мы вызываем потоки нервных импульсов от работы мышц и суставов, тем самым активизируем центральную нервную систему в активное состояние. Активно работают внутренние органы, обеспечивая нам прилив бодрости. Многие упражнения являются как профилактическими, так и способствуют лечению хронических расстройств.
Основные качества, характеризующие физическое развитие: сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость. Нужно стремится к укреплению здоровья, совершенствуя каждое из этих качеств.
Сегодня формирование здорового образа жизни молодежи является одним из основных направлений государственной молодежной политики. Большое внимание обращают на различные проекты, связанные с борьбой с алкоголизмом и наркоманией. Проводятся множество студенческих форумов о пользе физической культуры и спорта. Государство может поддерживать образовательные учреждения с вопросом о спортивном оборудовании и всем необходимом для занятий.
Можно сделать вывод, что единственно верным способом улучшения состояния здоровья молодежи будут являться занятия физической культурой и спортом. Изучив научные материалы и статьи, можно увидеть, как систематические занятия влияют на улучшения самочувствия студентов. Чтобы физические занятия приносили двойную пользу, нужно изначально определить для чего вы занимаетесь спортом и что он вам может дать. Определив мотивы ваших занятий, нужно поставить себе цели, к которым вы будете стремиться. Даже если вы не имеете хронических проблем со здоровьем, это не означает, что спорт будет лишним в вашей жизни, наоборот он поможет избавиться от проблем в дальнейшем.
Помощью для студентов является прикладная физическая культура в университете или ВУЗе. Посещение занятий по этому предмету-самый простой и доступный способ регулярно улучшать свое физическое состояние и здоровье, не имея профессиональных навыков и подготовки. Задачи ППФК - приобретение, воспитание и формирование прикладных
знаний;
физических качеств;
психических и личностных качеств;
специальных качеств;
умений и навыков. [5]
Занятия физкультурой – это полезно. Стоит присмотреться к своему здоровью и выбрать для себя наилучшие варианты занятия спорта, тогда любой недуг будет для вас не помеха.
Список используемой литературы
1. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Основы физической культуры в вузе, М: 2008, 496 с.
2. Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта, М: 2010, 305 с.
3. Евсеев Ю.И. Физическая культура, М: 2000, 195 с.
4. Ильинич В.И. Физическая культура студента, М: 2011, 280 с.
5. Бочкарева С.И., Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Митина Н.Ф., Плеханова О.З., Ростеванов А. Г.Физическая культура. Теоретический раздел, М: 2002, 589 с.