ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Туристско-рекреационные зоны как инструмент развития отрасли и экономике региона………………………………………………………………..5

1.1 Современное состояние туристической отрасли в России………………....5

1.2 Влияние создания туристско-рекреационных зон на туристическую отрасль в России…………………………………………………………………8

1.3 Экономическая эффективность туристско-рекреационных зон…………14

Глава 2. Практические основы изучения особых экономических зон на примере Иркутской области…………………………………………………….15

2.1 Характеристика ТР ОЭЗ в Иркутской области…………………………….15

2.2 Влияние работы ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» на развитие экономики…….19

2.3 Перспективы дальнейшего развития туристско-рекреационной зоны «Ворота Байкала»………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованных источников…………………………………………...27

Приложение……………………………………………………………………..28

Введение

Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики.

История существования индустрии туристического бизнеса уходит своими корнями глубоко в древность. Данная отрасль заключает в себе взаимосвязь самых разнообразных сфер деятельности людей: отдых, развлечение туризм, экскурсионную и выставочную деятельность, гостиничный и ресторанный бизнес, a также организацию семинаров и конференций. Индустрия гостеприимства – сложная комплексная организация, состоящая из совокупности профессиональной деятельности социума, совместные усилия которых направлены на удовлетворение самых разнообразных потребностей гостей (клиентов) не только среди гостей, но и среди местных жителей.

Данная индустрия является одной из крупнейших отраслей во всем мире, которая продолжает активно развиваться и по сей день. Значительную роль здесь играет прогресс в таких сферах жизни как: социальная, экономическая, политическая сферы жизни общества. Данный прогресс выражен настолько сильно, что в последние годы туризм стал доступен самым разнообразным слоям населения. Благодаря тому, что число туристов ежегодно растет и интенсивно развивается не только инфраструктура туризма в целом, но и ее основная часть – гостиничный сектор.

Сегодня число компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть тур операторы, которые полностью организует поездки и предлагают со скидкой другим тур фирмам готовые маршруты, и есть тур агенты, выступающие посредниками между тур оператором и клиентом. К туристическим агентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене. Во многом именно от них зависит развитие того или иного региона в туристическом контексте.

Цель данного исследования – изучить туристско-рекреационные зоны как инструмент развития экономики и отрасли региона на примере Иркутской отрасли.

Постановка данной позволила сформулировать следующие задачи:

1. Определить влияние создания туристско-рекреационных зон на туристическую отрасль в России.

2. Рассмотреть влияние работы ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» на развитие экономики.

3. Проанализировать перспективы дальнейшего развития туристско-рекреационной зоны «Ворота Байкала».

Объект исследования – туристическая отрасль.

Предмет исследования – туристско-рекреационные зоны Иркутской отрасли.

  1.  
    1. Современное состояние туристической отрасли в России

Современная туристская индустрия является одним из крупнейших секторов экономики и представляет собой совокупность предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, разделение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма.

Индустрия туризма считается одним из более высокодоходных секторов экономики в экономике мира и входит в число трех основных экспортных отраслей, сопоставимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и с автомобилестроением, удельный вес которых в мировом экспорте 11 % и 8,6 %, в соответственно. В 2013 году общемировой показатель поступлений от международного туризма возрос на 5%, взамен изначально прогнозируемых 3,4%. Во всем мире число туристских прибытий в 2013 году составило более 746 миллионов, это на 38 млн. больше предшествующего года. Благодаря развитию туристической деятельности, во всем мире было создано выше 4 млн. новых рабочих мест, a денежные вливания туристисечкого сектора в мировой ВВП превысил более 3 миллиардов. долларов США.

По индексу конкурентоспособности году туристского сектора Россия к концу 2014 года заняла 45 место из 141 стран мира, что на 18 пунктов выше чем в прошлом году. Наша страна поднялась благодаря культурно-историческому наследию:.природно-ресурсный потенциал обеспечил34-е место в рейтинге, памятники культуры и истории -21-е место. В тоже время,, по ценовой конкурентоспособности Россия находится на 41-м месте, по , безопасности- 126-е место из всех стран, по инвестиционному климату-109-е место и по окружающей среде-106-е место.

На рынке международного туризма Россия занимает прочное положение. Рассмотрим некоторые индикаторы в России, начиная с 2007 года вклад индустрии туризма и путешествий в ВВП держится на одном уровне, не было существенных изменений, число въехавших в Россию иностранных туристов имеет тенденцию к повышению, за 7 лет увеличился почти на 31 %, по целям поездок лидирует бизнес-поездки, туризм увеличился незначительно. И напротив, число выехавших российских граждан из России, целью которых был туризм, увеличился почти в 2 раза за 7 лет. Также тенденцию к увеличению имеют различные индексы цен на различные туристские услуги. Основные показатели коллективных средств размещения (КСР) также потерпели небольшие изменения: число КСР гостиничного типа увеличился в 1,8 раз , как и людей размещенных в них, a число санаторно-курортных организаций уменьшилось на 13%. (приложение 1.)

В 2014 году Россия стала одним из дешевых туристических направлений, это связано с палением курса рубля. При этом падение въездного туризма в Россию наблюдался из США, Германии и Великобритании. Такое падение интереса к России данных стран продолжалось и в 2015 году. По данным туристической компании, число бронирований уменьшилось до 40%, в связи с чем некоторые туроператоры и вовсе ушли с этого направления по экономическим и политическим соображения. Поэтому Россия поменяла ориентир на привлечение иностранных туристов с Востока. В 2015 году на 16% возросло количество людей, приехавших в Россию с туристическими целями, в основном туристы прибыли из Китая в рамках безвизового туристического обмена. Также данный год был хорошим временим для отдыха в России, так как проживание в отелях, походы в кафе, рестораны, посещение различных театров и музеев, сувениры стали дешевле почти в два раза, по сравнению с предыдущими годами.

Согласно данным Ассоциации туроператоров России, въездной турпоток в Россию в 2014 году сократился примерно на 30-40% по сравнению с 2013-м. Как и ожидалось, турпоток из европейских стран, составлявших 60% от общего числа туристов, сократился на 20-30%. Так, по данным РОССТАТа, турпоток из Финляндии снизился на 27%, из США-18%, из Германии – на 2%, из Великобритании- на 15%. В то же время отмечается рост потока из стран Азии, a именно из Китая –на 10-13%, из Южной Кореи – на рекордные 70%, также вырос турпоток из Турции на 13,5%.

В сегменте выездного туризма также произошли изменения. В 2014 году самой посещаемой страной стала Турция, число российских туристов вырос на 6% в сравнении с 2013 годом, второй страной стал Египет- рост туристов на 34%. По европейским направлениям, турпоток из России, снизился на 14% в сравнении с предыдущим годом, отток наших туристов в большей степени почувствовалось в таких европейских странах, как Чехия, Греция, Финляндия, Австрия.

Можно выделить несколько причин кризиса, повлиявший на выездной туристический рынок России: Во-первых, это девальвация рубля, что вызвала уменьшение спроса на выездные туры, a также покупательской способности национальной валюты. Во-вторых, высокая конкуренция с основными ведущими компаниями туристского рынка, что в результате, привело к череде банкротств ряда туроператоров. Следующая причина это- экономические санкции и негативная политико-экономическая ситуация, которая сложилась в России и в ее отношение с остальными странами (присоединение Крыма, кризис на Украине, исключение РФ из G8, сотрудникам силовых ведомств запретили на выезжать из страны, ухудшилось отношения к российским туристам). Также можно выделить такие причины, как сокращение инвестиций в туризм, повышение госпошлин за оформление загранпаспортов, дополнительные процедуры при выдаче Шенгенских виз. Данные причины помогли выявить проблемные аспекты туристской отрасли, также дать комплексную оценку напряженной ситуации, которая сложилась в настоящее время на рынке туристских услуг России.

1.2. Влияние создания туристско-рекреационных зон на туристическую отрасль в России

Туристско-рекреационная зона –это одна из 4-х видов особых экономических зон, которая создана для развития различных объектов инфраструктуры в сфере туризма и отдыха, a также оказание услуг в данной сфер. Tак как туристско-рекреационные зоны распространены незначительно, для России данный механизм экономического регулирования носит инновационный характер

Целями туристско-рекреационных зон являются:

• повышение конкурентоспособности функционирования туризма,

• развитие лечебно-оздоровительных курортов,

• развитие деятельности по организации лечения, a также по профилактике заболеваний,

• доступный и качественный отдых туристов

На территории России развитие особых экономических зон принято выделять три этапа. На первом этапе были созданы два туристских комплекса СЭЗ «Алтай», созданный в 1991 году, ОЭЗ «Кавказские Минеральные Воды» , созданный в 1994 году для реализации Федеральной программы поддержки особо охраняемого эколого-курортного региона. Целью этих туристских комплексов было формирование экологически чистого хозяйственного комплекса курортно-туристской специализации. Однако на практике из-за недостаточного финансовых средств комплекс столкнулся с проблемами, с которыми он не мог нормально функционировать и осуществлять поставленные задачи. В результате недолгой жизнедеятельности данные две зоны прекратили свое существование. Так в конце второй половины 90-х гг параллельно начали развиваться крупные и точечные микрозоны, что представляли собой разновидность особых таможенных зон и зон экспортного производства. A к началу 2000-х годов в России функционировали две особые зоны - в Калининградской и Магаданской областях, однако и они через какое-то время прекратили свое существование. Стабилизация в экономике и начало инвестиционного роста предопределили необходимость нового подхода к формированию ОЭ3. необходимость нового подхода к формированию ОЭ3.

И последний третий этап берет свое начало с принятия Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в 2005 году , который в последующем был дополнен статьями, регламентирующими условия образования, порядок ведения предпринимательской деятельности в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа в 2006 году. Данный принятый закон исправил несовершенство и фрагментарность российского законодательства. Он определил цели, условия создания, механизм управления ОЭ3, правовое положение резидентов и порядок землепользования и налогообложения. налоговые льготы

В основании деятельности ОЭЗ TPT можно выделить механизм государственно-частного партнерства, что означает в туристско-рекреационного зонах объект инфраструктуры создаются за счет средств бюджета Российской Федерации и субъектов, a объекты туристской индустрии строятся за счет финансовых средств частных инвесторов-резидентов. за свои строят.

Bо-первых, были разработаны наиболее приоритетные направления туризма, предназначение каждой зоны, был назначен нужный объем, обозначены объекты инфраструктуры, и выбран архитектурный стиль. И в следующем периоде 2009-2011 гг. велись основные работы по строительству инженерной, транспортной и иной инфраструктуры ОЭЗ TPT. Тем не менее процесс развития ОЭЗ TPT замедлился. На сегодняшний день каждая особо экономическая зона решила земельные вопросы, а также разработала градостроительную документацию и начала начато строительство ряда объектов инфраструктуры.

Долгосрочная общемировая тенденция развития ОЭЗ свидетельствует о том, что налоговые льготы не являются главным стимулом для притока инвестиций. Более существенным и значимым в этом отношении могут оказаться политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур, перспектива освоения национального рынка.

В 2007 году было создано 7 туристско-рекреационных особо экономических зон, в последствии несколько ОЭЗ в Северо-Кавказском федеральном округе объединились в туристский кластер Северного Кавказа.

В настоящий момент в Российской Федерации действуют четыре ОЭЗ TPT:

1. ОЭЗ TPT «Алтайская долина» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 67); республика Алтай

2. ОЭЗ TPT «Байкальская гавань» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 68); республика Бурятия

3. ОЭЗ TPT «Бирюзовая Катунь» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 69); Алтайский край

4. ОЭЗ TPT «Ворота-Байкала» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 72) . Иркутская область

В пределах экономических зон устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Однако он распространяется только на резидентов ОЭЗ – т.е на коммерческие организации, которые заключили с органами управления данной зоны договор о соответствующем виде деятельности и внесенные в реестр резидентов особой экономической зоны.

Одним из наиважнейших принципов приобретения и использования такого статуса, как резидент ОЭЗ является обоснованность деятельности, которая будут осуществляться на ее территории. Для организаций, обладающих статусом резидента туристско-рекреационной зоны, установлены следующие налоговые льготы: налог ан прибыль 13

- налог на имущество организаций - освобождение на протяжении пяти лет; лет

- земельный налог - освобождение на протяжении пяти лет;5 лет

- применение специального коэффициента в отношении основных средств к основной норме амортизации, но не выше 2;

Просмотров работы: 1939