СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ СЕЛА ВВЕДЕНСКА ГОТНЯ РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ЮЖНОРУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ СЕЛА ВВЕДЕНСКА ГОТНЯ РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ЮЖНОРУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Посохова М.С. 1, Кузнецова Н.С. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Село Введенская Готня Ракитянского района Белгородской области расположено на территории чересполосного расселения русских и украинцев. Местная песенная традиция гармонично вписывается в систему локальных традиций юга России. Характерный колорит исследуемой песенной культуры складывается под воздействием иноэтнического окружения (украинские села). Изучение музыкально-стилевых особенностей традиционной культуры села Введенская Готня Ракитянского района и составляет цель настоящего исследования.

В музыкальном фольклоре под термином «жанр» понимают - сложившуюся взаимосвязь фольклорного произведения с его жизненным назначением (функцией). Основным критерием при определении жанра песни выступает ее функциональное назначение в общинной жизни. Традиционные народные песни могут быть обязательной составляющей какого-либо действия или обряда, т.е. быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств - в любое время, по желанию исполнителей, т.е. быть неприуроченными. К приуроченным жанрам относятся песни, которые исполнялись с какими-то действиями, обрядами, такими жанрами являются обрядовые песни календарного и семейного циклов: святочные, масленичные, троицкие, купальские, жнивные, крестьбинские, колыбельные, свадебные, похоронные, рекрутские песни. А неприуроченные песни исполняются в не зависимости от времени, по желанию исполнителей, к нам относятся эпической традиции былины, исторические песни, баллады, духовные стихи, хороводные, частушки и лирические песни. [3,стр.18].

Песенную традицию села Введенская Готня составляют такие жанры как: свадебные, хороводные, плясовые, рекрутские, лирические песни. Главное место в традиции занимают свадебные песни. Во-первых, они доминируют в местном песенном репертуаре; во-вторых – многие из них закреплены за конкретным обрядовым действием (что указывает на хорошую сохранность ритуала).

Современные исследования свадебного фольклора указывают на сложность внутрижанровой атрибуции. В частности, этномузыколог Галина Яковлевна Сысоева в своей работе отмечала сложный процесс функционирования свадебных песен: «… они образуют отдельный обрядовый цикл, поскольку не исполняются вне его. Но есть исключения, некоторые величальные, застольные, и отдельные лирические песни, имеют вторичную приуроченность к свадьбе.Такая обособленность вызвана не только их обрядовой функцией, но и конкретной семантикой вербального и музыкального содержания, не позволяющих использовать песни, предназначенные для ритуала и призванных маркировать сакральное время и пространство в ситуациях обыденных» [4, с.17]. В итоге исследователь выделяет шесть жанровых групп: прощальные песни подруг невесты, величальные, корильные, свадебные обрядовые, свадебные внеобрядовые, причитания.

Сопоставляя выводы ученым с исследуемым в данной работе материалом, мы можем наблюдать, что в селе Введенская Готня присутствуют такие жанры как величальные, свадебные обрядовые и внеобрядовые, причитания. Исходя из этого, можно предположить, что остальные жанры отсутствуют из-за утраты записей, традиции или эти песни в принципе не присутствовали в свадьбе данного села.

Интереснейшие исследования музыкально-поэтического кода в свадебном ритуале были сделаны Б.Б. Ефименковой, которая доказала, что «структура музыкально-поэтического ряда вскрывает доминантные тенденции обряда, усиливает или ослабляет его разные семантические планы и тем способствует выявлению инварианта ритуала. Она во многом определяет тип ритуала, и сама определяется им» [2, с. 19].

Б. Б. Ефименкова первая описала два основных типа свадьбы: «свадьба-похороны» и «свадьба-веселье». Областью различий в свадебных песенных циклах на субэтническом уровне (северорусском и южнорусском) являются удельный вес центральных и периферийных жанров в общем наборе свадебного фольклора сюжеты и образы, функции и значения внутри обрядовых действий, ритмические формы, типы напевов, способы исполнения. Наиболее существенным дифференцирующим признаком становится жанровая доминанта: основной жанр свадебного фольклора на севере - причет и причетная песня, на юге – это лирическая песня, частая или умеренно медленная с любовным или семейно-бытовым текстом.

Южнорусский свадебный ритуал, по мнению исследователей, является разновидностью типа «свадьба-веселье». Для данной разновидности свадьбы характерно доминирование коммуникативно–обменной сюжетной линии. Пространство поделено на две стороны: своего – реального, обжитого и знакомого, и чужого – ирреального миров. Основную роль в «свадьбе - веселье» отводят представителям обеих сторон, которые должны нейтрализовать конфликтную ситуацию. Со стороны невесты ими являются - сама невеста, девушки (подружки), её родственники, крестные, сваты, однообщинники (соседи). Со стороны жениха – сам жених, молодые парни (дружки), среди них старший дружка (женатый), взрослые женатые мужчины (бояре). Как правило, свадебный поезд возглавляет старший сват. Разбивая границы между «своим» и «чужим» миром проводятся совместные обряды: многочисленные переезды из дома жениха в дом невесты; торги между родом невесты и родом жениха; исполнение особых, корильных, песен; обильное застолье в обоих домах [3, с.139]. Ученые выделяют несколько моментов развития сюжета южнорусской свадьбы: приготовление и раздел каравая, посад и выкуп невесты, прощание с родительским домом, свадебный пир. Также присутствуют остальные этапы, но большинство песен группируются вокруг ключевых элементов.

Музыкальный код южнорусской свадьбы демонстрирует как общие черты с западно – южнорусским типом, так и характерные особенности. К общим признакам следует отнести: наличие политекстовых напевов (далее ПТ) и преобладание стихов силлабической структуры. Действительно, в местной традиции отмечены все эти признаки. Например, к ПТ напевам относятся: «За речкою огни горят», «По-за садом».

Пример 1. «За речкою огни горят»

Пример 2. «По-за садом»

Для местных свадебных песен, как и для Юга России в целом, характерно преобладание стихов силлабической структуры. Набор стиховых формул в песенной традиции села Введенская Готня следующий: 4+3,4+4, 7+5, 4+4+3.

Последняя формула сочетается с ПТ напевом, координирующимся со стихом 4+4+3.

Соезжая / да Нинушка /со двора

Соломила / березушку /со верха…

Характерным для юга России является и скорый темп исполнения свадебных песен. Возможно этот факт объясняется влиянием жанра хороводной песни, доминирующей в регионе. Щуров В.М. пишет: «Песни с движением, распространенные в данном регионе, как правило, имеют характерный припев “лёли, лёли”». Также ученый отмечает, что «плясовые “лёлюшки” преобладают и в местном свадебном обряде» [1, с. 36].

Показательным примером взаимопроникновения жанров хороводной и свадебной песни является песня «По мосточку, да мосточку». В основе напева находится так называемый ритмический темп «Просо». Для него характерно силлабическое строение стиха.

По мосточку, /да мосточку,/ V=4+3

По калиновом/ гвоздёчку./

«Просо» относится к ритмическому типу с полной или частичной комбинаторикой составляющей модель ритмических единиц.

Характерным для южнорусской традиции признаком является дробление основного рисунка при помощи огласовок. Например, в песне «Темная, моя синея» слоговая музыкально-ритмическая форма напева выглядит следующим образом:

В конкретном исполнении слоговая норма стиха может увеличиваться на 1-2 слога, в результате образуется стих: 4+5+3,4+5+5, 6+5+5:

К особенностям звуковысотного строения свадебных песен села Введенская Готня следует отнести, прежде всего:

- все напевы относятся к классу диатонических ладов и базируются на узкообъемных звукорядах (в объеме квинты)

- узнаваемость свадебных напевов села связана с их двухголосным строением (что не является характерным для Южнорусской песенной традиции):

Приме 3. «А в нас нынче понедельничек»

В заключении можно сделать вывод, что свадебные песни села Введенская Готня характерны для «свадьбы - веселье». Местные свадебные напевы имеют сходство с Южнорусской песенной традицией, что проявилось в особенностях ритмического строения и наличия политекстовых напевов. Специфическим свойством для песенной традиции села Введенская Готня, можно считать музыкальную фактуру, которая соответствует функциональному двухголосию. Важно считать, что в соседних украинских селах, народные песни имеют подобный многоголосный склад. Перспективу дальнейших исследований составит комплексное изучения музыкального фольклора села Введенская Готня, а также выявление контекстных связей с южнорусской песенной традицией.

Список литературы

  1. Ефименкова Б.Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. – М., 2001.

  2. Ефименкова Б.Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян. – М., 1987.

  3. Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. – М., 2005.

  4. Сысоева Г.Я. Свадебные песни Верхнемамонского района Воронежской области. – Воронеж, 1999.

  5. Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве. – М., 1986.

Просмотров работы: 1312