УЧАСТИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С АЛАЛИЕЙ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УЧАСТИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С АЛАЛИЕЙ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С самого детства мы привыкаем соответствовать в своем поведении ожиданиям родителей и других близких нам людей. Не оправдав ожидания близких мы теряем веру в себя, боимся пробовать свои силы в новой деятельности, чувствуем подавленность. Чтобы избежать подобных исходов, необходимо реально оценивать свои возможности, не переоценивать окружающих. 

Поддержка семьи очень важна для каждого человека, но родители склонны завышать или занижать требования к успешности своих детей. Это делает проблему неадекватной оценки родителями возможностей своего ребенка особенно актуальной.

В данной работе мы определяем влияние необоснованных ожиданий со стороны родителей на коррекционный процесс ребенка с алалией и рассматриваем пути решения данной проблемы.

В определении доминирующего термина статьи мы склоняемся к определению, что алалия это — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. [Волкова, 1998. 5].

В связи с тем, что причиной данного нарушения является повреждение головного мозга, постановка диагноза становится серьезной проблемой. Родители не торопятся обращаться к специалистам до тех пор, пока симптомы не приобретут ярко выраженный характер. К сожалению, после получения ответа о состоянии ребенка, ситуация в семье только ухудшается. Родители, воспринимают диагноз ребенка как приговор. Ведь ребенок не оправдал возложенных на него ожиданий, теперь он отличается от других детей не опережением их в развитии, а наоборот, отклонением от нормы. Мысль, что ребенок «не такой как все», вызывает у родителей следующие реакции:

Непринятие ситуации и ребенка. Одна из самых редких форм неприятия – желание смерти ребенка.

Злость на медицинских работников, поставивших диагноз ребенку. Злость порождается чувством горя, что влияет на взаимоотношения в семье и может привести к разрыву отношений между ее членами.

Страх неизвестности. Родители боятся, что состояние ребенка не улучшится, его не примут в обществе, он не сможет жить полноценной самостоятельной жизнью. Такие мысли могут надолго нарушить привычный ритм жизни.

Вина и беспокойство. Родители считают себя причиной бед ребенка.

Замешательство. Близкие ребенка не до конца понимают, что с ним произошло. Проявляется в бессоннице, эмоциональной перегруженности, потерянности, не понимании происходящего.

Бессилие, чувство невозможности повлиять на ситуацию.

Разочарование. Сложно оставить представления об идеальности своего ребенка и принять его после постановки диагноза.

Подобные реакции не приносят в жизнь малыша ничего позитивного, а лишь отсрочивают необходимую помощь в преодолении речевого дефекта. Через ребенка с алалией нельзя удовлетворить ни одну родительскую амбицию. Но в связи с тем, что родители имеют смутное представление о такой форме речевой патологии, как алалия, происходит неадекватная оценка возможностей ребенка. Далее мы определим влияние необоснованных ожиданий со стороны родителей на коррекционный процесс ребенка с алалией.

При заниженных ожиданиях ребенку не уделяется должное внимание и поддержка. Столкнувшись с первыми трудностями родители «безречевых» детей опускают руки, что негативно сказывается на мотивации ребенка. Отсутствие поставленной цели, активных действий со стороны взрослых, нежелание помочь ребенку преодолеть речевое нарушение, приводит к снижению активности ребенка и еще больше отдаляет его от поставленной цели. Он перестает стремиться добиться даже вполне достижимых результатов и, вполне возможно, не овладеет речью, если в достижениях ребенка заинтересован только педагог.

При завышенных ожиданиях родители не понимают, что коррекционный процесс это длительный период, предполагающий плавный переход от одного уровня речевого развития к другому. Они ждут от ребенка быстрых положительных результатов, ставят перед ним задачи, с которыми малыш не в силах справиться? Ожидают, что «безречевой» ребенок в кратчайшие сроки овладеет речью и перестанет отличаться от других детей. На ребенка оказывается психологическое давление. Находясь в постоянном напряжении, ребенок может вообще не показать положительной динамики в коррекционной работе. Все это приводит к еще большему напряжению у ребенка и новому витку негативных реакций у родителей.

В связи с тем, что необоснованные ожидания со стороны родителей негативно влияют на коррекционный процесс ребенка с алалией, педагогу необходимо осуществить работу с близкими ребенка по созданию доброжелательной атмосферы в семье.Ниже представлены задачи, которые ставятся перед педагогом при работе с родителями:

  • Помочь принять ребенка таким, какой он есть.

  • Избавление родителей от собственных амбиций в отношении ребенка.

  • Избавление родителей от чувства вины.

  • Отказ от ожиданий быстрых результатов.

  • Оказание психологической поддержки семьи.

  • Установление контакта с другими семьями, имеющими детей с алалией.

  • Привлечение семьи к участию в коррекционном процессе.

Реализацию поставленных задач рассмотрим на примере такого метода моделирования, как деловая игра. Ниже приведены разработанные нами упражнения для включения элементов деловой игры в родительское собрание.

  1. Вопрос для размышления: «Дети очень активны и стремятся самостоятельному выполнению отдельных действий, но из-за неуверенности в силах ребенка, нехватки времени и терпения мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете, мы действительно оказываем ребенку помощь?». Выслушивание мнений родителей.

  2. Совместное завершение незаконченных предложений.

Ребенка постоянно критикуют, он учится…Ребенок растет в упреках, он учится…Ребенка хвалят за успехи, он учится…Ребенку не уделяют внимание, он учится…Ребенка не поддерживают, он учится…Ребенка поддерживают, он учится…Ребенка высмеивают, он учится…Ребенок растет в понимании и любви, он учится…

  1. Разыгрывание ситуаций.(Каждый родитель пробует себя в роли ребенка) Ребенку дается инструкция: не произнося слов объяснить «дай игрушку», «почитай сказку», «пойдем гулять в парк», «поиграй со мной в мяч» и т.д. Обсуждение сложности общения для «безречевых» детей.

  2. Игра «Копилка идей»Под руководством педагога, родители делятся своим опытом, методами совместной работы с ребенком, обсуждают проблемные ситуации и пути их решения.

Ребенок успешнее овладевает речью, когда коррекционный процесс строится на взаимных усилиях семьи и педагога. Правильно выстроив работу с семьей, в которой воспитывается ребенок с алалией, педагог помогает родителям избавиться от необоснованных ожиданий в отношении своего ребенка, правильно оценить его возможности и создать благоприятную обстановку в доме для дальнейшего развития.

Литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. — 526 с.

  2. КарпенкоЛ.А., ПетровскийА.В.,Ярошевский М. Г. . Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». 1998. — 505 с.

  3. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: АСТ, 2003 — 326 с.

  4. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г. — 182 с.

  5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

  6. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. — М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.

  7. «Энциклопедия педагогических ситуаций» под. ред. Н.В. Микляевой — М.: Москва, 2011г.

Просмотров работы: 1436