ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ.

Шипова Т.В. 1
1ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в России, как на государственном уровне, так и в обществе в целом происходит качественный сдвиг в осознании ценности жизни и здоровья. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно старшеклассникам научиться познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять свое физическое и психическое здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром. Актуальность проблемы формирования стрессоустойчивости старшеклассников и поиск путей предотвращения стрессов в учебном процессе возрастает по разным причинам, среди которых следующие: наличие возрастных проблем у школьников, недостаточная эффективность системы психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся с низкой стрессоустойчивостью в условиях школьного обучения; отсутствие в учебной программе занятий по профилактике стрессовых состояний школьников и формированию стрессоустойчивости как необходимого компонента их здоровья.

В нашей стране проблема формирования стрессоустойчивости старших школьников в процессе обучения на сегодняшний день вызывает тревогу, так как боязнь неудачи в экзаменационной ситуации является стрессовым фактором, плохо влияющим на здоровье старшеклассника и его учебную деятельность [3].

В старшем школьном возрасте происходят серьезные изменения личности. Наиболее яркая характеристика данного периода – личностная нестабильность, неустойчивость. Она проявляется в тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки, что обусловливает низкую стрессоустойчивость. Для того, чтобы противостоять стрессовым ситуациям, обучающимся в старших классах нужно научиться управлять своей психической деятельностью, развивать эмоциональную стабильность. Стрессоустойчивость, так же как и другие личностные свойства, формируется в деятельности. Учебная деятельность, по мнению Л.С. Выготского, является формой реализации способностей ученика. Не менее важная функция учебной деятельности— социальная. Именно в учебной деятельности подросток включается в систему учебных отношений, усваивает моральные ценности и социальные нормы, приобретает опыт межличностного общения. Поэтому важна такая организация учебного процесса, которая позволит решить задачу формирования стрессоустойчивости. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость: – психологическая компетентность, т. е. осознание своих личностных, психофизиологических качеств; знания симптомов, характеристик и картины стрессового состояния; осознание его последствий; – жизненный опыт, в том числе поведение в тех или иных ситуациях, способ реагирования, сложившиеся личностные особенности, в том числе направленность, мотивация, уровень личностной саморегуляции, готовность к активным действиям, умение строить межличностные отношения. Таким образом, основными факторами, влияющими на стрессоустойчивость являются физиологический, поведенческий и субъективный, социально-психологический фактор, в первую очередь изменения в общении, а также психологический фактор стресса. Существенную роль в развитии стрессоустойчивости играют возрастные психологические особенности индивида, относящиеся в первую очередь к социально-психологическому фактору[1].

Чтобы выяснить уровень стрессоустойчивости старшеклассников, мы провели тест на самооценку стрессоустойчивости личности, результаты которого отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования стрессоустойчивости личности

Уровень стрессоустойчивости

МБОУ

«Кугесьский лицей»

Высокий

25 %

Средний

45 %

Низкий

30 %

Согласно тесту на самооценку стрессоустойчивости личности 30% имеют низкий уровень стрессоустойчивости, они не способны справляться со стрессовыми ситуацями, 45% имеют средний уровень стрессоустойчивости, 25 % - высокий уровень, умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях.

Нами было выдвинуто предположение, что стрессоустойчивость влияет на эмоциональную устойчивость человека. Поэтому была проведена методика 16-ти факторного личностного опросника Кеттелла, результаты которого отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования 16-ти-факторного личностного опросника Кеттелла

Стены

МБОУ

«Кугесьский лицей»

1-3 – (Капризные. Внутренне человек чувствует себя уставшим, неспособным справиться с жизненными трудностями)

23 %

4 – (Чувствительные, эмоционально менее устойчивые, легко расстраиваются)

25 %

5-7 – (Эмоционально устойчивые, трезво оценивающие действительность, активные, зрелые)

42 %

8-10 -–(эмоционально зрелые, устойчивые, невозмутимые)

10 %

Согласно 16-ти факторному личностному опроснику Кеттелла 23 % учащихся МБОУ «Кугесьский лицей» имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости, они склонны к невротическим проявлениям, 25 % – эмоционально менее устойчивые, легко расстраиваются, 42 % – эмоционально устойчивые, трезво оценивающие действительность, 10 % – эмоционально зрелые, устойчивые, невозмутимые.

Для подтверждения предположения был проведен корреляционный анализ взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоциональной устойчивости. Результаты исследования выражены в таблице 3:

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа (взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоциональной устойчивости)

i

             

1

2

3

-7

49

-3,36

11,3

23,52

2

3

6

-6

36

-0,36

0,1

2,16

3

3

5

-6

36

-1,36

1,9

8,16

4

4

7

-5

25

0,64

0,4

-3,2

5

4

10

-5

25

3,64

13,2

-18,2

6

4

9

-5

25

2,64

7

-13,2

7

5

8

-4

16

1,64

2,7

-6,56

8

5

3

-4

16

-3,36

11,3

13,44

9

5

4

-4

16

-2,36

5,6

9,44

10

6

5

-3

9

-1,36

1,9

4,08

11

7

3

-2

4

-3,36

11,3

6,72

12

7

6

-2

4

-0,36

0,1

0,72

13

8

6

-1

1

-0,36

0,1

0,36

14

9

9

0

0

2,64

7

0

15

9

8

0

0

1,64

2,7

0

16

10

10

1

1

3,64

13,2

3,64

17

12

7

3

9

0,64

0,4

1,92

18

13

6

4

16

-0,36

0,1

-1,44

19

14

5

5

25

-1,36

1,9

-6,8

20

14

5

5

25

-1,36

1,9

-6,8

225

159

 

604

 

117,9

46

             

r = 0, 83

В нашем случае корреляцию принято считать высокой, т.к. коэффициент выше 0,7. Отсюда можно сделать вывод о том, что при высоком уровне стрессоустойчивости у старшеклассников наблюдается высокий показатель эмоциональной устойчивости.

После проведения исследования можно сделать вывод, что для старшеклассников характерен адекватный уровень стрессоустойчивости и эмоциональной устойчивости, что ведет к уверенности в себе и в своих силах, к спокойному восприятию действительности, умение контролировать свои эмоции и поведение, стрессоустойчивость. Но в то же время была выявлена группа старшеклассников, имеющая низкий уровень стрессоустойчивости и эмоциональной устойчивости. Вследствие чего они неспособны контролировать эмоции и импульсивные влечения, склоны к непостоянству, подвержены влиянию чувств, случая и обстоятельств, зависимы от настроения, у них высокий уровень тревожности, низкая дисциплинированность [2].

Между стрессоустойчивыми и неустойчивыми старшеклассниками существуют различия в степени выраженности ряда личностных свойств. Так, эмоционально устойчивые старшеклассники в большей мере отличаются ориентацией на внешний мир, на контакты с людьми. Они также более реалистичны, активны и решительны. Их эмоционально неустойчивые одноклассники в большей степени склонны к беспокойству, более раздражительны, замкнуты, ориентированы чаще на свой внутренний мир, подвержены сомнениям, пассивны, возбудимы, неуравновешенны[4].

Библиографический список

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1987. – 262 с.

2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб., 2001 – 752 с.

3.Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 с.

4. Шевеленкова Т. Д. Методика исследования психологического благополучия личности / Т. Д. Шевеленков. – М. : Сова, 2005. – 334 с.

Просмотров работы: 2642