ОСМЫСЛЕНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСМЫСЛЕНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Волобуева Д.Ю. 1, Сараева Л.П. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Народная песенная культура как часть культуры в целом имеет важнейшее значение для современного общества. Являясь неотъемлемым элементом национального культурного наследия, она отражает целостность народного мировосприятия и мироощущения.

В сегодняшних социокультурных реалиях осознание этого проявляется в продуктивном её диалоге с наукой, образованием, культурой, религией, творчеством, искусством. В таком контексте проблема возрождения традиционной народной песенной культуры, приобщение к ней молодого поколения становиться наиболее актуальной, так как гармоничные взаимоотношения молодёжи с народной песней определяют процессы преемственности народных песенных традиций.

Огромное значение в этом приобретает теоретическое осмысление содержания народной песни, в которой единичный факт представляет собой сложное явление. В этом отношении, весьма содержательными предстают местные народные песенные традиции Белгородской области. К примеру, народная песенная культура Белгородско-Курской стилевой зоны имеет весьма древнее происхождение, что подтверждается бытованием древнего жанра подблюдных песен с припевом «виноградье красно-зелёное». Характерной особенностью песенного фольклора Белгородско-Курского региона является почти полное отсутствие в нём традиционной протяжной лирической песни, но «наличие большого числа песен с узким диапазоном мелодий, простейшей моторной ритмикой, лаконичными композиционными структурами, гетерофонией [2, с.34-35]. В целом, в местном музыкальном фольклоре нашли отражение процессы культурной деятельности племени северян, о чём «говорят» фольклорные песенные тексты, образность которых неразрывно связана с мифологическим мировоззрением. Семантический анализ текста свадебной песни «Пчёлы яровые» выявляет древнейшую её магическую основу, сущность которой заключается в мистической связи между человеком и миром природы. Данная мистическая сопричастность выражалась устанавливалась на основе смысловой связи, что позволяло архаичному человеку воздействовать на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастностью друг к другу. Это и становилось орудием человеческой воли, где особое значение обретали жест, ритуал, слово. Например, анимистические воззрения восточных славян, духовно-смысловое породнение человека и мира природы просматриваются в архаичном контексте одного из сакральных моментов свадебного обряда – повивании:

  1. Ой, пчёлы, вы пчёлы,

Пчёлы яровые.

Ой, лёли, лёли,

Илелей, лёли.

2. Пчёлы яровые -

Крылья золотые.

3. Летели-звенели

Из чистого поля.

4. Садилися пчёлы

На куст на ракитный.

5. С куста-с ракиты -

Невесте на косы.

(село Лучки Прохоровского района Белгородской области)

Содержание звучащей песни в свадебном ритуале повивания села Лучки Прохоровского района Белгородской области соответствует значимости обрядовой ситуации, раскрывающейся в осуществлении надежд всего рода на рождение большой и сильной новой семьи.

Таким образом, накопленные народом духовные ценности (вера, обычаи, язык, культура и др.) раскрываются через осмысление национальных артефактов (фольклорных текстов – в данной статье), показывая нынешним поколениям богатейший, уникальный комплекс традиций диалога природы и человека, природы и общества. Данные подходы в отношении освоения традиционной песенной культуры, несомненно, плодотворнЫ и играют важнейшую роль в решении проблемы её преемственности.

Литература:

1. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу/ А.Н. Афанасьев.- М.: Индрик,1994.-793 с.

2. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров.-Белгород: Облтипография, 2000.-265 с.- С.10-11.

3. Жиров, М.С. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты) / М.С. Жиров. Л.П. Сараева.- Белгород: НИУ БелГУ, 2008. - 265 с.- С.152.

Просмотров работы: 600