В рамках курсовой работы была поставлена задачаразработать программное обеспечение и базу данных для анализа состава, структуры и динамики производственных затрат на промышленном предприятии.Перед началом разработки программного обеспечения необходимо сформулировать постановку задачи. Постановка задачи — точная формулировка условий задачи с описанием входной и выходной информации.
Входная информация – данные, которые поступают на вход задачи и используются для ее решения.В качестве входной информации будут данные о наличие каждого вида производственных затрат на базисный и отчетный год, наличие на начало и на конец года. Выходная информация – это данные, полученные при решении задачи. Выходной информацией при проведении анализа состава, структуры и динамики производственных затрат будут данные об удельном весе каждого вида производственных затрат на базисный и отчетный год, абсолютное отклонение, темп роста и темп прироста.
Исходные данные, необходимые для анализа производственных затрат, представляются в виде таблицы 1.
Таблица 1.
Данные по производственным затратам
Элементы затрат |
Базисный год |
Отчетный год |
в тыс. руб. |
в тыс. руб. |
|
Материальные затраты |
587546 |
650693 |
Затраты на оплату труда |
70139 |
78417 |
Отчисления на соцстрах |
21060 |
23545 |
Амортизация |
85485 |
81637 |
Прочие расходы |
144101 |
157628 |
Анализ динамики затрат предприятия представлен в виде таблицы 2.
Таблица 2.
Анализ динамики затрат на производство продукции
Элементы затрат |
Базисный год, в тыс. руб. |
Отчетный год, в тыс. руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Материальные затраты |
587546 |
650693 |
110,7 |
10,7 |
Затраты на оплату труда |
70139 |
78417 |
111,4 |
11,8 |
Отчисления на соцстрах |
21060 |
23545 |
111,8 |
11,8 |
Амортизация |
85485 |
81637 |
95,5 |
-4,5 |
Прочие расходы |
144101 |
157628 |
109,4 |
9,39 |
Темп роста определяется по формуле:
где - показатель значений отчетного года, - показатель значений базисного года.
Темп прироста определяется по формуле:
Структура затрат по экономическим элементам имеет отраслевую специфику. На динамику затрат оказывает влияние структура затрат по экономическим элементам.
Анализ структуры затрат приведен в таблице 3.
Таблица 3.
Анализ структуры затрат.
Элементы затрат |
Затраты, тыс.руб. |
Структура (удельный вес) |
Изменение |
|||
Базис. год |
Отчет. год |
Базис.год |
Отчет.год |
Абсолютное, тыс.руб. |
Уд.вес, % |
|
Материальные затраты |
587546 |
650693 |
64,7 |
65,6 |
63147 |
0,91 |
Затраты на оплату труда |
70139 |
78417 |
7,7 |
7,9 |
8278 |
0,18 |
Отчисления на соцстрах |
21060 |
23545 |
2,3 |
2,4 |
2485 |
0,05 |
Амортизация |
85485 |
81637 |
9,4 |
8,2 |
-3848 |
-1,18 |
Прочие расходы |
144101 |
157628 |
15,8 |
15,9 |
13527 |
0,02 |
Итого |
908331 |
991920 |
100 |
100 |
83589 |
0 |
Абсолютное отклонение равно разности затрат отчетного и базисного периодов.
Для решения задачи анализа производственных затрат выбран язык программирования Delphi7. В процессе работы программа будет использовать исходные данные, сформированные в средетMicrosoftOfficeAccess.
При запуске программы открывается «Главное меню», которое содержит четыре пункта: Данные; Анализ затрат; Справка; Выход.
Пункт «Данные» содержит 2 подпункта:
- Добавление нового предприятия;
- Данные о составе производственных затрат промышленного предприятия на базисный и отчетный период.
Чтобы запустить программу и приступить к работе с ней, необходимо два раза щелкнуть на значке программы. После запуска программы открывается главное окно (рис. 1), в котором расположено горизонтальное меню.
Рис. 1. Главное меню программы
Для того чтобы провести анализ состава, структуры и динамики производственных затрат предприятия при работе с данной программой после входа в главное меню необходимо выполнить следующий алгоритм действий.
Для проведения анализа производственных затрат необходимо ввести исходные данные о составе затрат. Для начала нужно добавить предприятие и данные о нем в базу данных программы. Для этого нажимаем на подпункт «Добавления нового предприятия». После нажатия открывается соответствующее окно (рис. 2).
Рис.2. Окно для ввода исходных данных «Добавление нового предприятия».
В данном окне необходимо указать название предприятия, год, данные о наличии производственных затрат. Если данные вводятся за базисный год необходимо указать 1 , если же данные вводятся за отчетный год, то в наименовании год указывается 2.
Для редактирования данных о составе затрат предприятия необходимо нажать на подпункт меню «Данные о составе», в результате откроется окно «Данные о составе» (рис. 3). В данном окне можно редактировать данные о производственных затратах предприятия, после внесения изменений нужно нажать на кнопку «Сохранить». Для того чтобы закрыть это окно, нужно нажать на кнопку «Выход».
Рис.3. Окно для редактирования данных «Данные о составе».
Далее для получения данных об анализе производственных затрат нажимаем на пункт «Анализ затрат» (рис. 4).
Рис. 4.Пункт меню «Анализ затрат».
В открывшемся подменю, содержащее в себе следующие пункты «Анализ динамики затрат», «Анализ состава и структуры затрат», выбираем один из пунктов (рис. 5., рис.6).
Рис. 5. Окно для расчета динамики затрат «Анализ динамики затрат».
Рис. 6. Окно для расчета состава и структуры затрат «Анализ состава и структуры затрат».
В каждом окне имеется кнопка «Обновить», которая позволяет обновить список предприятий, для которых производится анализ. Сначала необходимо выбрать предприятие и нажать кнопку «Рассчитать». Для закрытия данных окон нажать на кнопку «Выход».
Список использованной литературыhttp://center-yf.ru/data/economy/Zatraty-predpriyatiya.php
http://www.improvemanage.ru/immags-375-1.html
http://www.directeconomic.ru/dhoms-457-1.html
http://eos.ibi.spb.ru/umk/8_7/5/5_R1_T7.html#2
Белов В. В., Чистякова В. И. Программирование в Delphi: процедурное, объектно-ориентированное, визуальное. – М.: «Горячая Линия-Телеком», 2009.