Сертификация продукции и услуг стала обязательной. Она рассматривается как официальное подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность продукции, а значить и развитие производства, его рентабельность и эффективность.
Цель статьи – рассмотрение сертификацию систем управления. В данном случае сертификация систем управления связана с сертификацией продукции, так под сертификацией продукции понимается - проверка и оценка производства сертифицируемой продукции, направленная на получение необходимой уверенности в стабильности характеристик и показателей, подтверждаемых при сертификационных испытаниях.
Ключевые слова: задача, сертификация, оценка, проверка.
AnnotationProducts and services certification became mandatory. It is regarded as an official confirmation of the quality and largely determines the competitiveness of products and, therefore, the development of production, its profitability and efficiency.
Purpose of the article - the consideration of the certification of production. In this case, certification of production is related to the certification of products as well as for the certification of products is understood - inspection and assessment of production of certified products, aimed at obtaining the necessary confidence in the stability and performance indicators is confirmed by certification tests.
Keywords: task, certification, evaluation, testing.
Нормативным документом федерального уровня в области сертификации являются « Правила по проведению сертификации в Российской Федерации». В этом документе установлены основные цели сертификации, сформулированы общие правила и рекомендации по ее проведению.
Правила могут применятся непосредственно для проведения работ по сертификации или служить основой для создания систем сертификации однородной продукции. Они распространяются как на отечественную, так и на импортную, продукцию, а также на услуги и процессы, работы и системы качества. Для обеспечения признания наших сертификатов и знаков соответствия за рубежом Правила построены с учетом требований действующих стандартов ИСО и документов других международных организация, осуществляющих работы по сертификации.
Основные цели сертификации:
создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
содействие потребителям в компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Участниками процесса сертификации являются:
- центральные органы систем сертификации;
- органы по сертификации;
- юридические лица, образовавшие системы добровольной сертификации ( или юридические лица, взявшие на себя функцию органа по добровольной сертификации на условиях договора с другим юридическим лицом, образовавшим систему добровольной сертификации);
- испытательные лаборатории (центры);
- изготовители (исполнители, продавцы) продукции.
Для достижения указанных целей сертификации должен быть решен ряд важных задач, к числу которых относятся:
создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции с учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих соглашений;
определение номенклатуры обязательных показателей: безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, введение их в стандарты и другие виды нормативных документов;
аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также создание и аккредитация новых;
подготовка и аккредитация экспертов;
разработка требований к стандартам и другим нормативным документам, применяемым для сертификации продукции, процессов и услуг;
модернизация стандартизированных методов испытаний, в том числе экспресс-методов, отвечающих требованиям международных стандартов;
установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;
международное и региональное сотрудничество в области сертификации, заключение двухсторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации.
Список литературы:
Приказ МВД РФ от 28 марта 2011 г. N 10 "Об утверждении нормативных правовых актов Системы сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности", Приложение 1 к Правилам сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности.
Бурдун Г.Д., Марков Б.Н. Основы метрологии. – М.: Изд-во стандартов, 2012.
Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2014 – 479 с.
Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. – М.: Юрайт, 2013. – 285 с.
Тюрин Н.Н. Введение в метрологию: Учеб.пособие. - 3 изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во стандартов, 2013.
Основные термины в области метрологии: Словарь-справочник. Юдин М.Ф., Селиванов М.Н. и др.; Под ред. Ю.В.Тарбеева – М.: Изд-во стандартов, 2012.
Сертификат качества товара и безопасность покупателя. – М.: ВНИИС, 2014. – 398 с.
Сертификация продукции и услуг в РФ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2013. – 160 с.
"Стандартизация и управление качеством продукции", учебник для вузов/ В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012.
Roganov V.R., Asmolova E.A., Seredkin A.N., Chetvergova M.V., Andreeva N.B., Filippenko V.O. PROBLEM OF VIRTUAL SPACE MODELLING IN AVIATION SIMULATORS: Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 12s. С. 1097.
Roganov V.R., Miheev M.J., Seredkin A.N., Filippenko V.O., Semochkin A.V.CAPACITY ASSESSMENT OF VISUAL CONDITIONS IMITATORS: Eastern European Scientific Journal. 2014. № 6. С. 321-326.