ИТ-аутсорсинг - это передача сторонней организации (контрактрору или аутсорсеру) полностью или частично функций по обслуживанию информационных потребностей предприятия.[1]
IT-аутсорсинг относительно недавно появился в России, но уже сейчас можно сказать о том, что он будет активно развиваться и оказывать большее влияние на экономику нашей страны. В чем причина популярности IT-аутсорсинга?
В первую очередь, это финансовая экономия предприятия, заказчика услуг. В непрофильных компаниях создания собственного it-отдела приводит к существенному росту издержек. Необходимо подготовить рабочие места для специалистов, обеспечивать рабочим пространством, платить достаточно высокие заработные платы. На другой чаше весов мы можем увидеть, услуги it-аутсорсеров, которые уже создали всю необходимую инфраструктуру, и имеют необходимый штат специалистов для решения задач клиента.
Во-вторых, имея сформированный it-отдел, предприятие может столкнуться с такими задачами, с которыми существующие работники справится не в состоянии, или же это приведет к падению качества выполнения текущих задач.
В-третьих, небольшие компании не могут позволить себе содержать даже одного системного администратора, так как круг возникающих задач, не отвечает даже минимальной заработной плате системного администратора.[2]
На российском рынке работает множество сервисных компаний, условно их можно разделить на два типа. К первому относятся достаточно крупные организации, готовые обслуживать только заказчиков, характеризующихся большими оборотами бизнеса и значительной географической распределенностью. Аутсорсеры второго типа – это фирмы, решающие несложные задачи по администрированию, обслуживанию оборудования, локальных сетей, заправки картриджей, установки и настройки операционной системы, ПО и т.п. Сервис-провайдеры, предоставляющие услуги для предприятий малого и среднего бизнеса с числом сотрудников 50-100 человек в России практически отсутствуют.
Зачастую передача ИТ-задач внешним компаниям непростой, небыстрый и циклический процесс. В его рамках происходит сбор данных, обнаружение процессов, знаний, возможен перевод сотрудников в штат аутсорсера для сохранения нужных знаний и компетенций. При управлении рисками на всех этапах аутсорсинга применяется процессный подход, и перевод сервисов происходит от простого к сложному.[3]
Аутсорсинг — это циклический процесс.
Рис 1.Ключевые этапы проекта
Специалисты компании ICL Services, проанализировав мнения экспертов на счет определения главных тенденций развития рынка ИТ-аутсорсинга в 2015 году, пришли к следующим выводам:
Рынок ИТ-аутсорсинга в России вырастет.
По итогам 4 квартала 2014 года рост рынка ИТ-аутсорсинга в нашей стране составил 4 % (по данным IDC). И хотя в России движение потребителей в сторону ИТ-аутсорсинга начало появляться лишь недавно, заказчики продолжат проявлять активный интерес к данной сфере услуг, особенно большой рост покажет спрос на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры.
Темпы развития российского ИТ-аутсорсинга будут опережать мировые.
Рынок ИТ-аутсорсинга в России 2015 года останется на стадии становления. Однако есть уверенность в том, что данный этап мы пройдем быстрее, чем это когда-то было сделано в США, а потом и в Европе.
Поспособствовать этому, как ни странно, могут сложности в экономике страны, которая заставляет оптимизировать расходы компаний, в том числе и на ИТ. В свою очередь одной из возможностей ИТ-аутсорсинга является экономия ресурсов, как денежных, так и трудовых.
Аутсорсинг может помочь импортозамещению.
Вероятность сохранения сложной геополитической ситуации в России и связанные с этим риски нарушения безопасности или управления информационными системами, либо отказ зарубежного производителя от предоставления или поддержки своих продуктов, будут заставлять отечественные компании задумываться о том, как снизить зависимость от иностранной интеллектуальной собственности и минимизировать риски.
Ответом на вызовы может стать как импортозамещение, направленное на замену патентованных продуктов российскими разработками, так и привлечение аутсорсера.
Заказчики станут более опытными и уверенными в сложных проектах
ИТ-аутсорсинг - это дорога с двусторонним движением и эффективный переход на него - во многом вопрос зрелости компании, которые, безусловно, в 2015 году обретут новые практики и опыт ведения аутсорсинговых проектов. В то же время клиенты также непрерывно развивают свою компетенцию в управлении, в том числе аутсорсинговыми отношениями, становясь более опытными, и стараются достичь максимального эффекта от работы с аутсорсером.
Выгода привлечения внешних исполнителей становится все более очевидна
Несмотря на многие трудности экономического и геополитического характера, рост рынка ИТ-аутсорсинга будет продолжаться. Он позволит открыть компаниям путь к новым возможностям и осуществить структурные и стратегические преобразования бизнеса.
Главной сложностью на этом фоне эксперты называют проблему удержания высококвалифицированного персонала на обслуживании непрофильных функций компаний.[4]
По оценкам TAdviser, объем рынка ИТ-аутсорсинга в 2014 году, по сравнению с прошлым годом вырос на 9% и достиг 66,3 млрд рублей. Положительная динамика сохранится и в 2015 году благодаря тому, что аутсорсинговая модель при высоком курсе иностранных валют становится для многих компаний значительно дешевле, чем инвестиции в развитие собственных ИТ.
TAdviser прогнозирует рост объема рынка ИТ-аутсорсинга по итогам 2015 года на уровне 5%, до 69,6 млрд рублей.
Таблица 1
Выручка компаний на рынке ИТ-аутсорсинга России в 2014-2013 гг. (в рублях, с НДС)
Позиция |
Компания |
Выручка, 2014 год |
Выручка, 2013 год |
Динамика выручки, в % |
1 |
Maykor |
10 893 023 |
9 275 729 |
17 |
2 |
Техносерв |
8 597 281 |
6 827 467 |
26 |
3 |
КРОК |
4 641 763 |
4 986 636 |
-7 |
4 |
Ай-Теко |
2 619 722 |
1 019 798 |
157 |
5 |
АМТ-Груп |
933 190 |
639 400 |
46 |
6 |
AT Consulting (АТ Консалтинг)* |
603 159 |
345 844 |
74,4 |
7 |
АМТЕЛ-СЕРВИС |
336 000 |
248 000 |
35 |
8 |
Борлас |
33 248 |
9 725 |
242 |
- |
ICL Services** |
3 218 574 |
2 925 976 |
10 |
В 2014 году наблюдалось замедление роста рынка ИТ-аутсорсинга по сравнению с 2013 годом. Это связано с тем, что в последнем квартале 2014 года заказчики осмысляли ситуацию и варианты дальнейших действий. Рост числа сделок на рынке начался после февраля 2015 года.[5]
В силу российской специфики бизнеса, который не стремится к прозрачности бизнес-процессов, у заказчиков сохраняется недоверие к ИТ-аутсорсингу. Бытует мнение, что вместе с сервисами на сторону может утечь конфиденциальная информация. Достаточно обратиться к мировому опыту. По оценкам GDC Services 2013 г., около 59% опрошенных компаний США и Европы пользуются услугами аутсорсеров по меньшей мере 7 лет и почти 60% заказчиков уверены, что аутсорсинговая модель - ключевой элемент достижения определенных бизнес-целей. При этом около 31% компаний в течение прошлого года продлили договоры на аутсорсинг и почти 55% расширили набор передаваемых сторонним компаниям сервисов. Те же принципы, связанные с достижением бизнес-целей, нужно ставить во главу угла и российским предприятиям, считает эксперт.[4]
Литература
Аутсорсинг_Аникин Б.А_2003 -184с
http://benecom.ru/it-autsorcing-segodnya
http://www.cnews.ru/articles/v_chem_osobennost_itautsorsinga_v_rossii
http://www.russoft.ru/tops/2233
http://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:ИТ-аутсорсинг_(рынок_России)