ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.

Нарихнюк Ю.В. 1, Васильева В.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Статья посвящена вопросу о использовании информационных технологий обучения. Выявлены ограничения и трудности их использования в работе с детьми с нарушением слуха. Предложены компьютерные программы, которые можно использовать в работе с данной категорией детей.

Ключевые слова: информационные технологии обучения, лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети с нарушением слуха, компьютерные программы.

В современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией [3].

В специальном (коррекционном) образовании информационные технологии достаточно широко применяются в процессе коррекционно-развивающей работы со всеми категориями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья [1].

Использование информационных технологий связано с трудностями, которые определяются отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их использования, а также функциональными ограничениями учащихся.

Такими ограничениями у лиц с нарушением слуха является сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков [2].

Для детей данной категории важную роль играет речевое развитие. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения и познания окружающего мира. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.

Для устранения этих ограничений разработаны специальные компьютерные технологии:

  • «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе» разработанные лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО (Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной)применяются на начальном этапе обучения;

  • «Дактильный букварь», «Дактильная речь»- для обучения детей дактильной форме речи и её закрепления в практике общения;

  • «Руководство» - программа сурдопедагогической реабилитации, разработанная Белорусским государственным медицинским университетом (С.Л. Кабак, Г.М. Карапетян, Л.С. Димскис, А.В. Подопригора, Ю.Г. Ильич, А.С. Кишкурно). Цель создания программы – совершенствование навыков вербальной речи;

  • Компьютерная технология «Видимая речь» позволяет поставить голосовую речь;

  • «Визуальный тренажер произношения» включает в себя 12 модулей и позволяет в несколько раз ускорить процесс формирования речевых навыков;

  • Тренажер «Красноречие» активно развивает словообразовательные навыки учащихся;

  • Тренажер «Учись быстро читать» предназначен для развития навыков чтения при нарушенном темпе их формирования.

Использование компьютерных технологий делает коррекционную работу с детьми с нарушением слуха эффективнее и позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух и восприятие, лексические и грамматические средства языка, коммуникативные навыки, артикуляционная моторика, обратные речевые кинестезии, мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышью, клавиатурой), слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, воля и мотивация, словесно-логическое мышление.

Список литературы

  1. Васильева В.С., Абрамовских А.А. Информационные технологии как средство коррекции нарушений речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень) // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции 31 октября 2014 г.: в 3 ч./ Под общ.ред. М.Г. Петровой. – Белгород: ИП Петрова М.Г., 2014. – Часть III. – с. 119-126

  2. Васильева В.С., Нарихнюк Ю.В. Использование информационных компьютерных технологий с детьми с ОВЗ // Сборник научных трудов по материалам I Международной научно- практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 7 ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. – Белгород : ИП Ткачева Е.П., 2015. – Часть VII. – 14 с.

  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. –– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING IN WORKING WITH CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT.

Supervisor: V.S. Vasilyeva, Ph.D., assistant professor of NGN and PM VPO "Chelyabinsk state pedagogical university" fortune18@mail.ruFulfilled: Yu.V.Narihnyuk, student VPO "Chelyabinsk State Pedagogical University", Department of correctional pedagogy, Chelyabinsk (Russia)yuliya_narihnyuk@mail.ru

Просмотров работы: 1633