УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Титов А.С. 1
1РЭУ им.Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

В данной научной статье освещается вопрос об отсутствии уголовной ответственности юридических лиц в Российской Федерации, приводятся аргументы в пользу дополнения законодательства статьями предусматривающими такую ответственность и дается фактическое обоснование того, что отсутствие подобной ответственности является прямым нарушением ряда международных договоров ратифицированных на территории Российской Федерации.

Abstract

In this scientific article highlights the question about the lack of criminal liability of legal person in Russian Federation. There are also arguments for the adoption of criminal liability of legal persons. This article provides factual evidence demonstrating that the absence of criminal liability of legal persons is a direct violation of several international treaties ratified by the Russian Federation.

Ключевые слова: уголовная ответственность, юридическое лицо, международный договор, ратификация

Keywords: criminal liability, legal person, treaty, ratification

В действующем законодательстве Российской Федерации уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена, так как субъектом уголовного права признается вменяемое физическое лицо достигшее определенного возраста. Подобные недостатки уголовного законодательства требуют дополнения Уголовного Кодекса Российской Федерации системой правовых норм, образующих в совокупности институт уголовной ответственности юридических лиц. Эти нормы должны включать в себя положения, которые будут определять основания уголовной ответственности юридических лиц, круг организаций, подлежащих такой ответственности, виды наказаний за совершение преступлений и основания освобождения от наказаний, а также уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные механизмы реализации данных положений.

Введение уголовной ответственности юридических лиц необходимо прежде всего по той причине, что установление уголовно-правовых запретов для организаций позволит создать механизм противодействия преступной деятельности юридических лиц, совершенной в интересах юридических лиц или с использование финансовых и других возможностей юридических лиц. В действующем законодательстве ответственность за подобные действия полностью лежит на физическом лице, что противоречит принципу справедливости уголовного права.

Такое распределение ответственности в действующем законодательстве приводит к тому, что юридические лица не мотивированы соблюдать законы, так как в случае их нарушения наказание будет несоизмеримо мало на фоне прибыли, которую принесет нарушение того или иного закона. Рассмотрев практику расследование произошедших за последние годы авиакатастроф, крушений судов, крупных аварий на шахтах и иных объектах промышленности, а так же случаи выбросов в окружающую среду вредных для жизни и здоровья человека веществ мы приходим к выводу, что одной из наиболее часто встречающихся причин подобных техногенных катастроф является необоснованная экономия на оборудование, служащем для обеспечения безопасности и обучении персонала работе с этим оборудованием и правилам техники безопасности в частности.

Исправить такое положение дел можно с помощью введения уголовной ответственности юридических лиц. В соответствии с действующим законодательством в случаях возникновения вышеуказанных ситуаций вся ответственность ложиться на физическое лицо, занимающее должность, в обязанности которой входит обеспечение должного уровня безопасности. Юридическое лицо в таком случае не несет никакой ответственности, кроме как возмещение причиненного ущерба. Таким образом, введя уголовную ответственность юридических лиц и, тем самым, подвергнув ответственности ещё и саму организацию мы получим положительный результат. Поскольку угроза крупных имущественных, репутационных и прочих потерь заставит руководящий состав юридических лиц ответственней относится к обеспечению безопасности и слежению за деятельностью наемных рабочих. Из этого следует, что принятие подобного закона приведет к существенному увеличению превентивной функции уголовного законодательства в отношении юридических лиц.

Другой причиной введения уголовной ответственности юридических лиц в законодательство Российской Федерации является обязательство возникшие в связи с ратификацией ряда международных договоров. Данные договоры включают в себя статьи, содержание которых обязывает страну, участвующую в договоре привести свое национальное право в соответствие с положениями данного договора, а, следовательно, и международного права.

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации понимает под субъектом уголовного законодательства вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста. То есть преобладают представления о личной виновности физического лица за совершение преступления. Вследствие этого юридического лицо признается лишь орудием преступления, используемым для достижения преступной цели физическим лицом. Данные положения по сути своей отрицающие возможность юридическим лицом уголовного преступления, а, следовательно, и уголовную ответственность такого лица во многом обусловлены исторической наследственностью законодательства Российской Федерации. В Советском Союзе ответственность юридических лиц отсутствовала, так как все юридические лица подчинялись государству и не могли нарушать уголовное законодательство, а из этого следует, что и к уголовной ответственности они не могли быть привлечены. Подобные проблемы характерны для многих бывших республик СССР, которые впоследствии не пошли по другому пути развития. Международное право при этом придерживается противоположной точки зрения. Признается автономия воли юридического лица и самостоятельность его уголовной ответственности. Такие положения закреплены во всех государствах с общей (англо-американской) системой права, в частности: Англии, Шотландии, Ирландии, США, Канаде и других. Но при этом и страны континентального (романо-германского) права так же закрепили подобные положения в своих законах. Все страны Евросоюза признают самостоятельность уголовной ответственности юридических лиц, последней её признала Чехия в 2012 году.

Помимо прочего уголовную ответственность юридических лиц признают так же и мусульманские государства, такие как Албания, Ливан, Сирия и социалистический Китай.

Возвращаясь к тому, что Российская Федерация обязана принять положения об уголовной ответственности юридических лиц в силу того, что ратифицировала международные договоры, одним из пунктов которых является приведение национального законодательства в отдельных вопросах в соответствие с международным, следует сказать, что существует целый ряд актов, которые подходят под данное описание. В частности, это Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, которая была ратифицирована Российской Федерацией законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ1. Если данные положения не будут приняты, то возникает вопрос о том, насколько правомерна ратификация данных международных договоров, так как не соблюдаются статьи данных договоров. Очередной причиной принятия положений об уголовной ответственности юридических лиц является тот факт, что наличие правового механизма привлечения юридических лиц к такой ответственности создает условия для уголовного преследования находящихся за рубежом международных организаций и иностранных юридических лиц, за преступления указанные в Уголовном Кодексе Российской Федерации.Действующее законодательство исключает подобной возможности, так как для конфискации нажитого на территории Российской Федерации и выведенного за рубеж капитала потребуется решение суда, которое устанавливает вину, данной организации в транснациональном преступлении. Введение уголовной ответственности юридических лиц так же позволит разгрузить суды Российской Федерации и устранить нерациональное использование судов. Так в соответствии с действующим законодательством по одному и тому же правонарушению может возбуждаться уголовное дело в отношении физического лица и одновременно с ним административное в отношении юридического лица. Дополнение Уголовного Кодекса Российской Федерации позволит разграничить административные и уголовные дела в данной сфере и рационализировать процесс судопроизводства. Следует отметить, что с момента образования Российской Федерации законодатели не прекращают попытки реализовать дополнение Уголовного Кодекса Российской Федерации. Так ещё при разработке первой редакции действующего сейчас Уголовного Кодекса Российской Федерации в законопроект были включены положения об уголовной ответственности юридических лиц. Однако, уже двадцать лет данные статьи не могут войти в содержание Уголовного Кодекса Российской Федерации несмотря на неоднократные попытки законодателей. Точно так же неизвестна судьба законопроекта внесенного на рассмотрение Государственной Думе 23 марта 2015 года, на основе изучения которого и была написана данная статья. В заключении хотелось бы сказать, что объективных причин для принятия положений утверждающих уголовную ответственность юридических лиц более чем достаточно. Однако это ни коим образом не ускоряет принятие данного законопроекта и внесения изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации. Законопроекты выносятся на рассмотрение Государственной Думе, но после этого судьба их остается неизвестна. Такое положение вещей говорит об общей отсталости и, вероятно, коррумпированности законодательных органов государственной власти, поскольку на примере иностранных государств прекрасно видно, как принятие подобных положений положительно сказывается на законопослушности юридических лиц и как сильно увеличиваются поступления в бюджет государства за счет штрафов и конфискаций.

Список литературы

1.Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г., № 31 (часть I) ст. 3424

2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.10.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954

1Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3424

Просмотров работы: 3486