ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Рабаданова Р.М. 1, Ибиев М.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Существует такой вид компьютерного образования через интернет, называющийся дистанционное образование. Многие считают, что дистанционное образование - это просто новая форма известного нам заочного обучения. В какой-то мере это так: выбрав дистанционный курс, человек действительно может учиться, не выходя из дома. Но только при одном условии: если у него есть современный компьютер, оснащенный стандартной программой. Образование становится общемировым и общедоступным, опережая процессы политического и экономического объединения, происходящие в мире.

Изначально дистанционное обучение задумывалось для того, чтобы люди, уже получившие очное образование, повышали свою квалификацию. Сейчас, с появлением более мощной техники, возможности расширяются. В Россиимыпропустилибольшинствопромежуточныхэтаповразвитиядистанционного образования и сразу вышли на самый передовой – обучение с помощью интернет. Проблем у дистанционного образования, конечно, много. Слабо разработаны методики, не отлажена сама технология учебного процесса, отсутствует финансирование. Не следует забывать, что образование должно быть эффективным. Заниматься же этим должны профессионалы, а не коммерческие организации.

Несмотря на это, данный вид образования - серьезное и важное дело. И может быть, через некоторое время многие будут проходить курсы по сети. Но единственное, что можно сказать точно: старого доброго очного образования оно не заменит [2].

Больше и больше студентов выбирают дистанционные программы. Основными причинами такого выбора являются семья и работа. Во время исследования, проведенного AssociationofMBAs, за дистанционное обучение выступило 39% респондентов. В 1999 г. - только 28%. По программам full-time MBA обучаются всего 35% респондентов.

Тем не менее студенты дистанционных и модульным программ оказываются значительно более разочарованы в обучении, чем их коллеги, обучающиеся по программам full-time. Когда выпускников MBA спросили: "Увеличила ли степень MBA ваши возможности?", 54% выпускников full-time программ ответили "да".

Такой же ответ дали только 38% респондентов, окончивших дистанционные и модульные программы, 12% сказали, что их ожидания совершенно не были оправданы, 32% сказали, что они не изменили направление своей карьеры [3].

Паула Гласон, менеджер по маркетингу в AssociationofMBAs, считает, что недовольство дистанционными программами связано не с их качеством, а с тем, что студенты таких программ в течение обучения работают, а их работодатели часто не оценивают значимость образования таких сотрудников.Такжесреднийвозрастобучающихсядистанционновышеобычныхстудентов MBA (39 лет). Гласон считает, что этот фактор также влияет на карьеру [4].

Развитие мирового рынка дистанционного обучения продолжает идти достаточно активно, чему способствует с одной стороны повышение спроса на образовательные услуги, а с другой стороны—развитие собственно информационных технологий, рост интернет-аудитории.

Российские вузы и учебные центры стали задумываться о переводе хотя бы части своих учебных программ в онлайновый режим относительно недавно. Определенных результатов здесь уже удалось достичь — виртуальными «филиалами» уже располагают, например, Российский университет Дружбы народов, Современный гуманитарный университет, РЭА им. Плеханова, Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана.

Несмотря на активное развитие информационных технологий, появление все более мощных платформ поддержки систем дистанционного образования, темпы развития российского онлайнового обучения пока не сопоставимы с западными. Российские разработчики систем дистанционного обучения не всегда могут в полной мере учесть все закономерности процесса обучения, в связи с чем используют не совсем корректные модели. Характерно и то, что наиболее удачные решения в области онлайнового обучения редко бывают масштабируемыми [5].

Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и вполне вероятно, в ближайшие годы активизируется: несмотря на существующие проблемы, реальная экономия средств для вузов и корпораций здесь очевидна. Правда, по утверждениям самих игроков рынка, широкое распространение дистанционное образование получит только тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности, хорошие телекоммуникационные каналы — и в первую очередь в провинции, на которую изначально и рассчитана данная форма обучения.

Пока же российские компании, в полной мере осознающие необходимость поддерживать уровень квалификации сотрудников адекватно уровню развития современных технологий, вынуждены пользоваться услугами учебных центров, проводящих регулярные аудиторные занятия. Приоритетные направления развития бизнес-образования в России — это курсы по менеджменту, тренинги по специализированному ПО (например, MS Project), технологиям процессного управления предприятием, использованию ERP-систем. В настоящее время по исходным учебным программам планируется разрабатывать и запускать онлайновые курсы, однако специалисты пока не прогнозируют для них большой доли рынка образовательных услуг [6].

Впрочем, отечественные преподаватели и методисты всегда подчеркивают, что онлайновое обучение ни в коем случае не является полной заменой традиционному обучению. Ничто не сможет в полной мере заменить общение с живым педагогом или ту атмосферу, которая складывается на занятиях между студентами. Считается, что электронное обучение наиболее эффективно тогда, когда оно используется в качестве дополнения, обогащающего традиционный образовательный процесс и заменяющего 40–60% педагогического материала.[7]

Список использованной литературы

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2005. С. 219-222.

2. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.

3. Дергачева Л.М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр. - 2006.

4. Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике. - 2006. 172 с.

5. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке. - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.

6. Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании»

7. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

Просмотров работы: 661