В свете антироссийских санкций разгораются жаркие дискуссии о том, могут ли отечественные производители полностью заместить импортные продукты на ИТ-рынке. Одни считают, что мы в состоянии хоть завтра полностью перейти на российские разработки в сфере ИТ. Другие утверждают, что без западных ИТ-продуктов мы, увы, не сможем существовать. На самом деле истина где-то посередине. Да, за последние десятилетия в стране появилось немало российских ИТ-компаний, чья продукция уже не уступают ведущим мировым производителям. Но, к сожалению, полностью заменить все присутствующие на рынке импортные ИТ-решения они не смогут.
Конечно, переход на отечественную продукцию стимулирует экономику и открывает новые возможности для развития ИТ- отрасли внутри страны. Однако важно понимать, что сегодня российские ИТ-компании не смогут полностью обеспечить заказчиков качественным продуктом. Даже если мы сейчас начнем инвестировать в развитие отечественных технологий и производств, то добиться присутствия хотя бы 70 процентов российских продуктов на рынке сможем не раньше чем через 3-4 года. С другой стороны, для реализации поставленной цели потребуется не только расширить спектр продукции и наверстать упущенное - выйти на сегодняшний уровень развития технологий, но и организовать производство, что требует серьезных финансовых затрат и трудовых ресурсов в условиях кадрового голода.
Думаю, что при решении данных вопросов, безусловно, нужно опираться на опыт зарубежных компаний. Не стоит забывать, что для наращивания технологического потенциала государство должно уделять особое внимание подготовке кадров. Ведь грамотные специалисты нужны не только для разработки конкурентоспособных продуктов, но и для их качественного внедрения, эксплуатации и поддержки.
Российский ИТ - рынок имеет большой потенциал для развития, особенно в сфере разработки ПО. Однако для создания конкурентных продуктов потребуется достаточно много времени. У нас есть решения, признанные на мировых рынках и активно внедряемые за рубежом. Но нужно понимать, что они закрывают какой-то отдельный ИТ‑функционал. Если даже отечественные ПО в состоянии заменить импортную продукцию (на 70 %), то в «железе» у нас огромный пробел, так сложилось исторически.
Подавляющая доля ИТ-оборудования в России - иностранного производства, и здесь ситуацию быстро не исправить так как участие российских компаний в производстве аппаратных средств (так называемого железа) оставляет желать лучшего.
Впрочем, и в области аппаратных средств у нас есть свои уникальные решения. Так, российская компания МЦСТ разработала и внедряет собственные компьютерные процессоры, которые имеют конкурентные преимущества перед продуктами таких мировых гигантов, как Intel или AMD. Отечественные компании успешно собирают серверное оборудование и даже достигли успехов в создании потребительских гаджетов: например, компания Explay за последние месяцы сумела совершить настоящий рывок на рынке планшетов и смартфонов (см. «Российские гаджеты теснят иностранцев»). Правда, чисто отечественными производителями такие компании не назовешь, ведь производство всей элементной базы у них расположено в Азии. Впрочем, по такой же схеме работают и все ведущие мировые производители «железа».
В конце 2013 года объем ИТ-рынка в РФ достиг 17,2 млрд долларов; из них примерно 6 млрд - это ИТ-услуги, чуть больше 3 млрд - программное обеспечение и почти 8 млрд долларов - аппаратные средства.
Российские компании доминируют в сегменте ИТ-услуг; вполне можно говорить, что здесь им принадлежит более половины суммарного оборота. В частности, самый значимый вид ИТ-услуг, системная интеграция, преимущественно находится под контролем российских компаний. Это и понятно: ведь именно отечественные компании (такие как «Крок», «АйТи», «Астерос» и др.) лучше всего понимают потребности российских заказчиков и могут гибко подстраиваться под их запросы.
Что же касается других секторов ИТ-рынка, то тут ситуация сложнее. Возьмем сектор программного обеспечения (ПО). По оценкам аналитиков, на нем порядка 80% всех продаж приходится на иностранные продукты. Между тем участники рынка говорят, что российскому софту вполне по силам занимать не нынешние 20%, а 80% рынка.
Вот хотя бы простейшие бытовые программы. На первый взгляд тут все подмяли под себя иностранцы. На любом персональном компьютере стоит американская Windows от Microsoft, на планшетах - операционные системы (ОС) Android или Apple. Возможна ли массовая установка российского софта вместо той же Windows? В принципе это реально. Да, такого продукта сейчас нет, но это не значит, что его невозможно создать, -просто такая задача не ставилась.
Кстати, попытки разработать «русскую Windows» предпринимались еще задолго до возникновения самой возможности введения антироссийских санкций. Однако именно из-за невостребованности такого продукта все эти попытки не приводили к ощутимому результату. Теперь же работа в этом направлении возобновилась с новой силой.
Разработать отечественную операционную систему - вполне посильная задача для российских программистов. Наиболее оптимальный путь — разработка ее на основе Linux - открытой информационной системы, которая не принадлежит конкретной компании и которую можно совершенствовать без оглядки на западных софтверных гигантов.
Вообще, в области развитии собственных ОС показателен опыт Китая. С недавних пор в государственных структурах этой страны запрещено использование компьютеров с ОС Windows. Вместо этого здесь вполне успешно эксплуатируют операционную систему, созданную усилиями китайских программистов. И если китайцы справились с такой задачей, то почему не получится у нас?
В области сложных информационных систем у российских ИТ-компаний тоже неплохой потенциал. Взять, к примеру, один из самых емких сегментов российского ИТ-рынка - системы автоматизации работы предприятия, так называемые ERP-системы. Здесь вполне естественным путем в условиях жесткой конкуренции с западными гигантами уже выросли и окрепли очень значимые российские производители - 1С, «Галактика», «Парус» и др. 1С уже контролирует около трети российского рынка ERP-систем в денежном выражении, а если брать количество автоматизированных рабочих мест, то доля 1С по этому показателю превышает 80%.
При этом позиции 1С продолжают укрепляться. Если совсем недавно ERP-решения компании были преимущественно нацелены на небольшие и средние предприятия, то сейчас она довольно успешно осваивает сегмент крупных корпораций. На своей последней ежегодной конференции летом этого года руководство 1С отчиталось, что довольно успешно идет внедрение последнего продукта компании, «1С: ERP Управление предприятием 2.0», и что среди клиентов российского разработчика уже числятся такие крупные российские структуры, как «Межрегионгаз» (10 тыс. автоматизированных рабочих мест), КамАЗ (7,5 тыс.), Трансмашхолдинг (5 тыс.), «Сибур» (3,5 тыс.) и др.
Сильны позиции российских разработчиков и в таком секторе ИТ-решений, как системы бизнес-аналитики (так называемые системы BI - BusinessIntelligence), позволяющие анализировать и прогнозировать ключевые бизнес-процессы.
Больших высот сумел достичь и ряд российских компаний, действующих в нишевых ИТ-сегментах. Здесь нельзя не упомянуть о «Лаборатории Касперского», которая на европейском рынке защиты устройств от интернет-угроз занимает второе место, а на рынках Северной и Южной Америки и стран Азии входит в тройку лидеров.
Словом, качественные продукты у российских ИТ-компаний уже есть. Правда, не стоит ожидать, что прямо завтра получится полностью заменить ими западные аналоги.
Использованные источники:
http://www.norbit.ru/products/groups/189.html
http://www.tadviser.ru/index.php
http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2014/11/26/590156
5