ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Джулай С.М. 1
1МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Из всех видов искусства музыка наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, заражает его эмоциями. Музыку принято называть языком души, поскольку она обладает сильным воздействием на чувства человека, минуя сознательный уровень. Специфическая черта музыкального искусства, как и любого другого вида искусства, заключается в возможности преобразования духовной жизни общества и человека по законам красоты, в создании духовно-нравственных ценностей.

В своем развитии музыка обнаруживает три различные стадии. Первая, чаще всего, определяется термином «фольклорная». Фольклорная стадия отличается на уровне коммуникации, когда и слушатель, и исполнитель не разделены; они все являются соучастниками музыкально-творческого процесса, как-бы включенными в определенный ритуал. Его отличительные особенности связаны, прежде всего, с его теснейшей связью с бытом (охота, рождение и взросление ребенка, свадебный и похоронный отряды, трудовые процессы, календарные праздники и др.). Другая особенность – его синкретичность, неотделимость от слов и движений тела. Третья специфическая черта – устная форма трансляции музыкального текста.

Народное искусство в настоящее время признается одним из наиболее важных средств эстетического воспитания детей, а также формирования творческой личности в целом. Это связано в первую очередь с тем, что в центре народного музыкального искусства лежат представления о прекрасном, мудрость народа, передающаяся из поколения в поколение. Именно в музыке народа сохраняются и транслируются обычаи, традиции, особенности жизни и культуры. Ценность народного музыкального искусства заключается в том, что оно несет в себе яркие жизненные образы, красочные оттенки эмоций. Это и делает его доступным и интересным детям, что составляет основу для максимально раннего пробуждения эмоционально-положительного отношения к музыке в целом. Народное музыкальное искусство ценно еще и тем, что естественным, ненасильственным образом воздействует на чувства ребенка благодаря простым и доступным средствам музыкальной выразительности. Благодаря этому оно доступно детям разного возраста и разного уровня развития. Потому то каждый ребенок получает от этого искусства удовольствие и положительный эмоциональный заряд. Исторический педагогический опыт и специальные исследования показали, что народное музыкального искусство влияет и на психику человека, и на его физиологию; оно вызывает положительные и отрицательные эмоции, успокаивает или, напротив, возбуждать.

В соответствии с вышеизложенным, в современной музыкальной педагогике стали актуальными вопросы, связанные с использованием образовательного потенциала народного музыкального искусства как фактора их музыкального и личностного развития, как условия творческой самореализации личности. Неслучайно, в числе основных целей и задач музыкального образования детей называются:

  • изучение, сохранение, развитие и трансляция традиционного и современного художественного творчества народов России;

  • реализация образовательного потенциала народного художественного творчества; влияние его на социализацию, социально-культурную адаптацию и психолого-педагогической коррекцию личности детей;

  • повышение значения народных художественно-культурных традиций России в разрешении межнациональных конфликтов, в развитии межнационального культурного сотрудничества;

  • разработка учебно-методического сопровождения этнохудожественного и этнокультурного образования в преемственной системе учреждений дополнительного образования.

  • личное участие во внедрении региональных программ обучения, в сохранении и развитии традиций народной художественной культуры;

  • создание и актуализация информационных банков данных о самобытных объектах народной музыкальной культуры России, о коллективах народного художественного творчества.

  • патриотическое воспитание, формирование духовных и нравственных ценностей и идеалов на основе творческого освоения народно-песенного материала.

Восприятие народной музыки позволяет ученикам осмыслить свою жизнь, осознать важность позитивного взаимодействия с миром и сформировать собственное отношение к явлениям окружающего мира.

Таким образом, народное музыкальное искусство обладает ясным образовательным потенциалом; оно привлекает внимание детей. Благодаря простоте и доступности музыкального языка оно может быть эффективно использовано для развития ребенка: формируя эстетическое отношение и эстетическую оценку явлений музыкального искусства, воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребенка, стимулируя развитие творческих способностей растущей личности.

Список использованной литературы:

  1. Асафьев, Б. В. О народной музыке / Б. В. Асафьев. – М. : Музыка, 1987. – 247 с.

  2. Балашова, С. С. Изучение музыкального фольклора / C. С. Балашова // Фольклор: проблема сохранения, изучения и пропаганды. – М., 1988. – 228 с.

  3. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М. : Институт психологии РАН, 1997. – 350 с.

  4. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы Д. Б. Кабалевский // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. – М., 2001. – 118 с.

  5. Карпушина, Л. П. Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе : учеб. пособие / Л. П. Карпушина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2000. – 109 с.

  6. Козлова, И. Г. Путь к фольклору / И. Г. Козлова // Музыка в школе. –1990. – № 1. – С. 28–34.

  7. Одинокова, Т. И. Мордовский музыкальный фольклор в школе : хрестоматия к программе по музыке (2–4 классы) / Т. И. Одинокова. – Саранск : Мордовск. кн . изд., 2004. – 424 с.

Просмотров работы: 696