По данным М.Е. Хватцева, В.В. Воронковой, нарушения письма у детей с нарушением интеллекта отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Это обусловлено недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, особенностями организации психической деятельности. При этом отмечается, что нарушения письменной речи у детей с нарушением интеллекта носят более стойкий характер, что напрямую связано с недоразвитием познавательной деятельности, при которой страдают или недоразвиты все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение [4;с.534].
По мнению В. В. Воронковой, Е. М. Гопиченко, Е. Ф. Соботовича нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется у умственно отсталых детей и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры предложения, звуковой структуры слова. Нечеткость представлений о звуко-слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв, например: пропуски букв и слогов - «двочка» девочка, «беый» - белый, «кандаш» - карандаш; не дописывание букв и слогов - «авгус» - август, «лета» - летают; наращивание слов лишними буквами - «цеветы» - цветы, «декекабря» - декабря; перестановка букв и слогов - «мри» - мир; замены букв – «слотреть», «мамыши», «шенок», «лощадь», «молозы».
Неотчетливые представления о морфологической структуре слова обусловливают большое количество аграмматизмов, искажений приставок, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме: «в друг», «с вой», «розноцветный», «обрымом»; слитное написание служебных слов (предлогов, союзов) с последующим или предыдущим словом: «заводой», «надобыло». Смешение границ слов: «Пушистые сугро быосели».
Нарушение анализа структуры предложения проявляется в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова, нарушения обозначения границ предложения: «Долго ходил Емеля полесу и искал оленёнка. наконец,Он увидел не далеко от себя большова оленя и рядом маленькова. Оленёнка».
Большое количество ошибок у умственно отсталых детей связано с дефектами произношения звуков речи.
По мнению В.В. Воронковой, у учащихся с умственной отсталостью специфические ошибки сопровождаются нарушениями почерка, ошибками в начертании определённых букв и буквосочетаний, что проявляется: в неправильном пространственном расположении букв (вне рабочей строки); в нестабильности графических форм, которая выражается в значительной вариативности высоты, протяжённости и наклона букв; в несоблюдении пропорций и соотношения частей букв; в неправильном соединении букв[2].
Так, как нарушения письменной речи у детей с умственной отсталостью проявляются в сочетании различных форм, то при коррекции дисграфии Лалаева Р.И. предлагает следующие упражнения, направленные на развитие умения языкового анализа и синтеза речевых единиц[3].
Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза:
Упражнение 1.
Цель: Выделение гласного звука из слога.
Задания: 1)Назвать только гласный звук слога: ах, то, ло, ва, кра.
2)Записать только гласные буквы слогов: ус, ом, но, ру, зол.
Упражнение 2.
Цель: Выделение гласных звуков из слова.
Задания: 1)Назвать гласный звук. Сказать, где он находится в начале, в середине или в конце слова.
На начальном этапе работы предлагаются односложные слова различной структуры (ус, на, мак, волк, двор). Дети определяют, какой гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец). Составляется графическая схема слова: слово обозначается прямой линией, гласный звук - кружочком. В зависимости от места гласного звука кружочек ставится либо в начале, либо в середине, либо в конце предлагаемой графической схемы:
2)Записать на схеме только гласные слова. Например, слово кошка обозначается так:
О А
3) Назвать гласные звуки, выложить буквы из разрезной азбуки, обозначающие эти звуки (деление слова на слоги и условно-графическая запись).
Например: Собака
О А А
4)Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; вар, мо, са.
Упражнение 3.
Цель: Выделение ударного гласного звука. Для усвоения правила на правописание безударных гласных.
Задания:1)Назвать ударный (самый громкий слог) слова.
Сначала ударный слог интонируется логопедом, произносится с большей силой и длительностью. Предлагаются слова, которые начинаются с ударного слога: а) двусложные - мама, парус; б) трехсложные - дерево. Далее даются слова с ударением на последнем слоге: а) двусложные слова - вода, дача; б) трехсложные - молоко, самолет. И, наконец, предлагаются трехсложные слова с ударением в середине слова - работа, машина.
2)Записать слова по слогам, подчеркнуть ударный слог. Нос, машина, рука, самолет.
Упражнения на развитие анализа структуры предложения:
Упражнение 1.
Цель: Формирование умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.
Задания: 1)Определить границы предложения в тексте:
Когда я был маленький меня отвезли жить к бабушке у бабушки над столом была полка а на полке пароходик я такого никогда не видал он был совсем настоящий только маленький.
2)Составить предложение из слов, данных в беспорядке. Например, даются слова: грядке, на, огурцы, растут.
3)Составить графическую схему предложения: предложение обозначается целой полоской, слова - маленькими полосками.
Например: Летом ярко светит солнце
Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза:
Упражнение 1.
Цель: Вычленение первого и последнего звука из слова, дифференциация звуков.
Задания: 1) Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет слово. Ученик закрывает картинку той буквой, с которой начинается, заканчивается слово. Например, картинка с изображением облака закрывается буквой О, И т.д.
2) Изменить первый звук слова. Логопед называет слово. Дети определяют первый звук слова. Далее им предлагается заменить этот первый звук в слове на другой. Например, в слове «гость» заменить звук [г] на звук [к], в слове «карта» заменить звук [к] на звук [п], в слове «моль» заменить звук [м] на звук [с], в слове «соль» заменить [с] на [б], в слове «зайка» заменить [з] на [м].
Упражнения на развитие сложных форм фонематического анализа:
Упражнение 1.
Цель: Определение количества, последовательности и места звука в слове.
Задания: 1) Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук [к] был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).
2) Игра в кубик. Кинуть кубик, придумать слово, состоящее из такого количества звуков, сколько точек на кубике выпало.
3) К графическим схемам слов, подобрать соответствующие слова. Например, даны слова птица, дача, лиса,над схемами нужно написать подходящее слово.
Лиса Дача Птица
4)Игра «Как называется цветок?». Предлагается картинка цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий картинок первый звук.
Например:
Упражнения на развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса):
Упражнение 1.
Цель: Развитие зрительного восприятия и узнавания, буквенного восприятия и узнавания, формирование пространственного восприятия и представления.
Задания: 1) Назвать недорисованные предметы:
2) Сказать, что изображено на картинке:
3) Дополнить рисунок. Предлагается нарисовать домик, справа и сверху от домика - солнце, слева от домика - забор, справа внизу нарисовать озеро, справа от забора - цветы.
4) Написать новую букву (реконструирование букв): а) добавляя элементы (например, сделать из буквы Р букву В), б) уменьшая количество элементов (например, сделать из буквы ж букву к).
Упражнения на закрепление грамматических форм в письменной речи:
Упражнение 1.
Цели: Развитие функции словоизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, закрепление грамматических форм в письменной речи.
Задания: 1) Вставить пропущенные суффиксы, приставки в предложения.
Например: Сахар кладут в сахар... .
Поезд ...ъехал к станции.
2) Дописать приставки в слова:
Дети ...ъехали с горки.
Грузовик...ехал через мост.
Мальчик ...шел к забору.
3)Вставить в предложение слова вместо картинок. Записать предложение.
Например: Девочка сорвала
Нарушения письменной речи являются наиболее распространенными речевыми расстройствами у школьников с нарушением интеллекта, поэтому коррекции этих дефектов речи уделяется особое внимание. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и закономерностей овладения знания о языке.
Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку. Следует строить содержание логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи, опираясь на программу обучения русскому языку учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Список литературы:
1.Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. / А.К. Аксёнова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
2.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. / В.В. Воронкова - М.: Школа-Пресс, 1995. – 128 с.
3.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. / Р.И. Лалаева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.