В философском словаре понятие «условие» трактуется как то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что-либо (действие, результат действия) и от основания, которое является логическим условием следствия [5, с. 469].
Традиционно «педагогические условия» определяются как совокупность объективных возможностей содержания образования, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешность достижения поставленной задачи [1, с.78]. Мы сформулировали следующие педагогические условия воспитания у младших школьников сознательного отношения к природе в процессе образования:
Формирование экологического мышления в структуре основных образовательных программ через комплексное применение в курсе «Окружающий мир».
Максимальное использование активных методов обучения и воспитания сознательного отношения к природе во внеурочной деятельности с применением нетрадиционных методов обучения.
Целенаправленное на сознательное отношение к природе формирование личности младшего школьника.
Наличие системы ресурсов, необходимой для формирования сознательного отношения к природе.
Рассмотрим данные условия более подробно.
Первое наше условие связано с формированием экологического мышления в структуре основных образовательных программ через комплексное применение в курсе «Окружающий мир». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", п. 7 рекомендует применять системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС. В частности, при изучении учебного предмета "Окружающий мир" младшие школьники должны (п. 12.3 ФГОС):
осознать целостность окружающего мира;
освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоить доступные способы изучения природы и общества;
развить навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире [4, с.112].
Важнейшая идея, заложенная в содержание данного предмета – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков «Окружающий мир» и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.
По мере изучения тем о природе на уроках «Окружающий мир» понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Нужно сказать, что для изучения определен довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы. Знание этих объектов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и готовит базу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразовательной школы [6, с.46].
Вторым нашим педагогическим условием является максимальное использование активных методов обучения и воспитания сознательного отношения к природе во внеурочной деятельности с применением нетрадиционных методов обучения.
М. Ю. Олешков и В. М. Уваров определяют активные формы обучения как методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Использование активных форм обучения направлено на развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей [3, с.17].
Повышению эффективности образовательного процесса в воспитании сознательного отношения к природе способствует проведение разнообразных типов уроков (межпредметные, интегрированные уроки, уроки-исследования, уроки-экспедиции, уроки-инсценировки, уроки-диалоги, уроки-конкурсы, уроки-игры, уроки-конференции, уроки-викторины, творческие отчеты, КВНы, брейн-ринги и др.).
Хорошие результаты дает активное использование таких форм и методов обучения, развития сознательного отношения к природе, как проектная деятельность, творческие работы, экскурсии в музеи, знакомство с объектами окружающего мира в природе, проведение опытов, дидактические ролевые игры, работа с текстами. При этом важнейшая задача - научить детей работать с информацией, получать ее из разных источников: от интересных людей, из книг, справочных пособий, энциклопедий, Интернета; перерабатывать ее, анализировать, находить главное, систематизировать.
По-прежнему важную роль в процессе обучения играют дидактические и ролевые игры. Сегодня предпочтение перед другими формами игр часто отдается компьютерным дидактическим играм.
Все так же актуальны игры с реальными предметами, с природным материалом, в процессе которых решаются развивающие задачи, дети закрепляют знания об окружающей природной среде, у них формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, классификация.
В словесных играх дети учатся углублять знания о предметах, опираясь на уже имеющиеся представления; используют приобретенные знания в новых условиях; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают объекты по описанию; находят признаки, сходства и различия объектов; группируют предметы по разным свойствам.
Во время экскурсий на природу школьникам нужно давать задания не только ответить на традиционные вопросы: "Чем дерево отличается от других групп растений?" "Какие части есть у дерева?" "Какого цвета его листья?" "Какими они будут осенью?" "А чем это дерево отличается от рядом растущего дерева?". Важно также показать связь с окружающей средой, с неживой природой (почвой, водой, воздухом, солнцем, дождем, ветром), с живыми организмами (бактериями, грибами, насекомыми, птицами, млекопитающими и т. д.), зависимость от человека.
Таким образом, используя весь комплекс дидактических средств обучения, педагоги могут обеспечить и выстроить целенаправленную работу по воспитанию у младших школьников сознательного отношения к природе.
Целенаправленное на сознательное отношение к природе формирование личности младшего школьника – является третьим педагогическим условием, на наш взгляд, не менее важным при воспитании сознательного отношения к природе у младших школьников.
Согласно пп.10 и 11 ФГОС личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы должны отражать:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям [4, с.95].
В младшем школьном возрасте мир природы начинает играть все более значительную роль в психической жизни ребенка. Отношение к природе в этом возрасте становится более интенсивным. Однако это отношение еще не обладает достаточной широтой, осознанностью, обобщенностью.
Согласно мнению С. В. Юркиной, характер отношения к природе у младших школьников в значительной степени предопределяется особенностями сознания, свойственными этому возрасту. Расширение жизненного опыта младшего школьника приводит к тому, что природные объекты в процессе взаимодействия с ними все больше и больше открываются ему как субъекты, начинают причисляться к сфере равного в своей самоценности. Это, в свою очередь, приводит к формированию «субъектной установки», являющейся основой отношения к ним как субъектам. В целом, младшим школьникам свойственен субъектный характер отношения к природе [8, с.268].
Психологи отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения; деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения» [2, с.246].
Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы и способствует воспитанию у них сознательного отношения к природе.
Как отмечалось нами ранее, важную роль в воспитании у младших школьников сознательного отношения к природе играют познавательная деятельность и различные внеклассные мероприятия. Не менее важным, в процессе воспитания сознательного отношения к природе, следует назвать позиции личности, приобретаемые в процессе ценностно-ориентационной, художественно-эстетической и трудовой природоохранной деятельности младших школьников: нравственную и эмоционально-ценностную.
Ценностно-ориентационная деятельность направлена на осознание учениками многостороннего значения природы для населения края и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения природной среды.
В педагогике ценностные отношения понимаются как положительные отношения личности к системе ценностей, принятых в обществе. Ключевым словом в данном определении является положительное отношение, ведь эмоциональная сфера младшего школьника является важнейшей частью его развития. Исходя из этого, для того, чтобы сформировать ценностное отношение к природе, необходимо создать положительный эмоциональный фон при изучении природы и взаимодействия с ней. Основным содержанием эмоционально-ценностного отношения к природе являются потребности в эмоциональном переживании процесса общения с природой, а также соответствующие мотивы и интересы. Н.Е. Щуркова говорит, что ценностное отношение является устойчивой избирательной предпочтительная связью субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека» [7, с.224].
Художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств, природных объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального, литературного, декоративно-прикладного, зодчества, устного народного творчества), а также в создании художественных образов, связанных с природными объектами и отношением людей к природе.
Разнообразны и формы художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам, сочинение и оформление экологических сказок, участие в подготовке спектаклей экологического содержания, изготовление поделок из природного материала и др.
Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Сюда входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых породи т.д.
Говоря о четвертом педагогическом условии, мы выделяем следующие компоненты:
- кадровые ресурсы - это педагоги, владеющие экологической культурой, созидательным мировоззрением, ответственностью, толерантные, готовые к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, управляющие своим поведением, эмоциями, мыслями; овладевшие навыками целостного мышления и методами его формирования у обучающихся, обладающие управленческими знаниями и навыками;
- информационно-методические, традиционные и новейшие технологии, методики;
- материально-технические, цифровые образовательные ресурсы, анимационные ролики, клипы, разнообразные программы, сайты;
- учебно-методическое и информационное обеспечение реализации экологического образования;
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленное на учет индивидуальных особенностей детей, ведущие каналы восприятия ими информации, закономерности мышления, их социализацию [6, с.55].
Таким образом, реализуя в образовательном процессе предложенные нами педагогические условия, учитель может выстроить целенаправленную работу по воспитанию у младших школьников сознательного отношения к природе.
ЛитератураБеспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
Деятельность. Сознание. Личность / Под ред. А.Н. Леонтьева. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. - С.17.
ФГОС. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
Философский энциклопедический словарь. – М: ИНФРА-М, 2004. – С. 469.
Чарнецкая, Ж.Н. Реализация требований ФГОС к формированию экологического мышления у обучающихся / Ж.Н. Чарнецкая // Управление начальной школой. – 2013. - №3. – С. 46-57.
Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология/Н. Е. Щуркова. -М.: Педагогическое общество России, 2002.-224с.
Юркина, С.В. Экологическое воспитание и образование младших школьников / С.В. Юркина, Г.М. Соколова // Начальная школа плюс До и После. – 2011.-№7. – С.15-17.