Сравнительный анализ особенностей и тенденций распространения социальной рекламы в России и в США, позволяет сделать некоторые выводы:
1. Как правило, заказчиком социальной рекламы является правительство, которое и финансирует социальные проекты. Однако, в США, например, развитие и авторитет социальной рекламы в настоящее время вырос настолько, что крупнейшие коммерческие корпорации проводят социальные рекламные кампании самостоятельно. 2. В современной России оборот социальной рекламы, по предварительным подсчетам, составляет менее 1% от общего объема российского рекламного рынка и не превышает суммы в 20 млн. долларов, в то время как аналогичный оборот социальной рекламы в США составляет 80%, а затраты на размещение социальной рекламы составляют более 800 миллионов долларов в год. 3. На Западе давно признан принцип: если возникает серьезная социальная проблема, то для ее решения, помимо всего прочего, необходимо провести солидную и дорогостоящую рекламную кампанию. Поэтому государственные, некоммерческие и общественные организации, занимающиеся социальной рекламой, действуют по принципу «профилактика дешевле, чем лечение». Именно этим объясняется столь обширный спектр проблем, для решения которых используют социальную рекламу. В России же список тематик социальной рекламы менее обширен, о чем свидетельствует таблица 1. (Список не претендует на полноту, однако становится понятным, какие проблемы в России не достаточно актуализируются). Таблица 1. Сравнительный анализ тем социальной рекламыРаспространенные темы социальной рекламы | Россия | США |
Алкоголизм и курение |
+ | + |
Аборты |
+ | + |
Профилактика чрезвычайных ситуаций и ДТП |
+ | + |
Гражданские права и обязанности (налоги) |
+ | + |
Профилактика личной безопасности граждан |
- | + |
Доноры крови |
+ | + |
СПИД |
+ | + |
Торговля детьми |
- | + |
Наркомания |
+ | + |
Насилие (в т.ч. и в семьях) |
+ | + |
Болезнь Альцгеймера |
- | + |
Проблема детей-даунов |
- | + |
Диабет |
- | + |
Экология | + | + |
В связи со складывающейся картиной в сфере социальной рекламы автором был проведен контент-анализ социальной рекламы, размещенной на одном из каналов российского телевидения («Россия 1»). Целью являлось определение места социальной рекламы в российском рекламном пространстве. Исследование проводилось 28.11.2015 г. во временной отрезок 1200 - 000. В процессе исследования установлено:
- 18,5 % телеэфирного времени отведено демонстрации рекламных роликов; - доля социальной рекламы от общего показа рекламы составляет 1,1%; - доля использования принципов социальной рекламы в рекламе коммерческой составила 15,9 %.Исходя из вышеобозначенного, следует сделать выводы, что за последние годы, социальная реклама в России набирает обороты своего распространения, и сегодня российское рекламное пространство, охватывает практически все информационные сферы жизни человека, начиная с глобальных – сеть интернет и телевидение, и переключаясь на второстепенные – радио, буклеты, баннеры, плакаты, листовки и т. д. Однако, количество показов социальных рекламных роликов, вывески баннеров, распространение социальных картинок, фотографий и плакатов ограничено до минимума и качество социального рекламного пространства в России значительно отстает от стран Запада. Тематическое развитие социальных реклам находится на начальном этапе - проблемы групп социального риска и социальных рисков общества в социальных рекламах демонстрируются в неполном объеме, поднимаются только некоторые проблемы общества, а остальные остаются в тени. Не развиваются рекламные агентства, социально-ориентированные на размещение социальных реклам. Это компенсируется проведением на государственном, региональном и муниципальном уровнях конкурсов социальных реклам, нацеленных на распространение и развитие рекламного пространства.
Учитывая проблемы, складывающиеся в сфере пространства социальной рекламы, автор предлагает активизировать молодежь, с целью их участия в конкурсах социальных реклам на разных уровнях. Участие в подобных конкурсах позволит молодому поколению развиваться в творческой деятельности, разрабатывая и предлагая свои макеты социальной рекламы, а также осознать актуальность социальных проблем и поиск способов их эффективного решения. Ведь создание социальной рекламы, в независимости от уровня получения образования и статуса человека, требует наличие креативного подхода, «свежих» идей. Для реализации обозначенной формы активизации участия молодежи в осознании необходимости и проектировании социальных реклам автором разработана социально-образовательная программа – «Социогород», целевыми группами, которой являются обучающиеся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Новошахтинский технологический техникум».
Основная цель данной программы– осознание слушателями собственного места и роли в актуализации и профилактике социальных проблем через анализ, проектирование социальной рекламы, активное участие в тематических конкурсах.
Задачами социально-образовательной программы являются:
- организовать постоянную творческую группу для проведения обучающих теоретических и практических занятий с обучающимися;
- разработать социально-образовательную программу «Социогород», адаптированную к контингенту обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Новошахтинский технологический техникум»;
- реализовать социально-образовательную программу с выдачей сертификатов;
- организовать конкурс социальной рекламы среди обучающихся на базе учреждения.
Данная социально-образовательная программа включает в себя четыре модуля:
- первый модуль включает категориально-понятийный анализ социальной рекламы, изучение истории её возникновения и сущность создания и функционирования социального рекламного пространства;
- во втором модуле изучаются формы социальных реклам и тематика социальной рекламы в российском обществе и за рубежом; изучается российское и зарубежное законодательство, обеспечивающее функционирование рекламного пространства;
- третий модуль включает медиа-семинар, на котором состоится просмотр и анализ эффективности форм социальных реклам, распространенных в современном обществе;
- четвертый модуль состоит из мастер-класса по проектированию социальной рекламы;.
Объем часов по курсу – 16 часов, в т.ч. лекции - 6 час., семинары – 2 час., медиа-семинар – 3 час., мастер-класс – 3 час., конкурс – 2 час. Итоговой формой контроля социально-образовательной программы является решение тестовых заданий и создание образцов и презентация макета социальной рекламы. Срок обучения по курсу «Социогород» - 4 дня с режимом занятий по 4 часа в день при 5-дневной рабочей неделе.
Реализация данной программы поможет сформировать у слушателей правильное представление о социальной рекламе, а также знания становления социального рекламного пространства на различных этапах истории человечества, и знания распространения форм и тематики социальной рекламы; научит анализировать и распознавать социальные рекламы, в соответствии с законодательными требованиями и нормативными документами РФ; позволит слушателям оценивать эффективность социальной рекламы как коммуникативного фактора; изучить технологические аспекты проектирования социальной рекламы; создать макет социальной рекламы и поучаствовать в конкурсе социальной рекламы «Социогород».
приложение 1
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
социально-образовательной программы
«Социогород»
Цель - осознание слушателями собственного места и роли в актуализации и профилактике социальных проблем через анализ, проектирование социальной рекламы, активное участие в тематических конкурсах.
Категория слушателей молодежь в возрасте от 15 до 25 лет.
Объем программы 16 часов
Форма обучения очная, очно-заочная
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин, форма проведения |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
Лекции, часы |
практические занятия, часы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Модуль 1 Введение в социальное рекламное пространство: понятие и сущность социальной рекламы, история становления (лекция, семинар) |
4 |
3 |
1 |
Тестирование |
2 |
Модуль 2 Формы социальных реклам. Тематика социальной рекламы и современное общество. Российское и зарубежное законодательство рекламного пространства(лекция, семинар) |
4 |
3 |
1 |
Тестирование |
3 |
Модуль 3 Просмотр и анализ форм и эффективности социальных реклам распространенных в современном обществе (медиа-семинар) |
3 |
- |
3 |
Просмотр и анализ социальных реклам |
4 |
Модуль 4 Технологические аспекты проектирования социальной рекламы (мастер-класс) |
3 |
- |
3 |
Презентация и защита макета социальной рекламы |
Конкурс социальной рекламы «Социогород» |
2 |
- |
2 |
||
Итого |
16 |
6 |
10 |
Разработчик студентка 4 курса НШФ ЮФУ В.С. Баглай
подпись должность ФИО
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
социально-образовательной программы
«Социогород»
Цель - осознание слушателями собственного места и роли в актуализации и профилактике социальных проблем через анализ, проектирование социальной рекламы, активное участие в тематических конкурсах.
Категория слушателей молодежь в возрасте от 15 до 25 лет.
Объем программы 16 часов
Форма обучения очная, очно-заочная
№ п/п |
Наименование разделов, дисциплин и тем |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
лекции |
практические, лабораторные, семинары |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
1 |
Модуль 1 Введение в социальное рекламное пространство: понятие и сущность социальной рекламы, история становления |
4 |
3 |
1 |
тестирование |
1.1 |
Категориально-понятийный анализ социальной рекламы. Основные функции, задачи, характерные особенности |
1 |
1 |
- |
|
1.2 |
Исторические аспекты развития социальной рекламы. Специфика исторического развития отечественной социальной рекламы. |
1 |
1 |
- |
|
1.3 |
Классификация современной социальной рекламы. Критерии разделения социальной и коммерческой рекламы |
2 |
1 |
1 1 |
|
2 |
Модуль 2 Формы социальных реклам. Тематика социальной рекламы и современное общество. Российское зарубежное законодательство рекламного пространства |
4 |
3 |
1 |
тестирование |
2.1. |
Формы распространения социальных реклам |
1 |
1 |
||
2.2 |
Тематика социальной рекламы в России и за рубежом |
1 |
1 |
||
2.3 |
Зарубежное законодательство и Федеральный закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006г. «О рекламе» |
2 |
1 |
1 |
|
3. |
Модуль 3 Просмотр и анализ форм и эффективности социальных реклам распространенных в современном обществе |
3 |
- |
3 |
просмотр и анализ социальных реклам |
3.1. |
Особенности распространения форм социальных реклам в современном обществе |
1 |
- |
1 |
|
3.2. |
Направления слоганов социальной рекламы. Типология социальных текстов. Стилистика и аргументация социальной рекламы. Имплицитная информация и «якорение» в социальной рекламе |
1 |
- |
1 |
|
3.3. |
Эффективность социальной рекламы как коммуникативного фактора |
1 |
- |
1 |
|
4 |
Модуль 4. Технологические аспекты проектирования социальной рекламы. |
3 |
- |
3 |
презентация и защита макета социальной рекламы |
4.1 |
Понятие и сущность креатива в социальной рекламе. Формы и функции рекламного креатива |
1 |
- |
1 |
|
4.2. |
Правила и требования визуального оформления социальной рекламы |
1 |
- |
1 |
|
4.3. |
Особенности создания макетов социальной рекламы |
1 |
- |
1 |
|
Конкурс социальной рекламы «Социогород» |
2 |
0 |
2 |
||
ИТОГО |
16 |
6 |
10 |
Разработчик студентка 4 курса НШФ ЮФУ В.С. Баглай
подпись должность ФИО
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
социально-образовательной программы
«Социогород»
Введение
Цель– осознание слушателями собственного места и роли в актуализации и профилактике социальных проблем через анализ, проектирование социальной рекламы, активное участие в тематических конкурсах.
Задачи социально-образовательной программы:
- организовать постоянную творческую группу для проведения обучающих теоретических и практических занятий с обучающимися;
- разработать социально-образовательную программу «Социогород», адаптированную к контингенту обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Новошахтинский технологический техникум»;
- реализовать социально-образовательную программу с выдачей сертификатов;
- организовать конкурс социальной рекламы среди обучающихся на базе учреждения.
Курс «Социогород» предназначен для молодежи в возрасте от 15 до 25 лет.
Объем часов по курсу – 16 часов, в т.ч. лекции 10 час., практикум 6 час. (в том числе, итоговый контроль – 2 час.). Итоговой формой контроля изучения дисциплины является создание социальной рекламы.
Срок обучения по курсу «Социогород» - 4 дня с режимом занятий по 4 часа в день при 5-дневной рабочей неделе.
Содержание учебного материала
Модуль 1 Введение в социальное рекламное пространство: понятие и сущность социальной рекламы, история становления.
Понятийный анализ социальной рекламы. Основные задачи социальной рекламы: информирование о социальных услугах; формирование общественного мнения; привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни; формирование новых поведенческих установок; создание положительного имиджа государственных служб и некоммерческих организаций; формирование позитивного отношения к государственным структурам; демонстрация социальной ответственности бизнеса; укрепление социально значимых институтов гражданского общества; формирование новых типов общественных отношений; изменение поведенческой модели общества. Основные функции (информационная, идеологическая, социоинтегративная, воспитательная) и характерные особенности социальной рекламы. Уровни, на которых реализуется социальная реклама (международный, федеральный, региональный, муниципальный).
История становления и развития социальной рекламы. Специфика исторического развития отечественной социальной рекламы.
Классификация современной социальной рекламы: субъект социальной рекламы, объект социальной рекламы, цель социальной рекламы, масштаб деятельности социальной рекламы, концентрация на целевой аудитории, характер воздействия социальной рекламы, форма социальной рекламы. Критерии разделения социальной и коммерческой рекламы.
Слушатель должен
Знать - понятие «социальная реклама», ее особенности; основные задачи, уровни и функции социальной рекламы; её историю становления и развития; классификацию современной социальной рекламы.
Уметь - давать определения базовых понятий модуля и различать понятия социальной рекламы и коммерческой рекламы.
Модуль 2 Формы социальных реклам. Тематика социальной рекламы в современном обществе. Российское и зарубежное законодательство рекламного пространства.
Формы распространения социальной рекламы (социальный слоган, плакат, фотография, картинка; баннер; радио реклама; листовка; видеоролик; рекламные ролики) и тематика социальных реклам в России. Зарубежное законодательство в сфере социальной рекламы и Федеральный Закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006г. «О рекламе» (понятие «социальная реклама», общие требования к социальной рекламе, основные составляющие социальной рекламы).
Слушатель должен
иметь представление о формах социальных реклам; о распространенных тематиках социальной рекламы в современное время; о законодательно подтвержденном понятии «социальная реклама» и основных составляющих социальной рекламы;
знать и уметь использовать общие требования по созданию социальной рекламы;
иметь опыт в выборе эффективных формы и актуальной тематики социальной рекламы.
Модуль 3 Просмотр и анализ различных форм социальных реклам распространенных в современном обществе.
Особенности распространения форм социальных реклам в современном обществе. Вербальная составляющая социальной рекламы: социальный слоган, типология социальных текстов, стилистика социальной рекламы, аргументация, имплицитная информация и «якорение» в социальной рекламе. Эффективность социальной рекламы как коммуникативного фактора.
Слушатель должен
Знать: особенности распространения форм социальных реклам в современном обществе, стилистики социальной рекламы; особенности эффективности социальной рекламы как коммуникативного фактора.
уметь – анализировать креативность и эффективность слоганов социальной рекламы при типологизации социальных текстов, при аргументации и «якорении» в социальной рекламе.
Модуль 4 Технологические аспекты проектирования социальной рекламы.
Понятие и сущность креатива в социальной рекламе, формы и функции рекламного креатива. Правила и требования визуального оформления социальной рекламы. Особенности создания макетов социальной рекламы.
Слушатель должен
Знать сущность креатива в социальной рекламе; основные формы и функции рекламного креатива;
уметьпользоваться правилами и требованиями визуального оформления социальной рекламы; создавать макеты социальной рекламы.
ТЕСТы для промежуточного контроля
Модуль 1 «Введение в социальное рекламное пространство: понятие и сущность социальной рекламы, история становления»
1. Установите соответствие:
а) некоммерческая реклама;
б) общественная реклама;
в) социальная реклама;
1) реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества;
2) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;
3) передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление.
2. Цель социальной рекламы:
а) укрепление государственного строя;
б) устранение политических разногласий;
в) продвижение интересов третьего сектора;
г) изменение поведенческих моделей в обществе.
3. Когда появилась первая социальная реклама:
а) в конце XIX века;
б) в начале ХХ века;
в) в период Первой мировой войны;
г) в период Второй мировой войны.
4. Официально история социальной рекламы началась в:
а) Греции;
б) Америке;
в) Германии.
5. К задачам социальной рекламы относятся:
а) формирование общественного мнения;
б) рекламирование новых для клиентов товаров или услуг;
в) демонстрация социальной ответственности бизнеса.
6. К функциям социальной рекламы не относится:
а) воспитательная;
б) информационная;
в) экономическая;
г) развлекательная.
7. Кто был автором первого ролика социальной рекламы в современной России?:
а) К. Эрнст;
б) Ф. Янковский;
в) Ю.Грымов;
г) И. Буренков.
8. Что являлось наиболее распространенным и эффективным средством осуществления агитационно-просветительской деятельности в советское время?:
а) плакат
б) календарики с иллюстрациями на социальные темы
в) листовки
г) стихи
9. Основными критериями разделения социальной и коммерческой рекламы являются:
а) цель и задачи рекламных сообщений;
б) носитель информации;
в) рекламодатель;
г) аудитория.
10. К классификации социальной рекламы относятся:
а) субъект социальной рекламы;
б) форма социальной рекламы;
в) предмет социальной рекламы;
г) объект социальной рекламы.
Модуль 2 «Формы социальных реклам. Тематика социальной рекламы в российском обществе. Российское законодательство рекламного пространства»
1. Законодательство в области социальной рекламы существуют в России в виде:
а) отдельного закона;
б) проекта закона;
в) статьи в законе «О рекламе»;
г) не существует
2. Общие требования к социальной рекламе:
а) добросовестность;
б) благотворительность;
в) достоверность;
г) справедливость.
3. Установите соответствие: «форма социальной рекламы» – «определение понятия»:
а) социальный слоган;
б) радио
в) видеоролик
г) баннер.
1) графическое изображение;
2) непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров;
3) разновидность беспроводной передачи информации;
4) короткий и броский рекламный призыв или пропагандистский лозунг (девиз).
4. Девиз первого российского ролика социальной рекламы:
а) «Охраняйте памятники культуры»;
б) «Позвоните родителям»;
г) «Верю. Люблю. Надеюсь»;
д) Охраняйте памятники культуры».
5. Первой формой социальной рекламы является:
а) социальный плакат;
б) листовка;
в) социальный слоган.
6. К основным темам социальной рекламы относятся:
а) декларация ценностей;
б) призывы к созиданию;
в) борьба с пороками и угрозами, предупреждение катастроф или нежелательных последствий, декларация благих целей;
г) социальная психотерапия;
д) все перечисленные.
7. «Папа, не пей!» — это:
а) социальная реклама;
б) коммерческая реклама с социальным компонентом;
в) социальная реклама с коммерческим компонентом;
г) социальная реклама с политическим компонентом.
8. Социальная реклама должна:
а) содействовать росту благосостояния граждан;
б) должна наносить ущерб моральному и физическому здоровью граждан;
в) должна способствовать осуществлению свободного выбора;
г) должна являться инструментом недобросовестной конкуренции.
9. В социальной рекламе допускается:
а) упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей;
б) упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания.
10. В социальной рекламе не допускается:
а) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
б) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;
в) использование образов медицинских и фармацевтических работников.
Модуль 3 «Просмотр и анализ форм социальных реклам распространенных в современном обществе»
1. Более затрагиваемые в социальной рекламе темы в современной России:
а) торговля детьми;
б) алкоголизм и курение;
в) профилактика личной безопасности граждан;
г) проблема детей-даунов.
2. Какие формы социальной рекламы появились в информационном обществе:
а) социальный слоган
б) баннер
в) видеоролик
г) радио
3. Кто является автором плаката «Родина-мать зовет!»:
а). В.Дени;
б) Д.Моор;
в). Э.Лисицкий;
г) И.Тоидзе.
4. Для написания текста социальной рекламы необходимо:
а) четко сегментировать целевую аудиторию;
б) знать характеристику и особенности целевой аудитории;
в) собрать максимально полную и актуальную для целевой аудитории информацию по теме.
5. Каким стилевым принципам должен соответствовать текст социальной рекламы:
а) соответствие стиля изложения социальной проблеме
б) логичность
в) оригинальность
г) длительность
6. Установите соответствие: разновидности текстов социальной рекламы – способ изложения информации:
а) информационный текст
б) эмоционально-образный текст
в) логический текст
1) строится на основе веских аргументов и логических доказательств;
2) предполагает минимум информации, необходимой для передачи сути рекламного предложения;
3) апеллирует к эмоциям, к ассоциативно-образному мышлению.
7. Какие условия определяют эффективность информационной составляющей социальной рекламы:
а) информация должна раскрывать человеческие потребности;
б) информация должна дополнять характеристику проблемы;
в) информация должна быть запоминающей.
8. К элементам социальной рекламы можно отнести:
а) обращение к разуму;
б) информация, содержащая реальные факты по выбранной теме;
в) явное или символическое предоставление свойств, характеристик проблемы.
9. К типу психологического приема – «якорение», используемому в социальной рекламе относится:
а) Якорение положительных социальных установок
б) Якорение отрицательных социальных установок
10. Под имплицитной информацией следует понимать:
а) информация, которая явно в тексте не выражена, но существует, как подтекст и может быть достроена потребителем
б) информация, которая явно в тексте не выражена, не существует, как подтекст и не может быть достроена потребителем
в) информация, которая явно в тексте выражена, но существует, как подтекст и может быть достроена потребителем
Модуль 4 «Технологические аспекты проектирования социальной рекламы. Мастер-класс по созданию социальной рекламы»
1.Понятие «креатив» в социальной рекламе чаще используется как:
а) рекламное творчество;
б) творческий потенциал;
в) творческая работа.
2. Установите соответствие:
а) креативность в рекламе
б) рекламный имидж
1) актуальное, общее для целевой аудитории синтетическое смыслообразование, ассоциативно связанное с предметом продвижения;
2) творческое начало, изобретательность, продуктивная оригинальность интеллекта и мышления человека, субъективная сторона творчества;
3. К функциям креатива социальной рекламы относятся:
а) увеличение эффективности рекламного воздействия
б) создание и поддержание общественного интереса к социальным проблемам
в) позволяет экономить рекламный бюджет
г) ускоряет и увеличивает экономический эффект
4. Основными правилами визуального оформления социальной рекламы являются:
а) сбалансированность;
б) делимость;
в) контраст;
г) пропорциональность.