Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.
Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. Шультесс все речевые нарушения разделил на две группы: заикание и косноязычие. Косноязычие он обозначил термином «дислалия». Исследованием проблемы дислалии в разное время занимались: Кусмауль, Е.С. Боришпольский, Е.Ф. Рау, Гутцман, О.В. Правдина, М.Е. Хватцев, А.М. Смирнова, Р.Е. Левина, Гриншпуна Б.М и др [2].
В последние годы, в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, когда нарушается произношение звуков из разных артикуляционных групп. Недостатки произношения звуков [р] и [р’], выражающиеся в их искажении, называются ротацизмом, а выражающиеся в их заменах - параротацизмом. Аналогично, недостатки произношения звуков [л] и [л’], выражающиеся в их искажении, называется ламбдацизмом, а выражающиеся в их заменах - параламбдацизмом.
Звуки [р], [р’] и [л], [л’] схожи по уровню шума (сонорные), по наличию голоса (звонкие), и по месту образования, поэтому данные группы звуков часто оказываются одновременно искажены и смешены между собой.
Выделяют две основные формы дислалии, в зависимости от локализации нарушения, и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую), которые, в свою очередь, имеют свои подвиды. Говоря о проявлении сложного вида замены одной группы звуков на другую, мы выделяем артикуляторно - фонетическую функциональную полиморфную дислалию.
Психолого-педагогическое изучение процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и характера детей с полиморфной дислалией, показало наличие ряда специфических и отличительных особенностей. У таких детей отмечаются вегетативные нарушения, которые проявляются в потливости конечностей и красном дермографизме. Наблюдается нерезко выраженное снижение памяти, что влияет на усвоение прорабатываемого материала. Слабость процесса запоминания слов у детей с функциональной дислалией связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения.
Актуальность исследования состоит в том, что при всём многообразии существующих средств, методов и программ предупреждения и коррекции речевых нарушений, для каждого ребенка необходимо модифицировать и адаптировать систему логопедической работы, подбирая и разрабатывая индивидуальную программу коррекции речи, учитывая индивидуальные особенности развития личности.
Целью нашего исследования является создание программы логопедической работы, необходимой для эффективного устранения полиморфной дислалии (ламбдацизма и ротацизма).
В исследовании приняли участие два ребенка: испытуемый №1 и испытуемый №2.
На констатирующем этапе эксперимента, было проведено логопедическое обследование ребенка, результаты которого нашли свое отражение в речевой карте.
Нами были получены следующие данные: испытуемый №1 рождён от первой беременности, которая протекала с токсикозом в первой половине, но без осложнений. Роды проходили быстро с механической и химической стимуляцией. Ребёнок закричал сразу, без асфиксии. Раннее речевое развитие в норме. Испытуемый №2 рожден от второй беременности (кесарево сечение). Грудь взял сразу, сосал молоко хорошо и часто (до 2 лет). Болел инфекционными заболеваниями (ОРВ), без осложнений. Раннее речевое развитие в норме. Это позволило сделать вывод о том, что органических поражений не выявлено.
Далее был проведён детальный осмотр речевого периферического аппарата, который показал, что патологий строения не имеет.
При изучении состояния артикуляторной моторики у испытуемого №2 были выявлены такие нарушения: вялость кончика языка и неумение удерживать язык за верхними резцами.
Состояние фонематическоко слуха, восприятия, фонематического анализа и синтеза хорошее. Звуко-слоговая структура слова, состояние словаря, состояние связной речи не нарушены.
Исследование лексико-грамматического строя экспрессивной речи показало умение испытуемых пользоваться конкретными существительными, глаголами и прилагательными.
При обследовании состояния звукопроизношения были выявлены нарушения: замена звуков [р], [р’] на [л],( неправильного произношения ) в начале и середине слова, в конце слова звук пропущен; замена звука [л] на [л’] в середине и конце слова, в начале произноситься [л] (неправильного произношения).
Таким образом, по результатам проведенного обследования были сделаны следующие логопедические заключения – полиморфная дислалия, проявляющаяся в ламбдацизме и параротацизме.
Согласно логопедической литературе, посвященной данной тематике, логопедическую коррекционную работу по преодолению полиморфной дислалии необходимо строить с учётом формирования звукопроизношения в онтогенезе, начиная работу со звука [л], а после его автоматизации, переходить к звукам [р] и [р’]. Эта работа должна включать в себя несколько определенных этапов.
Подготовительный этап – первый. На нем идёт подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков.
Его цель: наладить контакт с ребёнком; подготовить его артикуляционный аппарат к постановке звука; формирование умений и навыков правильного воспроизведения звука, умений удерживать кончик языка за верхними зубами.
Второй этап – постановка звука. Цель данного этапа заключается в выработке правильного звукопроизношения изолированного звука.
На третьем этапе проводится работа по автоматизации вновь воспитанного звука.
Его цель: автоматизировать поставленный звук изолированно, в прямых и обратных слогах, в простых и сложных словах, во фразе, в предложениях, чистоговорках, стихах, прямой речи.
Четвёртый этап включает в себя умение различать смешиваемые звуки и использование их в собственной речи.
Таким образом, коррекционная работа проводится до полного устранения речевого дефекта.
В соответствии с изложенными теоретическими положениями, нами был составлен план коррекционной работы по исправлению полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм). Данный план включает в себя:
- поэтапную постановку и автоматизацию звуков [л], [р] и [р’], проводимую на речевом материале для данных звуков;
- развитие мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха;
- дифференциацию звуков [л], [р].
Одним из главных условий осуществления логопедической работы на всех представленных этапах является – применение всех упражнений в виде игры, так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей.
В качестве примера приведем описание поэтапной постановки и автоматизации звука [л].
Коррекционная работа по укреплению мышц кончика языка включает следующие цели:
- выработать умение расслаблять мышцы языка;
- удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;
-удерживать кончик языка за верхними зубами.
В соответствии с данными целями, были применены следующие упражнения: «Наказать непослушный язычок», «Сделать язык широким», «Пощелкать кончиком языка», «Барабанщики», «Гармошка», «Почистим зубы» и др.
Коррекционная работа по выработке направленной, длительной, плавной воздушной струи включает следующие цели:
- выработать длительную направленную воздушную струю;
-выработать плавную непрерывную струю;
-развить сильный плавный вдох;
-активизировать мышцы губ.
В соответствии с данными целями, были применены следующие упражнения: «Загнать мяч в ворота», «Паровозик свистит», «Надуй шарик», «Чья фигурка дальше улетит?» и др.
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук включает следующие цели:
-развить точность и координацию движений руки и глаза;
-развить гибкость, ритмичность рук;
-развить контроль за собственными движениями;
- развить психические процессы (произвольное мышление, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь).
В соответствии с данными целями, были применены следующие упражнения: «Сундучок с сокровищами», «Сильные ладошки», «Мои пальчики» и др.
Коррекционная работа по развитию фонематического слуха включает следующие цели:
-развить слуховое восприятие;
-развить умения различать высоту, силу, тембр голоса;
-различать слова, близкие по звуковому составу.
В соответствии с данными целями, были применены следующие упражнения: «Угадай, на чем играю», «Кто так умеет?», «Подставь нужное слово» и др.
Далее необходимо добиться правильного звучания изолированного звука [л], что можно сделать разными способами.
Звук [л] можно вызвать по подражанию: логопед вместе с ребёнком садится к зеркалу и показывает правильную артикуляцию звука [л] (широкий кончик языка поднят и прижат к нёбу у самого основания верхних резцов; в средней части язык опущен вниз, а корень языка приподнят к мягкому нёбу; боковые края языка опущены с обеих сторон, выдыхаемый воздух проходит по ним вбок, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию). Но, этот способ постановки, большинство детей освоить не в состоянии.
Можно применить следующий способ: для начала, рассказать ребёнку сказку. Например: «Как маленький пароходик научился гудеть» (автор сказки: Е. Г. Карельская).
«Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в______». Маленький пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы______…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы______…», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно».
Также предлагается ребенку, язык в форме чашечки, поднять вверх к верхним резцам (за резцы, к альвеолам) и включить голос.
Выполняется упражнение «болтушка» (или «индюк»): перемещая язык около верхней губы, а затем около верхних зубов. При этом, звук акустически напоминает цепочку звуков.
Автоматизация звука [л] осуществляется в следующей последовательности: в обратных слогах; в прямых слогах; в простых словах; в сложных словах; во фразе, стихах, чистоговорках, прямой речи.
Применение указанных игровых приёмов работы позволило испытуемым быстрее включиться в работу, а также повысить интерес к логопедическим занятиям. Всё это положительно повлияло на процесс преодоления недостатков звукопроизношения.
Коррекционная работа по исправлению полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм) с испытуемыми проводилась в течение шести месяцев. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут. Также осуществлялась домашняя работа совместно с родителями.
Во время проведения занятий, испытуемые были заинтересованы в исправлении своего дефекта. На контакт шли хорошо, чувствовался эмоционально-позитивный настрой. Испытуемый №1 по сравнению с испытуемым №2 более внимательно слушал указания к упражнениям, охотно их выполнял, делился своими впечатлениями с логопедом и членами семьи. Оба испытуемых были рады своим результатом.
На завершающем этапе экспериментальной работы по коррекции полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм), была проведена повторная проверка состояния звукопроизношения у испытуемых: изолированно; в словах и во фразах. Результат повторного обследования звуковой стороны речи показал, что нарушений звукопроизношения не выявлено.
Подводя итог, можно отметить следующее: анализ результатов контрольного этапа эксперимента позволил выявить эффективность предложенной программы логопедической работы по исправлению полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм).
ЛИТЕРАТУРА
Ивановская О. Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков [р] и [л] на лексическом материале / Гадасина Л. Я - СПб.: КАРО, 2009.
Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Филичёва Т.Б. Чевелёва Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии – М.; 1989.