СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИОГОРОД» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИОГОРОД»

Баглай В.С. 1
1Южный Федеральный Университет, филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальная реклама является исторически сложившейся формой социальной работы. Она возникла как социальный инструмент сопутствующий государственной политике. История социальной рекламы охватывает все этапы развития общества, официально начавшись в начале XX века в Америке. Дальнейшее ее распространение постепенно охватило все страны мира. В России примеры раннего использования приемов социальной рекламы можно было найти в 1914 году. В настоящее время социальная реклама имеет большую ценность в системе организации социальной работы с населением. Она не только привлекает внимание людей к социальным проблемам, но и призывает к их решению. В странах Запада сформирована целая концепция использования этого вида рекламы, доказавшая свою эффективность на практике. Однако, в отличие от зарубежных стран, где развитие социальной рекламы насчитывает несколько десятков лет, социальная реклама в России, несмотря на ее присутствие на разных этапах исторического развития, в современное время находится в зачаточном состоянии.

Сравнительный анализ особенностей и тенденций распространения социальной рекламы в России и в США, позволяет сделать некоторые выводы:

1. Как правило, заказчиком социальной рекламы является правительство, которое и финансирует социальные проекты. Однако, в США, например, развитие и авторитет социальной рекламы в настоящее время вырос настолько, что крупнейшие коммерческие корпорации проводят социальные рекламные кампании самостоятельно. 2. В современной России оборот социальной рекламы, по предварительным подсчетам, составляет менее 1% от общего объема российского рекламного рынка и не превышает суммы в 20 млн. долларов, в то время как аналогичный оборот социальной рекламы в США составляет 80%, а затраты на размещение социальной рекламы составляют более 800 миллионов долларов в год. 3. На Западе давно признан принцип: если возникает серьезная социальная проблема, то для ее решения, помимо всего прочего, необходимо провести солидную и дорогостоящую рекламную кампанию. Поэтому государственные, некоммерческие и общественные организации, занимающиеся социальной рекламой, действуют по принципу «профилактика дешевле, чем лечение». Именно этим объясняется столь обширный спектр проблем, для решения которых используют социальную рекламу. В России же список тематик социальной рекламы менее обширен, о чем свидетельствует таблица 1. (Список не претендует на полноту, однако становится понятным, какие проблемы в России не достаточно актуализируются). Таблица 1. Сравнительный анализ тем социальной рекламы
Распространенные темы социальной рекламы Россия США

Алкоголизм и курение

+ +

Аборты

+ +

Профилактика чрезвычайных ситуаций и ДТП

+ +

Гражданские права и обязанности (налоги)

+ +

Профилактика личной безопасности граждан

- +

Доноры крови

+ +

СПИД

+ +

Торговля детьми

- +

Наркомания

+ +

Насилие (в т.ч. и в семьях)

+ +

Болезнь Альцгеймера

- +

Проблема детей-даунов

- +

Диабет

- +
Экология + +

В связи со складывающейся картиной в сфере социальной рекламы автором был проведен контент-анализ социальной рекламы, размещенной на одном из каналов российского телевидения («Россия 1»). Целью являлось определение места социальной рекламы в российском рекламном пространстве. Исследование проводилось 28.11.2015 г. во временной отрезок 1200 - 000. В процессе исследования установлено:

- 18,5 % телеэфирного времени отведено демонстрации рекламных роликов; - доля социальной рекламы от общего показа рекламы составляет 1,1%; - доля использования принципов социальной рекламы в рекламе коммерческой составила 15,9 %.

Исходя из вышеобозначенного, следует сделать выводы, что за последние годы, социальная реклама в России набирает обороты своего распространения, и сегодня российское рекламное пространство, охватывает практически все информационные сферы жизни человека, начиная с глобальных – сеть интернет и телевидение, и переключаясь на второстепенные – радио, буклеты, баннеры, плакаты, листовки и т. д. Однако, количество показов социальных рекламных роликов, вывески баннеров, распространение социальных картинок, фотографий и плакатов ограничено до минимума и качество социального рекламного пространства в России значительно отстает от стран Запада. Тематическое развитие социальных реклам находится на начальном этапе - проблемы групп социального риска и социальных рисков общества в социальных рекламах демонстрируются в неполном объеме, поднимаются только некоторые проблемы общества, а остальные остаются в тени. Не развиваются рекламные агентства, социально-ориентированные на размещение социальных реклам. Это компенсируется проведением на государственном, региональном и муниципальном уровнях конкурсов социальных реклам, нацеленных на распространение и развитие рекламного пространства.

Учитывая проблемы, складывающиеся в сфере пространства социальной рекламы, автор предлагает активизировать молодежь, с целью их участия в конкурсах социальных реклам на разных уровнях. Участие в подобных конкурсах позволит молодому поколению развиваться в творческой деятельности, разрабатывая и предлагая свои макеты социальной рекламы, а также осознать актуальность социальных проблем и поиск способов их эффективного решения. Ведь создание социальной рекламы, в независимости от уровня получения образования и статуса человека, требует наличие креативного подхода, «свежих» идей. Для реализации обозначенной формы активизации участия молодежи в осознании необходимости и проектировании социальных реклам автором разработана социально-образовательная программа – «Социогород», целевыми группами, которой являются обучающиеся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Новошахтинский технологический техникум».

Основная цель данной программы– осознание слушателями собственного места и роли в актуализации и профилактике социальных проблем через анализ, проектирование социальной рекламы, активное участие в тематических конкурсах.

Задачами социально-образовательной программы являются:

- организовать постоянную творческую группу для проведения обучающих теоретических и практических занятий с обучающимися;

- разработать социально-образовательную программу «Социогород», адаптированную к контингенту обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Новошахтинский технологический техникум»;

- реализовать социально-образовательную программу с выдачей сертификатов;

- организовать конкурс социальной рекламы среди обучающихся на базе учреждения.

Данная социально-образовательная программа включает в себя четыре модуля:

- первый модуль включает категориально-понятийный анализ социальной рекламы, изучение истории её возникновения и сущность создания и функционирования социального рекламного пространства;

- во втором модуле изучаются формы социальных реклам и тематика социальной рекламы в российском обществе и за рубежом; изучается российское и зарубежное законодательство, обеспечивающее функционирование рекламного пространства;

- третий модуль включает медиа-семинар, на котором состоится просмотр и анализ эффективности форм социальных реклам, распространенных в современном обществе;

- четвертый модуль состоит из мастер-класса по проектированию социальной рекламы;.

Объем часов по курсу – 16 часов, в т.ч. лекции - 6 час., семинары – 2 час., медиа-семинар – 3 час., мастер-класс – 3 час., конкурс – 2 час. Итоговой формой контроля социально-образовательной программы является решение тестовых заданий и создание образцов и презентация макета социальной рекламы. Срок обучения по курсу «Социогород» - 4 дня с режимом занятий по 4 часа в день при 5-дневной рабочей неделе.

Реализация данной программы поможет сформировать у слушателей правильное представление о социальной рекламе, а также знания становления социального рекламного пространства на различных этапах истории человечества, и знания распространения форм и тематики социальной рекламы; научит анализировать и распознавать социальные рекламы, в соответствии с законодательными требованиями и нормативными документами РФ; позволит слушателям оценивать эффективность социальной рекламы как коммуникативного фактора; изучить технологические аспекты проектирования социальной рекламы; создать макет социальной рекламы и поучаствовать в конкурсе социальной рекламы «Социогород».

приложение 1

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

социально-образовательной программы

«Социогород»

Цель - осознание слушателями собственного места и роли в актуализации и профилактике социальных проблем через анализ, проектирование социальной рекламы, активное участие в тематических конкурсах.

Категория слушателей молодежь в возрасте от 15 до 25 лет.

Объем программы 16 часов

Форма обучения очная, очно-заочная

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин, форма проведения

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Лекции, часы

практические

занятия, часы

1

2

3

4

5

6

1

Модуль 1 Введение в социальное рекламное пространство: понятие и сущность социальной рекламы, история становления (лекция, семинар)

4

3

1

Тестирование

2

Модуль 2 Формы социальных реклам. Тематика социальной рекламы и современное общество. Российское и зарубежное законодательство рекламного пространства(лекция, семинар)

4

3

1

Тестирование

3

Модуль 3 Просмотр и анализ форм и эффективности социальных реклам распространенных в современном обществе (медиа-семинар)

3

-

3

Просмотр и анализ социальных реклам

4

Модуль 4 Технологические аспекты проектирования социальной рекламы (мастер-класс)

3

-

3

Презентация и защита макета социальной рекламы

 

Конкурс социальной рекламы «Социогород»

2

-

2

 
 

Итого

16

6

10

 

Разработчик студентка 4 курса НШФ ЮФУ В.С. Баглай

подпись должность ФИО

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

социально-образовательной программы

«Социогород»

Цель - осознание слушателями собственного места и роли в актуализации и профилактике социальных проблем через анализ, проектирование социальной рекламы, активное участие в тематических конкурсах.

Категория слушателей молодежь в возрасте от 15 до 25 лет.

Объем программы 16 часов

Форма обучения очная, очно-заочная

№ п/п

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего часов

В том числе

Формы

контроля

лекции

практические,

лабораторные,

семинары

 

1

2

3

4

6

7

1

Модуль 1 Введение в социальное рекламное пространство: понятие и сущность социальной рекламы, история становления

4

3

1

тестирование

1.1

Категориально-понятийный анализ социальной рекламы. Основные функции, задачи, характерные особенности

1

1

-

1.2

Исторические аспекты развития социальной рекламы. Специфика исторического развития отечественной социальной рекламы.

1

1

-

1.3

Классификация современной социальной рекламы.

Критерии разделения социальной и коммерческой рекламы

2

1

1

1

2

Модуль 2 Формы социальных реклам. Тематика социальной рекламы и современное общество. Российское зарубежное законодательство рекламного пространства

4

3

1

тестирование

2.1.

Формы распространения социальных реклам

1

1

 

2.2

Тематика социальной рекламы в России и за рубежом

1

1

 

2.3

Зарубежное законодательство и Федеральный закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006г. «О рекламе»

2

1

1

3.

Модуль 3 Просмотр и анализ форм и эффективности социальных реклам распространенных в современном обществе

3

-

3

просмотр и анализ социальных реклам

3.1.

Особенности распространения форм социальных реклам в современном обществе

1

-

1

3.2.

Направления слоганов социальной рекламы.

Типология социальных текстов.

Стилистика и аргументация социальной рекламы.

Имплицитная информация и «якорение» в социальной рекламе

1

-

1

3.3.

Эффективность социальной рекламы как коммуникативного фактора

1

-

1

4

Модуль 4. Технологические аспекты проектирования социальной рекламы.

3

-

3

презентация и защита макета социальной рекламы

4.1

Понятие и сущность креатива в социальной рекламе.

Формы и функции рекламного креатива

1

-

1

 

4.2.

Правила и требования визуального оформления социальной рекламы

1

-

1

 

4.3.

Особенности создания макетов социальной рекламы

1

-

1

 
 

Конкурс социальной рекламы «Социогород»

2

0

2

 
 

ИТОГО

16

6

10

 

Разработчик студентка 4 курса НШФ ЮФУ В.С. Баглай

подпись должность ФИО

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

социально-образовательной программы

«Социогород»

Введение

Цель– осознание слушателями собственного места и роли в актуализации и профилактике социальных проблем через анализ, проектирование социальной рекламы, активное участие в тематических конкурсах.

Задачи социально-образовательной программы:

- организовать постоянную творческую группу для проведения обучающих теоретических и практических занятий с обучающимися;

- разработать социально-образовательную программу «Социогород», адаптированную к контингенту обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Новошахтинский технологический техникум»;

- реализовать социально-образовательную программу с выдачей сертификатов;

- организовать конкурс социальной рекламы среди обучающихся на базе учреждения.

Курс «Социогород» предназначен для молодежи в возрасте от 15 до 25 лет.

Объем часов по курсу – 16 часов, в т.ч. лекции 10 час., практикум 6 час. (в том числе, итоговый контроль – 2 час.). Итоговой формой контроля изучения дисциплины является создание социальной рекламы.

Срок обучения по курсу «Социогород» - 4 дня с режимом занятий по 4 часа в день при 5-дневной рабочей неделе.

Содержание учебного материала

Модуль 1 Введение в социальное рекламное пространство: понятие и сущность социальной рекламы, история становления.

Понятийный анализ социальной рекламы. Основные задачи социальной рекламы: информирование о социальных услугах; формирование общественного мнения; привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни; формирование новых поведенческих установок; создание положительного имиджа государственных служб и некоммерческих организаций; формирование позитивного отношения к государственным структурам; демонстрация социальной ответственности бизнеса; укрепление социально значимых институтов гражданского общества; формирование новых типов общественных отношений; изменение поведенческой модели общества. Основные функции (информационная, идеологическая, социоинтегративная, воспитательная) и характерные особенности социальной рекламы. Уровни, на которых реализуется социальная реклама (международный, федеральный, региональный, муниципальный).

История становления и развития социальной рекламы. Специфика исторического развития отечественной социальной рекламы.

Классификация современной социальной рекламы: субъект социальной рекламы, объект социальной рекламы, цель социальной рекламы, масштаб деятельности социальной рекламы, концентрация на целевой аудитории, характер воздействия социальной рекламы, форма социальной рекламы. Критерии разделения социальной и коммерческой рекламы.

Слушатель должен

Знать - понятие «социальная реклама», ее особенности; основные задачи, уровни и функции социальной рекламы; её историю становления и развития; классификацию современной социальной рекламы.

Уметь - давать определения базовых понятий модуля и различать понятия социальной рекламы и коммерческой рекламы.

Модуль 2 Формы социальных реклам. Тематика социальной рекламы в современном обществе. Российское и зарубежное законодательство рекламного пространства.

Формы распространения социальной рекламы (социальный слоган, плакат, фотография, картинка; баннер; радио реклама; листовка; видеоролик; рекламные ролики) и тематика социальных реклам в России. Зарубежное законодательство в сфере социальной рекламы и Федеральный Закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006г. «О рекламе» (понятие «социальная реклама», общие требования к социальной рекламе, основные составляющие социальной рекламы).

Слушатель должен

иметь представление о формах социальных реклам; о распространенных тематиках социальной рекламы в современное время; о законодательно подтвержденном понятии «социальная реклама» и основных составляющих социальной рекламы;

знать и уметь использовать общие требования по созданию социальной рекламы;

иметь опыт в выборе эффективных формы и актуальной тематики социальной рекламы.

Модуль 3 Просмотр и анализ различных форм социальных реклам распространенных в современном обществе.

Особенности распространения форм социальных реклам в современном обществе. Вербальная составляющая социальной рекламы: социальный слоган, типология социальных текстов, стилистика социальной рекламы, аргументация, имплицитная информация и «якорение» в социальной рекламе. Эффективность социальной рекламы как коммуникативного фактора.

Слушатель должен

Знать: особенности распространения форм социальных реклам в современном обществе, стилистики социальной рекламы; особенности эффективности социальной рекламы как коммуникативного фактора.

уметь – анализировать креативность и эффективность слоганов социальной рекламы при типологизации социальных текстов, при аргументации и «якорении» в социальной рекламе.

Модуль 4 Технологические аспекты проектирования социальной рекламы.

Понятие и сущность креатива в социальной рекламе, формы и функции рекламного креатива. Правила и требования визуального оформления социальной рекламы. Особенности создания макетов социальной рекламы.

Слушатель должен

Знать сущность креатива в социальной рекламе; основные формы и функции рекламного креатива;

уметьпользоваться правилами и требованиями визуального оформления социальной рекламы; создавать макеты социальной рекламы.

ТЕСТы для промежуточного контроля

Модуль 1 «Введение в социальное рекламное пространство: понятие и сущность социальной рекламы, история становления»

1. Установите соответствие:

а) некоммерческая реклама;

б) общественная реклама;

в) социальная реклама;

1) реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества;

2) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

3) передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление.

2. Цель социальной рекламы:

а) укрепление государственного строя;

б) устранение политических разногласий;

в) продвижение интересов третьего сектора;

г) изменение поведенческих моделей в обществе.

3. Когда появилась первая социальная реклама:

а) в конце XIX века;

б) в начале ХХ века;

в) в период Первой мировой войны;

г) в период Второй мировой войны.

4. Официально история социальной рекламы началась в:

а) Греции;

б) Америке;

в) Германии.

5. К задачам социальной рекламы относятся:

а) формирование общественного мнения;

б) рекламирование новых для клиентов товаров или услуг;

в) демонстрация социальной ответственности бизнеса.

6. К функциям социальной рекламы не относится:

а) воспитательная;

б) информационная;

в) экономическая;

г) развлекательная.

7. Кто был автором первого ролика социальной рекламы в современной России?:

а) К. Эрнст;

б) Ф. Янковский;

в) Ю.Грымов;

г) И. Буренков.

8. Что являлось наиболее распространенным и эффективным средством осуществления агитационно-просветительской деятельности в советское время?:

а) плакат

б) календарики с иллюстрациями на социальные темы

в) листовки

г) стихи

9. Основными критериями разделения социальной и коммерческой рекламы являются:

а) цель и задачи рекламных сообщений;

б) носитель информации;

в) рекламодатель;

г) аудитория.

10. К классификации социальной рекламы относятся:

а) субъект социальной рекламы;

б) форма социальной рекламы;

в) предмет социальной рекламы;

г) объект социальной рекламы.

Модуль 2 «Формы социальных реклам. Тематика социальной рекламы в российском обществе. Российское законодательство рекламного пространства»

1. Законодательство в области социальной рекламы существуют в России в виде:

а) отдельного закона;

б) проекта закона;

в) статьи в законе «О рекламе»;

г) не существует

2. Общие требования к социальной рекламе:

а) добросовестность;

б) благотворительность;

в) достоверность;

г) справедливость.

3. Установите соответствие: «форма социальной рекламы» – «определение понятия»:

а) социальный слоган;

б) радио

в) видеоролик

г) баннер.

1) графическое изображение;

2) непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров;

3) разновидность беспроводной передачи информации;

4) короткий и броский рекламный призыв или пропагандистский лозунг (девиз).

4. Девиз первого российского ролика социальной рекламы:

а) «Охраняйте памятники культуры»;

б) «Позвоните родителям»;

г) «Верю. Люблю. Надеюсь»;

д) Охраняйте памятники культуры».

5. Первой формой социальной рекламы является:

а) социальный плакат;

б) листовка;

в) социальный слоган.

6. К основным темам социальной рекламы относятся:

а) декларация ценностей;

б) призывы к созиданию;

в) борьба с пороками и угрозами, предупреждение катастроф или нежелательных последствий, декларация благих целей;

г) социальная психотерапия;

д) все перечисленные.

7. «Папа, не пей!» — это:

а) социальная реклама;

б) коммерческая реклама с социальным компонентом;

в) социальная реклама с коммерческим компонентом;

г) социальная реклама с политическим компонентом.

8. Социальная реклама должна:

а) содействовать росту благосостояния граждан;

б) должна наносить ущерб моральному и физическому здоровью граждан;

в) должна способствовать осуществлению свободного выбора;

г) должна являться инструментом недобросовестной конкуренции.

9. В социальной рекламе допускается:

а) упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей;

б) упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания.

10. В социальной рекламе не допускается:

а) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

б) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;

в) использование образов медицинских и фармацевтических работников.

Модуль 3 «Просмотр и анализ форм социальных реклам распространенных в современном обществе»

1. Более затрагиваемые в социальной рекламе темы в современной России:

а) торговля детьми;

б) алкоголизм и курение;

в) профилактика личной безопасности граждан;

г) проблема детей-даунов.

2. Какие формы социальной рекламы появились в информационном обществе:

а) социальный слоган

б) баннер

в) видеоролик

г) радио

3. Кто является автором плаката «Родина-мать зовет!»:

а). В.Дени;

б) Д.Моор;

в). Э.Лисицкий;

г) И.Тоидзе.

4. Для написания текста социальной рекламы необходимо:

а) четко сегментировать целевую аудиторию;

б) знать характеристику и особенности целевой аудитории;

в) собрать максимально полную и актуальную для целевой аудитории информацию по теме.

5. Каким стилевым принципам должен соответствовать текст социальной рекламы:

а) соответствие стиля изложения социальной проблеме

б) логичность

в) оригинальность

г) длительность

6. Установите соответствие: разновидности текстов социальной рекламы – способ изложения информации:

а) информационный текст

б) эмоционально-образный текст

в) логический текст

1) строится на основе веских аргументов и логических доказательств;

2) предполагает минимум информации, необходимой для передачи сути рекламного предложения;

3) апеллирует к эмоциям, к ассоциативно-образному мышлению.

7. Какие условия определяют эффективность информационной составляющей социальной рекламы:

а) информация должна раскрывать человеческие потребности;

б) информация должна дополнять характеристику проблемы;

в) информация должна быть запоминающей.

8. К элементам социальной рекламы можно отнести:

а) обращение к разуму;

б) информация, содержащая реальные факты по выбранной теме;

в) явное или символическое предоставление свойств, характеристик проблемы.

9. К типу психологического приема – «якорение», используемому в социальной рекламе относится:

а) Якорение положительных социальных установок

б) Якорение отрицательных социальных установок

10. Под имплицитной информацией следует понимать:

а) информация, которая явно в тексте не выражена, но существует, как подтекст и может быть достроена потребителем

б) информация, которая явно в тексте не выражена, не существует, как подтекст и не может быть достроена потребителем

в) информация, которая явно в тексте выражена, но существует, как подтекст и может быть достроена потребителем

Модуль 4 «Технологические аспекты проектирования социальной рекламы. Мастер-класс по созданию социальной рекламы»

1.Понятие «креатив» в социальной рекламе чаще используется как:

а) рекламное творчество;

б) творческий потенциал;

в) творческая работа.

2. Установите соответствие:

а) креативность в рекламе

б) рекламный имидж

1) актуальное, общее для целевой аудитории синтетическое смыслообразование, ассоциативно связанное с предметом продвижения;

2) творческое начало, изобретательность, продуктивная оригинальность интеллекта и мышления человека, субъективная сторона творчества;

3. К функциям креатива социальной рекламы относятся:

а) увеличение эффективности рекламного воздействия

б) создание и поддержание общественного интереса к социальным проблемам

в) позволяет экономить рекламный бюджет

г) ускоряет и увеличивает экономический эффект

4. Основными правилами визуального оформления социальной рекламы являются:

а) сбалансированность;

б) делимость;

в) контраст;

г) пропорциональность.

Просмотров работы: 1243