В своем развитии музыка обнаруживает три различные стадии. Первая, чаще всего, определяется термином «фольклорная». Фольклорная стадия отличается на уровне коммуникации, когда и слушатель, и исполнитель не разделены; они все являются соучастниками музыкально-творческого процесса, как-бы включенными в определенный ритуал. Его отличительные особенности связаны, прежде всего, с его теснейшей связью с бытом (охота, рождение и взросление ребенка, свадебный и похоронный отряды, трудовые процессы, календарные праздники и др.). Другая особенность – его синкретичность, неотделимость от слов и движений тела. Третья специфическая черта – устная форма трансляции музыкального текста.
Народное искусство в настоящее время признается одним из наиболее важных средств эстетического воспитания детей, а также формирования творческой личности в целом. Это связано в первую очередь с тем, что в центре народного музыкального искусства лежат представления о прекрасном, мудрость народа, передающаяся из поколения в поколение. Именно в музыке народа сохраняются и транслируются обычаи, традиции, особенности жизни и культуры. Ценность народного музыкального искусства заключается в том, что оно несет в себе яркие жизненные образы, красочные оттенки эмоций. Это и делает его доступным и интересным детям, что составляет основу для максимально раннего пробуждения эмоционально-положительного отношения к музыке в целом. Народное музыкальное искусство ценно еще и тем, что естественным, ненасильственным образом воздействует на чувства ребенка благодаря простым и доступным средствам музыкальной выразительности. Благодаря этому оно доступно детям разного возраста и разного уровня развития. Потому то каждый ребенок получает от этого искусства удовольствие и положительный эмоциональный заряд. Исторический педагогический опыт и специальные исследования показали, что народное музыкального искусство влияет и на психику человека, и на его физиологию; оно вызывает положительные и отрицательные эмоции, успокаивает или, напротив, возбуждать.
В соответствии с вышеизложенным, в современной музыкальной педагогике стали актуальными вопросы, связанные с использованием образовательного потенциала народного музыкального искусства как фактора их музыкального и личностного развития, как условия творческой самореализации личности. Неслучайно, в числе основных целей и задач музыкального образования детей называются:
изучение, сохранение, развитие и трансляция традиционного и современного художественного творчества народов России;
реализация образовательного потенциала народного художественного творчества; влияние его на социализацию, социально-культурную адаптацию и психолого-педагогической коррекцию личности детей;
повышение значения народных художественно-культурных традиций России в разрешении межнациональных конфликтов, в развитии межнационального культурного сотрудничества;
разработка учебно-методического сопровождения этнохудожественного и этнокультурного образования в преемственной системе учреждений дополнительного образования.
личное участие во внедрении региональных программ обучения, в сохранении и развитии традиций народной художественной культуры;
создание и актуализация информационных банков данных о самобытных объектах народной музыкальной культуры России, о коллективах народного художественного творчества.
патриотическое воспитание, формирование духовных и нравственных ценностей и идеалов на основе творческого освоения народно-песенного материала.
Восприятие народной музыки позволяет ученикам осмыслить свою жизнь, осознать важность позитивного взаимодействия с миром и сформировать собственное отношение к явлениям окружающего мира.
Таким образом, народное музыкальное искусство обладает ясным образовательным потенциалом; оно привлекает внимание детей. Благодаря простоте и доступности музыкального языка оно может быть эффективно использовано для развития ребенка: формируя эстетическое отношение и эстетическую оценку явлений музыкального искусства, воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребенка, стимулируя развитие творческих способностей растущей личности.
Список использованной литературы:
Асафьев, Б. В. О народной музыке / Б. В. Асафьев. – М. : Музыка, 1987. – 247 с.
Балашова, С. С. Изучение музыкального фольклора / C. С. Балашова // Фольклор: проблема сохранения, изучения и пропаганды. – М., 1988. – 228 с.
Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М. : Институт психологии РАН, 1997. – 350 с.
Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы Д. Б. Кабалевский // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. – М., 2001. – 118 с.
Карпушина, Л. П. Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе : учеб. пособие / Л. П. Карпушина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2000. – 109 с.
Козлова, И. Г. Путь к фольклору / И. Г. Козлова // Музыка в школе. –1990. – № 1. – С. 28–34.
Одинокова, Т. И. Мордовский музыкальный фольклор в школе : хрестоматия к программе по музыке (2–4 классы) / Т. И. Одинокова. – Саранск : Мордовск. кн . изд., 2004. – 424 с.