ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье рассматриваются различные точки зрения педагогов, психологов, просветителей по воспитанию у младших школьников сознательного отношения к природе в процессе образования. Проводится анализ литературы по данной проблеме исследования.

Классики педагогики утверждали, что чем раньше начать приобщать ребёнка к природе, тем богаче будет его жизненный опыт. Я.А. Коменский ещё в XVII в. утверждал, что люди усваивают информацию легче и лучше всего в детстве. В своём труде «Великая дидактика» он из законов природы вывел законы обучения и воспитания, отмечая, что образование приносит наибольшую пользу в раннем возрасте. Именно в этот период ребёнку легче привить полезные идеи и исправить недостатки.

Я.А. Коменский вывел экологическое положение о связи человека и природы, об их неразрывности, и доказал, что в человеческом обществе процессы протекают подобно природным.

За укрепление и развитие гуманных чувств детей средствами природы выступали и другие великие педагоги. Г. Песталоцци в своей работе «Лингард и Гертруда» определил главную цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие у детей «природных сил», и основной его принцип – соблюдение согласия человека с природой. Он считал, что надо оказывать детям помощь в развитии, направляя их по правильному пути [5, С.221].

Русские просветители XIX в. (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен) призывали уйти от формального и бездушного отношения к окружающему миру. Они утверждали, что знания о нём влияют на формирование моральных качеств личности и определяют поведение детей. Мыслители предлагали давать детям полноценные знания о природе и расширять общение с ней в школе.

Великий отечественный педагог К.Д.Ушинский был горячим сторонником повышения экологической грамотности, утверждая, что «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей», и её воспитательное значение «мало оценено в педагогике». В своих книгах «Родное слово» и «Детский мир» К.Д. Ушинский уделял большое внимание воспитательному значению природы, показывал её логику в рассказах и сказках для детей. Идеи этого русского просветителя впоследствии разрабатывали многие учёные-педагоги [8, С.367].

В 60-е годы ХХ столетия в нашей стране резко обострилась экологическая ситуация. Проблемы природы приобрели глобальный характер. Как следствие, возросло внимание общества к вопросам охраны окружающей среды.

В ХХI в. желание победить силы стихии уступило место человеческому разуму: стало очевидно, что природу надо беречь и рационально использовать её ресурсы. В соответствии с Указом Президента РФ№ 1157 от 11 августа 2012 г. в Российской Федерации 2013 год был объявлен «Годом охраны окружающей среды».

Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая, но прежде всего нравственная. Необходимо формировать у подрастающего поколения экологическое сознание и понимание неразрывной связи человека и природы.

Экологическое сознание – это не только знания и убеждения, но и экологически грамотное поведение, которое складывается из отдельных поступков (действий, умений, навыков), целей и мотивов человека. Это ещё раз доказывает, что формирование экологического сознания и поведения надо начинать с самого раннего детства в семье и в дошкольных учреждениях.

Воспитание сознательного отношения к природе и экологическое образование – это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств; он обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников [3, С.46].

Цель воспитания сознательного отношения к природе обусловливает следующие актуальные задачи:

– усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

– понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;

– овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению;

– выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

– формирование понятия о взаимосвязях в природе;

– развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

– формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе [9, С.15].

Принципы организации воспитания сознательного отношения к природе и экологического образования таковы:

1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением и строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

2. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению.

3. Процесс формирования сознательного отношения к природе младших школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности.

Наиболее действенным средством воспитания сознательного отношения к природе является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников

– по защите природной среды (подкормка животных; спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

– по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зелёном» и «голубом» патрулях и рейдах на природу);

– по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);

– по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

– по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природногоматериала) [1, С.41-43].

Младший школьный возраст - чрезвычайно важный период в жизни человека. В 6–7 лет у детей зарождается чувство любви к Родине, её природе, истории, общественно-политической жизни. В 9–10 лет школьники с охотой читают рассказы, посвящённые данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно-гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память. Ребёнок начинает высоко ценить авторитет старших, обращает внимание на их речь, внешний облик, отсутствие расхождений между словом и делом (обещанием и исполнением). Всё это рождает уважение к ним, вызывает доверие и желание подражать. Можно сказать, что поведение взрослого в значительной степени определяет поведение ребёнка. В младшем школьном возрасте, по мнению А.С. Макаренко, окончательно закладываются основы, корни воспитания [6, С.126].

Исходя из общей цели воспитания и образования, особенностей психического развития ребёнка, в младшем школьном возрасте возможно и необходимо заложить основы сознательного отношения к природе, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, формируются первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём [2, С.57].

Как показал анализ литературы по данной проблеме исследования воспитание у младших школьников сознательного отношения к природе – это система научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающая ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Структурными компонентами воспитания у младших школьников сознательного отношения к природе являются такие компоненты как: интерес к природе и проблемам её охраны; знания о природе и способах её защиты; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде.

В основе построения современных занятий о сознательном отношении к природе, должны лежать следующие целевые установки: развитие умений воспринимать окружающей мир посредством органов чувств, направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности, обучение младших школьников методам познания окружающего мира, воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания основ сознательного отношения к природе, так как в этот период интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. У младших школьников сформирована готовность к правильному, сознательному взаимодействию с природой. Она включает: эмоциональную сторону (восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к её объектам, мотивам поведения); деловую готовность (возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях) [7, С.1-2].

По данным многочисленных психологических исследований младший школьный возраст — решающий в процессе становления базовых, ведущих новообразований личности. Сформированные в этом возрасте базовые образования оказываются устойчивыми, и сохраняются в своих главных чертах (с учетом возрастных особенностей и новообразований) на долгие годы.

Л.И. Божович, в своем исследовании выявила такие новообразования младшего школьного возраста, как развитие нового познавательного отношения к действительности, определяющего и переход к более сложным формам мышления; формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы, позволяющего ребенку действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности ребенка, составляющих основу формирования его характера [4, С.28]

Психологические исследования показывают, что на этапе младшего школьного возраста особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и его восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, поскольку такое умение – необходимая составная часть творчества. Непосредственное восприятие объектов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми [2, С.58].

Воспитывать сознательное отношение к природе – сложная задача, но планомерная и систематическая работа, использование разнообразных форм и средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки дадут положительный результат.

Таким образом, сознательное отношение к природе включает в себя систему научных знаний по формированию у младших школьников основ экологической грамотности; практических знаний и умений; нравственного поведения в мире природы; мотивации к бережному отношению материальным и духовным ценностям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Алексеев, С.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников / С.В. Алексеев, Л.В. Симонова // Начальная школа плюс До и После – 1999. – № 1. – С. 41-47.

  2. Баталыгина, Е.В. Экологическое образование как средство гражданского воспитания младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2012.-№7. – С.57-60.

  3. Битюкова, Л.А., Тощакова, С.В. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО // Начальная школа плюс До и После. – 2013.-№7. – С.46-50.

  4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – С.28.

  5. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. – М., 1989. – 416 с.

  6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М. : Академия, 2002. – 336 с.

  7. Таровина В.В. Воспитание у младших школьников сознательного отношения к природе в процессе образования http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/9784.pdf

  8. Ушинский, К.Д. Собр. соч. / К.Д. Ушинский. – М.; Л.: АПН, 1949. – Т. 5. – 567 с.

  9. Юркина, С.В., Соколова, Г.М. Экологическое воспитание и образование младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2011.-№7. – С.15-17.

Просмотров работы: 1834