НОВОСИБИРСКОЕ АВИАСТРОЕНИЕ. ВКЛАД В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НОВОСИБИРСКОЕ АВИАСТРОЕНИЕ. ВКЛАД В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ.

Днепровский М.С. 1
1Новосибирский государственный университет экономики и управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация:В ходе работы была проведена реконструкция процессов развития военной экономики Сибири в годы войны, а также проанализирован вклад Сибири в Великую Победу. В процессе исследования детально рассмотрена роль Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова в разгроме фашизма.

Одним из самых незабываемых событий героической летописи нашей Родины навсегда останется победа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В эти годы каждый воин вершил свой подвиг, нередко ценой собственной жизни.

Воздействие войны на ход мирового и российского развития во второй половине XX столетия трудно переоценить. Советская страна в союзе со странами антигитлеровской коалиции, выдержав тяжелейшие испытания, отстояла свою независимость и сокрушила фашистские режимы в Европе.

Формирование и развитие военно-промышленного комплекса (ВПК) всегда являлось приоритетным направлением советской внутренней политики. Руководство СССР, несмотря на колоссальные трудности восстановительного периода после первой мировой войны, считало задачу по созданию ВПК важнейшей для сохранения государственной независимости страны. На ее решение были направлены огромные трудовые, сырьевые, финансовые и интеллектуальные ресурсы.

Уже к 1930-м гг. были созданы основы ВПК. На территории Сибири было начато строительство первых крупных военных производств. Руководство СССР делало упор на самодостаточность комплекса, его независимое от внешних факторов функционирование, опираясь на собственные источники ресурсов и средств.

К началу второй мировой количественные, а во многом и качественные показатели проделанной работы, особенно в области производства военной техники, были гигантскими.

Сибирь внесла огромный вклад в победу над фашистскими захватчиками второй мировой. Происходила мобилизация всех имеющихся ресурсов, сибиряки немедленно отправлялись на фронт, сражались на всех участках советско-германского фронта, участвовали в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском и других важнейших операциях.

Уже в первые дни войны сибиряки вместе с другими советскими воинами приняли на себя удар и ценой собственной жизни защищали рубежи.

Рождение советской гвардии

Стремительное наступление гитлеровцев в начале войны вынуждало Красную Армию отступать на восток, постоянно попадая во вражеское окружение. Казалось, нет такой силы, которая могла бы остановить продвижение фашистских войск. Иллюзии смогла развеять 24 армия Сибирского военного округа, ушедшая на фронт 26 июня.

С 7 августа по 6 сентября армия вела наступление на город Ельню Смоленской области. В итоге была разгромлена 4-ая немецкая полевая армия. Особо отличилась 107 сибирская Алтайская стрелковая дивизия. Один из ее полков, отбивая очередную атаку немцев, смог перейти в контрнаступление и первым ворвался в город. Враг был выбит из Ельни и отброшен на запад, потеряв около 80 тысяч солдат и офицеров. Командиры полков 107 Алтайской стрелковой дивизии полковник Некрасов И.М. и подполковник Батраков М.С. были удостоены званий Героя Советского Союза.

Именно здесь родилась советская гвардия. По решению Наркома Обороны СССР четырём стрелковым дивизиям 24 армии (100, 127, 107 и 120) «за боевые подвиги, за организованность, дисциплину и примерный порядок» были присвоены почётные наименования «гвардейских», и они были переименованы в 1-ю, 2-ю, 5-ю и 6-ю гвардейские соответственно [4].

Основные силы немецких войск в начале войны были брошены в московском направлении. 6 сентября Гитлером была подписана директива о генеральном наступлении на столицу СССР. Операция получила название «Тайфун».

Согласно плану вторжения Германии в СССР «Барбаросса», предполагалось завершение боевых действий через 4-5 месяцев. Гитлер предрекал окончание войны уже в конце осени, до наступления холодов. Однако, несмотря на успехи немцев в первые месяцы войны, усилившееся сопротивление Советской Армии разрушило планы фюрера.

Когда выяснилось, что Япония нападет на СССР только в случае падения Москвы, командование Красной Армии приняло решение о контрнаступлении. В начале декабря советские войска, оборонявшие столицу, получили значительное подкрепление с дальнего востока.

К началу наступления, состоявшегося 5 декабря 1941 года, войска СССР насчитывали более 1 млн. солдат и офицеров, 7652 орудия и миномета, 415 установок реактивной артиллерии, 774 танка и более 1000 самолётов.

Так, 8 декабря А. Гитлер подписал распоряжение о переходе к оборонительным действиям на всем советско-германском фронте.

Битва за Москву длилась 203 дня. По ее итогам, согласно официальным данным, погибли 776889 человек. В обороне столицы участвовали 20 сибирских дивизий и бригад. Каждый третий солдат, оборонявший Москву, был сибиряком.

Новость о провале операции «Тайфун» привела Гитлера в ярость. Основной причиной провала, по мнению немецкого командования, стали сибирские дивизии второго эшелона, участвующие в обороне Москвы. Гитлер кричал: «Сибиряки, Сибирь, где эта чертова Сибирь, и как они успели через всю страну добраться именно в это время, именно в этот час?»

5 декабря 2001 года на 42 километре Волоколамского шоссе под Москвой был открыт мемориальный комплекс «Воинам-сибирякам» в память о погибших при обороне столицы. Комплекс представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Мемориальный комплекс «Воинам-сибирякам»

Военная экономика Сибири

В военные годы Сибирь сыграла роль одной из важнейших оборонных баз, снабжая фронт огромным количеством вооружения, боеприпасов, обмундирования.

Военная экономика — специфическая военно-хозяйственная система, охватывающая производство, распределение, обмен и потребление предметов военного назначения. Предназначена для материального обеспечения функционирования Вооруженных Сил, поддержания обороноспособности страны в соответствии с ее военной доктриной.

За военное время Сибирь превратилась в крупный центр военной промышленности. Только в 1941 г. сюда было перебазировано 322 завода.

Размещение эвакуированных предприятий проводилось с учетом специфики развития хозяйства отдельных районов. Учитывалось наличие трудовых и сырьевых ресурсов, принималась во внимание возможность реализации функционирования предприятия в пункте прибытия в кратчайшие сроки при минимальных затратах на восстановление. Поэтому выбор районов эвакуации производился в строго централи­зованном порядке.

Омская область – первая сибирская территория за Уралом. Сюда было перебазировано около 100 заводов, 27 из которых – предприятия оборонной промышленности. Кроме того, в область были направлены высшие учебные заведения, проектно-конструкторские организации.

Вместе с оборудованием прибыло около 150 тыс. рабочих и их семей.

На территорию Новосибирской области Советом по эвакуации было перебазировано оборудование и кадры 34 предприятий оборонной промышленности, а всего — более 70 предприятий. Новосибирский завод им. В.П. Чкалова принял тогда 5 предприятий, комбинат № 179 – 7. Планировалось, что комбинат будет выпускать 40-45 % от общего объема выпуска всей продукции предприятий Наркомата боеприпасов. В последствии из комбината выделилось пять заводов и ТЭЦ. За годы войны коллектив комбината выпустил для Советской Армии 48 миллионов снарядов, что составило около 15 % всей продукции Наркомата.

Кроме комбината №179 изготовлением снарядов, взрывательной техники и их снаряжением занимались еще восемь заводов. В период войны Новосибирская область дала фронту более 125 млн. снарядов. Это в два раза больше, чем вся промышленность России за годы Первой мировой войны [5].

Эвакуированный из Московской области Приборостроительный завод № 69 им. Ленина занимался выпуском танковых телескопических, стереоскопических прицелов, артиллерийских панорам. Более того, многие оптические приборы изготавливались только на этом заводе.

На Оптико-механическом заводе № 350, который был перебазирован из Ленинградской области, производились прицелы для пикирующих бомбардировщиков.

Радиосвязь Советской армии и флота более чем на 70% снабжалась лампами Электровакуумного завода №617.

Единственным заводом в СССР, производившим радиостанции, был завод № 208 им. Коминтерна. Это была самая мощная и самая современная в то время радиоаппаратура, позволяющая обнаруживать самолеты противника, местонахождение аэродромов, кораблей, подводных лодок. За годы войны коллектив завода изготовил 930 радиоаппаратов различных типов.

Прожекторный завод сыграл решающую роль в ходе войны. Во время операции по взятию Берлина Жуков использовал прожекторную технику с ослепляющим светом. Эти прожекторы были изготовлены на единственном в стране заводе в Новосибирске.

Кузбасс в военные годы стал играть важнейшую роль в обеспечении предприятий и транспорта топливом. Добыча коксующихся углей в 1942 г. составила 8,2 млн. т. (в 1940 г. – 6,9 млн. т.), что составило 72,4 % добычи всей страны. Коксующийся уголь шел на металлургические заводы Урала и Сибири, а продукты коксования использовались для производства боеприпасов [6].

И это далеко не все районы Сибири, вершившие Победу. Каждый регион страны внес неоценимый вклад в победу нашего народа над фашизмом.

Таким образом, за годы войны Сибирь превратилась в одну из мощнейших военно-экономических баз страны, она давала около 1/10 промышленного производства СССР [6].

Победа на крыльях сибирских Яков

До начала войны в Новосибирске функционировало большое количество предприятий машиностроительной, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности. С началом войны увеличился выпуск военной техники, экономика перешла на военный лад.

Еще до начала войны возникшая с приходом Гитлера к власти в Германии военная угроза потребовала укрепления оборонной мощи страны. После пяти лет существования «Сибмашстроя», занятого производством тракторов, комбайнов и мелкого инструмента, по инициативе Маршала Советского Союза М. Н. Тухачевского, 26 мая 1936 года заводу, получившему теперь название «Предприятия авиационной промышленности №153», был определен новый профиль.

Позднее, в 1939, после трагической гибели во время испытательного полета В. П. Чкалова, командира экипажа самолета, совершившего первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер, первого в мире летчика, выполнившего восходящий штопор, по просьбе работников, заводу было присвоено имя «товарища Чкалова В. П.».

Тогда, в 1936, по приказу наркома обороны К. Е. Ворошилова на завод прибыли 320 демобилизованных красноармейцев и краснофлотцев, считавшиеся специалистами по самолетам. Они и составили костяк будущих самолетостроителей. Количество работников быстро увеличивалось. Так, уже через год на заводе работало более двух тысяч человек.

23 октября 1937 года завод был сдан в эксплуатацию. Начался выпуск самолетов. А уже 4 ноября в воздух поднялся первый самолет, построенный на заводе.

Темпы роста были впечатляющими. За 1937 год объем производственных площадей и оборудования возрос в 2,7 раз, число работников увеличилось в 4,8 раз, было выпущено 27 самолетов [1].

Истребитель И-16 Н. Н. Поликарпова – первая серийно выпускаемая машина Новосибирского авиазавода. Это первый в истории авиации истребитель-моноплан, удачно сочетавший в себе скоростные качества и маневренность. Серийное производство позволило в 1938 году увеличить объем выпуска до 108 машин, а уже в 1939-40 гг. довести этот показатель до 503.

На И-16 стали обращать внимание многие конструкторские бюро мира. На них летали прославленные летчики, такие как Александр Покрышкин и Иван Кожедуб (трижды Герои Советского Союза), Борис Сафонов (первый в СССР и дважды Герой Советского Союза) и многие другие. В 1941 году И-16 являлся самым массовым истребителем, именно на нем наша истребительная авиация встретила Великую Отечественную Войну.

В конце 1940 года завод №153 наладил выпуск новой модификации. Истребитель «ЛАГГ-3» был спроектирован конструктором Лавочкиным С. А. Материалом для изготовления истребителя служила дельта-древесина – дерево, которое после обработки полностью теряло свои горючие свойства.

Уже к началу войны было изготовлено 256 боевых машин конструкции ЛАГГ-3. Таким образом, за все предвоенные годы завод выпустил около 900 машин разных модификаций [1].

Сразу после начала войны все заводы, занимающиеся изготовлением дельта-древесины, оказались на территории, занятой врагом. В связи с этим производство ЛАГГ-3 было прекращено, завод перешел на выпуск самолетов-истребителей ЯК. К концу года суточный объем выпуска составил 20 самолетов. ЯК-1 был разработан еще до войны. Истребитель отличался оптимальным сочетанием скорости, огня и маневренности, простотой управления, технологичной и легкой конструкцией из недефицитных материалов. Его развитием явились ЯК-3, ЯК-7, ЯК-9 и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций. Они составили около 60 % построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и признавались лучшими самолетами своего класса.

В первые дни войны на фронт ушло более 4000 заводчан – все, кто мог держать оружие в руках. Строить самолеты у станков остались женщины, подростки, люди пожилого возраста.

С июля 1941 года в Новосибирск начали прибывать составы с людьми и оборудованием из западных районов страны. С июля по ноябрь город принял 50 крупных предприятий, пять из которых разместились на территории завода № 153 им. В.П. Чкалова.

Людей обустраивали, одновременно с этим осваивая новые технологические операции, налаживая работу новых производственных участков.

Так, за годы войны площади завода им. В. П. Чкалова увеличились в 3 раза, количество оборудования возросло на 212 %. Только с июля по сентябрь 1941 года штат работников завода вырос на 215 %, значительно увеличился объем выпуска продукции предприятия. Тем не менее, в 1941 году завод не выполнил установленного государством плана. Средняя производительность труда по заводу в сентябре, октябре и ноябре первого военного года составила 65,3 %, 53,5 % и 76 % от плана соответственно. Но именно тогда перед заводом встала задача: в ближайшее время увеличить производство самолетов в 3 раза [2]. На предприятии началось движение под девизом «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт».

Только в первый год войны производственные мощности завода возросли по отношению к 1938 году в 5 раз, а парк оборудования вырос в 7 раз [2]. Были механизированы наиболее трудоемкие технологические процессы крупносерийного производства авиации: монтируются пути тележек стендовой сборки самолетов, строятся монорельсы с кошками для стыковки фюзеляжа с крылом, устанавливается конвейер поточной сборки и начинки фюзеляжей, кладутся пути поточной сборки крыла. Возводится конвейер сварки каркасов фюзеляжей, а для механизации работы литейщиков изготавливается подъемник шахты. Механизируется и перевозка фюзеляжей со сборочного конвейера на стыковку.

К другим заслугам завода можно отнести то, что в 1942 году за очень короткий срок (около двух месяцев) была создана серийная технология, а также изготовлена и внедрена оснастка. Более того, в период с января по апрель 1942 года общий процент выполнения плана по сборке составил 92,8%, в мае того же года этот показатель вырос еще на 12,5%, а процент выполнения плана по сдаче к бою составил в мае 1942 года ровно 100 % (за 5 месяцев в целом — 73,3 %). По сравнению с 5 месяцами 1941 года по товарной продукции прирост составил 236% [2].

В 1942 году коллектив завода успешно справился с заданием ГКО. Была поставлена задача всего за 1,5 месяца создать серийную технологию, изготовить и внедрить оснастку. В период с января по апрель 1942 года общий процент выполнения плана по сборке составил 92,8, в мае того же года план был перевыполнен — 105,3 %, а процент выполнения плана по сдаче к бою составил в мае 1942 года ровно 100 %. По сравнению с 5 месяцами 1941 года по товарной продукции прирост составил 236 % [2].

С 1942 года набирало темпы производство истребителей ЯК-7 и его модификаций. Всего за 1942 год было собрано 2204 самолета. Летчики осваивали новые машины, на опыте убеждаясь в качественном превосходстве советской авиационной техники. В начавшейся с июля 1942 г. битве за Сталинград гитлеровцы выставили лучшие силы своей авиации, сосредоточив более 1200 самолетов, что превосходило нашу авиацию в 3-4 раза. Поворот в пользу нашей армии, определившийся в ходе Сталинградской битвы, был неслучаен. Советское командование поставило задачу увеличить выпуск истребителей, а когда же число поступивших истребителей на фронт возросло, выросла необходимость вооружения ЯКов тяжелыми пушками калибра 37 мм и увеличения дальности полета истребителей. Уже к лету 1943 г. наши ВВС обладали мощной техникой. За 1943 г. промышленность Германии произвела 14,7 тыс. самолетов, а СССР – 35 тыс.

В 1943 году завод все еще продолжал выпускать ЯК-7, а к концу года была освоена совершенно новая машина — ЯК-9 (в течение года было отправлено на фронт 4532 машины). За весь период войны в 1944 году было выпущено максимальное количество самолетов — 5700 боевых истребителей типа ЯК в различных модификациях [3]. Як-9Б был единственным истребителем-бомбардировщиком с внутренней подвеской до 400 кг боеприпасов.

23 сентября 1943 года произошло знаменательное событие в истории завода: коллективу НАЗ им. В.П.Чкалова было вручено переходящее Красное знамя ГКО. В 1946 г. за своевременное выполнение всех заданий правительства решением ВЦСПС и наркомата знамя было оставлено заводу навечно.

В 1944 году перед коллективом завода была поставлена задача обеспечивать фронт еще большим объемом продукции, но с меньшим количеством рабочих. Наиболее оптимальным решением для выполнения этого требования стала организация поточного производства, то есть разделение производственных процессов на части, на относительно короткие операции, выполняемые на специально оборудованных, последовательно расположенных рабочих местах. Трудоемкость изготовления самолета в 1944 году снизилась по сравнению с 1942 годом почти наполовину, что позволило сэкономить силы почти 10 тысяч рабочих.

2 июля 1945 года НАЗ им. В.П. Чкалова был награжден Орденом Ленина за образцовое и своевременное выполнение заданий правительства по производству самолетов-истребителей. Кроме того, более 15 тысяч рабочих завода получили медали и ордена.

К концу войны стоимость основных средств увеличилась более, чем в восемь раз (по сравнению с 1937 годом), а объемы выпуска самолетов за этот же срок возросли в 220 раз [3].

В годы Второй мировой войны каждый третий истребитель "Як", построенный в СССР, выходил из цехов завода. Круглосуточно и самоотверженно трудились наши земляки, завод выпускал 33 самолета в день. Коллектив завода работал под лозунгом «Полк в день!».

Около 1,5 тысяч сибиряков были удостоены звания Героя Советского Союза, 114 воинов получили это звание дважды. Среди новосибирцев, удостоенных высоких боевых наград за боевые подвиги, более 200 человек стали Героями Советского Союза, а А.И. Покрышкин стал первым в стране воином, удостоенным этого звания трижды. За годы войны он совершил 560 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил более 116 самолетов противника. 8 мая 2005 г. в Новосибирске был воздвигнут памятник великому летчику А.И. Покрышкину, представленный на рисунке 2.

Рисунок 2 – Памятник Александру Ивановичу Покрышкину

Во взятии Берлина участвовало 20 сибирских дивизий. Первой в Берлин ворвалась сибирская 52-я гвардейская Рижская четырежды орденоносная стрелковая дивизия под командованием сибиряка генерал майора Козина Н.Д.

Тогда наши летчики впервые встретились с немецкими реактивными самолетами. Но, распознав слабые места вражеских машин, одержали верх.

Заключение

Новосибирск никогда не видел бомбежек, здесь никогда не звучала сирена, предупреждающая о налете. Но наш город стал центром самолетостроения во время войны.

Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова наравне со многими российскими промышленными предприятиями внес неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне. За всю войну завод им. В. П. Чкалова отправил на фронт около половины изготовленных за военное время самолетов-истребителей. 15797 боевых машин было выпущено чкаловцами под лозунгом «Полк в день!».

И тем, что они были сделаны в Новосибирске, может гордиться каждый сибиряк.

Более 4,5 тысяч заводчан ушли на фронт, 1,5 тысячи из них так и не вернулись домой. В музее завода возведена мемориальная стела с фамилиями чкаловцев, не вернувшихся с войны.

По результатам работы в военное время завод был награжден Орденом Ленина, а в 1946 году получил на вечное хранение знамя ГКО. Более 15000 работников завода были удостоены наград. Пятеро стали Героями Советского Союза — А.Д. Гаранин, В.Х. Иванов, Ф.И. Пересыпкин, В.В. Харчистов, И.М. Черенков.

Неоценимый вклад внесла Сибирь в Великую Победу нашего народа над фашизмом. Множество героических поступков было совершено воинами. Они с доблестью выполняли свой долг перед Родиной. За годы войны Сибирь превратилась в одну из мощнейших военно-экономических баз страны, она давала около 1/10 промышленного производства СССР.

Около 1,5 тысяч сибиряков были удостоены звания Героя Советского Союза, 114 воинов получили это звание дважды, а великий советский летчик А. И. Покрышкин стал первым в стране воином, удостоенным этого звания трижды.

Низкий поклон всем – павшим и живым, тем, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины!

Список используемых источников
  1. Савицкий И. М. Оборонная промышленность НСО. Опыт послевоенного развития. 1946-1963 гг. Новосибирск: Ин-т истории, 1996;

  2. Шумилов В. Н. Создание оборонной промышленности Новосибирской области. 1941-1945 гг. Новосибирск, 2000;

  3. Архангельский В. П. Боевые годы: Завод им. В. П. Чкалова в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Новосибирск, 1945 (рукопись);

  4. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Приказ о переименовании 100, 127, 153 И 161-й стрелковых дивизий в 1, 2, 3 И 4-ю гвардейские дивизии № 308 18 сентября 1941 г. М., 1947. С. 5-6;

  5. Баяндин В. И., Ильиных В.А. Наша малая родина: хрестоматия по истории Новосибирской области, 1921-1991. Новосибирск, 1997. С. 332;

  6. Акулов М.Р. Сибирский тыл в 1941-1945 гг. Сибирь в Великой Отечественной войне. Новосибирск, 1977. С. 192;

  7. Яковлев А.С. Советские самолеты. М.: Наука, 1978. С 400.

Научный руководитель

Дубнищева Т. Я., доктор физико-математических наук, зав. кафедрой СЕНТ Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск, Россия.

Просмотров работы: 776