Изучение проблемы формирования процесса воспитания доброжелательных взаимоотношений отношений подтвердило ее значимость и необходимость в разработке новых методических рекомендаций в соответствии с современными требованиями.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной общеобразовательной программы является поддержка взрослым положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности [4].
Апресян Р.Г. под доброжелательностью понимает отношения к человеку, ориентированные на содействие его благу, на совершение добра [1,с. 13]. Таким образом, доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству» [2, с. 287].
Для становления и развития личности ребенка необходимо создать условия для его эмоционального комфорта. С точки зрения современной педагогики это можно понимать как удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым и сверстником, установление доброжелательных отношений между участниками педагогического взаимодействия на основе развития гуманных чувств.
Развитие гуманных чувств детей выступает одной из основ формирования доброжелательных взаимоотношений у детей друг с другом. К пониманию важности добра, совести ребенок приходит через постижение элементарных норм нравственности. Главным помощником в этом будет являться взрослый. Нравственные ценности являются главной составляющей в жизни каждого человека. Ребенок постигает их через свои поступки и взаимоотношения со сверстниками, педагогами и родителями.
С самого раннего детства, когда в ребенке только начинает закладываться все гуманное, воспитание доброжелательных чувств приобретает важное значение. Сами дети добры по своей натуре, но драгоценное зерно добра требует постоянного поддержания, или оно может не прорости. Недостатки семейного воспитания, а также упущения в работе педагогов влекут за собой возникновению в характере ребенка таких качеств как жестокость, равнодушие, грубость, а также эгоизм по отношению к окружающим вокруг людям. Как правило, в новых коллективах у детей наблюдается очень много конфликтных ситуаций, драк и обид.
В течение всего этапа формирования доброжелательных взаимоотношений среди детей дошкольного возраста важно быть бдительным и не упускать свое внимание от конфликтующих детей из-за их неумения управлять своим поведением и малого опыта владения игровыми действиями. Таких детей необходимо задействовать в общественно-полезной деятельности: привлекать к созданию игрового материала, таким образом, включая их в жизнь детского коллектива; давать и предлагать роли, требующие дисциплинированности, аккуратности и ответственности.
Данную проблему формирования доброжелательных взаимоотношений невозможно решить без организации детской совместной деятельности и педагогического процесса. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать дружно, самостоятельно, управляя своим поведением.
Смирнова Е.О. считает, что главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие [3].
Проблема воспитания доброжелательных отношений обращает на себя внимание многих исследователей. Изучены возможности детей дошкольного возраста в развитии доброжелательных взаимоотношений (Бабаева Т.Н., Ерофеева Т.И.), справедливых (Гостюхина О.М.), отзывчивости (Воробьева М.В.), гуманистической направленности поведения (Улитко С.А., Цуканова П.А.). В исследованиях Ерофеевой Т.И., Иванковой Р.А., Флегантовой Н.П. и др. обсуждаются педагогические условия, способствующие формированию положительных гуманных взаимоотношений. Ряд работ посвящено роли взрослых (Башлакова Л.Н., Цанава Д.Р. и др.), особой значимости норм и правил (Гаврилова Т.П. и др.) в воспитании данных взаимоотношений. Авторы, изучающие взаимоотношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения.
Рассматривая процесс формирования доброжелательных отношений у участников педагогического взаимодействия, очень важно помнить о взаимоотношениях среди взрослых: родителей, а также педагогического коллектива. Именно пример взрослых является важным фактором в развитии личности ребенка, становлению взаимоотношений, а также формирование в последующем детского коллектива.
Анализ опыта работы педагогов дошкольных образовательных организаций показывает, что как у начинающих педагогов, так и у педагогов с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями. Изучение практики работы дошкольных образовательных организаций подтверждает, что воспитание детей дошкольного возраста сегодня отстает от современных требований в связи с изменившейся нормативной базой дошкольного образования.
Таким образом, современная организация образовательного процесса нуждается в разработке новых научно-методических рекомендаций по формированию доброжелательных взаимоотношений у участников педагогического взаимодействия в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными образовательными требованиями.
Используемая литература:
Апресян, Р.Г. Этика: Энциклопедический словарь [Текст] / Под общ.ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. – 321 с.
Павленко, Т. Почему они конфликтуют? Общение дошкольников [Текст] / Т. Павленко // Дошкольное воспитание. – 2012.– № 1. – С. 72 -77.
Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное образование. – 2006. - № 24. – С. 11-14.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svouo.dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/891433.html, свободный. – Загл. с экрана.