КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

Сударева М.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет" им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема коммуникативной готовности детей с алалией является достаточно актуальной. Это обусловлено возрастанием интереса исследователей к данной проблеме. Наша заинтересованность проявляется в вопросе: что лежит в основе формировании коммуникативной готовности детей с алалией. Также ограниченностью материала по данной проблеме.

Нами были рассмотрены определения коммуникативной готовности детей с двух точек зрения: психологии и педагогики. С точки зрения психологии коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих коммуникативную культуру, коммуникативные способности, готовность к школе воспитанников ДОУ, проблемы межличностных отношений, конфликты в образовательной среде, психологию и педагогику общения и человеческих взаимоотношений [3]. Педагогики: коммуникативная готовность - уровень развития умений и навыков общения с людьми ребенка шести-семилетнего возраста, достаточный для начала успешного обучения ребенка в школе [2].

Таким образом, под коммуникативной готовностью мы понимаем достаточное развитие речевых и неречевых процессов ребенка для обучения в школе. У детей с моторной алалией коммуникативная готовность формируется крайне сложно. Как таковые коммуникативные навыки вовсе отсутствуют или сдержаны такими детьми, что, в конечном счете, приводит к искажению личности.

Нами были выделены следующие критерии коммуникативной готовности детей с алалией:

  • Эмоционально-чувственный;

  • Поведенческий;

  • Мотивационный;

  • Речевая готовность

Мы рассмотрели особенности проявлений каждого из критериев у детей с моторной алалией.

К примеру, В.А.Ковшиков по характеристикам эмоционально-волевой сферы разделяет детей с алалией на три группы. У первой (небольшой по численном составу) группы эмоционально-волевая сфера и личностные свойства сохранны; отдельные особенности не выходят из границ нормы.

Для детей второй группы, занимающей по численному составу промежуточное место, типична повышенная возбудимость. У них отмечается гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, двигательное беспокойство, низкая концентрация внимания и отвлекаемость, выраженное стремление к контактам, многоречивость, отсутствие переживания своего языкового расстройства.

Для детей третьей (самой многочисленной) группы характерна повышенная тормозимость. Им свойственны снижение активности, неуверенность в себе, замкнутость, избегание контактов (чаще с незнакомыми людьми), предельное ограничение речи (особенно в новой обстановке), выраженное переживание языкового расстройства [1]. Такое деление автором детей на группы значимо при коррекционном воздействии с детьми с алалией.

Поведенческий критерий таких детей нередко зависит от конкретной ситуации. Корнев отмечал, что у детей с неосложненном вариантом алалии наблюдаются такие черты характера, как легкомысленность, беспечность, неадекватная веселость, беспечно переходящая в плач, дурашливость. Этих детей характеризует контактность, доброжелательное отношение к окружающим, истощаемы в любой деятельности, отсутствует самокритика, не понимает запретов, интерес к игре летучий.

В мотивационном плане мы выделяем речевой негативизм, который проявляется вне зависимости от степени нарушения языковой системы («уровня речевого развития») и может затруднять диагностику, поэтому к ребенку должен быть найден правильный индивидуальный подход.

Последний критерий коммуникативной готовности – речевая готовность детей к школьному обучению. Под этим понятием подразумевается сформированность звуковой стороны (правильное и четкое произношение звуков), фонематических процессов, соответствие словарного запаса возрасту ребенка, развитую мелкую моторику, сформированную связную и грамматически правильно оформленную речь [5].

Опираясь на данные критерии, нами было выявлено, что формирование коммуникативной готовности у детей с алалией будет проходить успешнее. В заключении нужно отметить колоссальное значение коммуникативной готовности для социальной адаптации детей с алалией. Формирование коммуникативной готовности является целью специалистов разного профиля: психологов, дефектологов, педагогов.

Список используемой литературы

  1. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М: АСТ, 2003.

  2. Коммуникативная готовность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/872/word/komunikativnaja-gotovnost-k-obucheniyu-v-shkole.

  3. Коммуникативная готовность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologyland.ru/fims-65-1.html.

  4. Логопедия: Учебник для студентов дефектолог. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680с.

  5. Речевая готовность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logoped18.ru/logopedist/rechevaya-gotovnost-k-shkolnomu-obucheniyu.php.

Просмотров работы: 865