В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ

Лукичева М.В. 1, Мухамадеев И.Г. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы управления познавательной активностью студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Управление активной и сознательной познавательной деятельностью студентов предполагает прохождение определённых этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: подготовки; организации деятельности студентов; стимулирования активности и самостоятельности студентов; контроля, оценки и анализа результатов решения педагогической задачи. При этом, основным этапом педагогического управления является осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности студентов. 

В связи с этим целью исследования является определение педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов на всех этапах учебного познания.

Проведённое исследование показало, что управление познавательной активностью студентов с использованием средств стимулирования будет происходить успешно при обеспечении следующих педагогических условий: обогащении содержания профессионального образования в контексте современной концепции политехнической подготовки специалиста; реализации модульно-рейтинговой технологии обучения, где собственная учебно-познавательная деятельность студента рассматривается в качестве основного условия его профессиональной подготовки; целенаправленном использовании активных методов и форм обучения, в наибольшей мере способствующих формированию творчески активной личности [1].

Обогащение содержания профессионального образования за счёт включения в него психолого-педагогических, социально-экономических и других «нетрадиционных» аспектов современного производства в контексте современной концепции политехнической подготовки, как показывает исследование, обеспечивает более высокий уровень познавательной и творческой активности студентов в области техники и технологии, экономики и организации современного производства.

Обогащение содержания изучаемых дисциплин, проводимых мероприятий  в контексте современной концепции политехнической подготовки обеспечивается путём включенностью в психологические структуры и профессиональной деятельности студента знаний, умений, навыков и компетенций творческого поведения, нацеленные на инновационное развитие образования, науки, техники и экономики страны.

 Модульно-рейтинговая технология обучения, реализуемая в Башкирском государственном аграрном университете, обязательно сопровождается системой контроля и системой оценки усвоения учебного материала студентами в форме рейтинга. Модульно-рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков студентов осуществляется непрерывно, носит публичный характер и определяется на основе учебных достижений студента. Периодический контроль результативности работы, как отдельной группы, так и каждого студента развивает самостоятельность познавательных действий и чувство ответственности у студентов, привносит дух соперничества. Студенты непосредственно ощущают результаты собственного учения.

Опыт педагогической работы показывает, что в практике профессиональной подготовки специалистов акцент необходимо делать на такие компоненты учебно-познавательной деятельности студентов, как самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые направлены на углублённое изучение и освоение учебного материала, на формирование той обратной связи, которая позволяет не только диагностировать наличие новых знаний, умений и навыков, но и решить, какие коррективы следует вносить, чтобы процесс усвоения темы протекал более эффективно. Подчеркнём – необходимо делать, так как психологические новообразования – самоконтроль, самооценка и самоанализ – сами по себе не формируются, а являются специальной задачей процесса обучения.

Исследование показывает, что стимулирование активности и самостоятельности студентов обеспечивается при гибком использовании традиционных и инновационных методов, форм  и средств обучения. К активным методам обучения относятся деловые и ролевые игры, семинары-дискуссии, работа с групповыми и индивидуальными проектами и др. [2].

Следует отметить, что значительное повышение активности и самостоятельности студентов обеспечивается, если к перечисленным выше условиям добавить следующие: формирование и развитие мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, актуализация субъективной позиции студентов посредством инициирования их рефлексии, стимулирования личностных достижений и включения в личностно-значимую деятельность.

Список используемых источников

1. Зиатдинова Ф.Н., Батыршин И.Р., Климина И.В., Мухамадеев И.Г., Пилипенко Е.А., Серенко Ю.В., Хакимов Э.Р. Стратегия индивидуально-ориентированного образования: опыт гуманизации образовательного процесса (Результаты и обобщения практики многолетней работы и сотрудничества) // Искусство и образование. 2009. № 7. – С. 22-30.

2. Мухамадеев И.Г. Деловые игры в подготовке магистров // V?da a technologie: krok do budoucnosti - 2013. Materiály IX mezinárodní v?decko - praktická conference = Материалы IX Международной научно-практической конференции. Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o. (ЧехияПрага), 2013. - С. 28-31.

Просмотров работы: 752