В нашей стране проблема формирования стрессоустойчивости старших школьников в процессе обучения на сегодняшний день вызывает тревогу, так как боязнь неудачи в экзаменационной ситуации является стрессовым фактором, плохо влияющим на здоровье старшеклассника и его учебную деятельность [3].
В старшем школьном возрасте происходят серьезные изменения личности. Наиболее яркая характеристика данного периода – личностная нестабильность, неустойчивость. Она проявляется в тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки, что обусловливает низкую стрессоустойчивость. Для того, чтобы противостоять стрессовым ситуациям, обучающимся в старших классах нужно научиться управлять своей психической деятельностью, развивать эмоциональную стабильность. Стрессоустойчивость, так же как и другие личностные свойства, формируется в деятельности. Учебная деятельность, по мнению Л.С. Выготского, является формой реализации способностей ученика. Не менее важная функция учебной деятельности— социальная. Именно в учебной деятельности подросток включается в систему учебных отношений, усваивает моральные ценности и социальные нормы, приобретает опыт межличностного общения. Поэтому важна такая организация учебного процесса, которая позволит решить задачу формирования стрессоустойчивости. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость: – психологическая компетентность, т. е. осознание своих личностных, психофизиологических качеств; знания симптомов, характеристик и картины стрессового состояния; осознание его последствий; – жизненный опыт, в том числе поведение в тех или иных ситуациях, способ реагирования, сложившиеся личностные особенности, в том числе направленность, мотивация, уровень личностной саморегуляции, готовность к активным действиям, умение строить межличностные отношения. Таким образом, основными факторами, влияющими на стрессоустойчивость являются физиологический, поведенческий и субъективный, социально-психологический фактор, в первую очередь изменения в общении, а также психологический фактор стресса. Существенную роль в развитии стрессоустойчивости играют возрастные психологические особенности индивида, относящиеся в первую очередь к социально-психологическому фактору[1].
Чтобы выяснить уровень стрессоустойчивости старшеклассников, мы провели тест на самооценку стрессоустойчивости личности, результаты которого отражены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования стрессоустойчивости личности
Уровень стрессоустойчивости |
МБОУ «Кугесьский лицей» |
Высокий |
25 % |
Средний |
45 % |
Низкий |
30 % |
Согласно тесту на самооценку стрессоустойчивости личности 30% имеют низкий уровень стрессоустойчивости, они не способны справляться со стрессовыми ситуацями, 45% имеют средний уровень стрессоустойчивости, 25 % - высокий уровень, умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях.
Нами было выдвинуто предположение, что стрессоустойчивость влияет на эмоциональную устойчивость человека. Поэтому была проведена методика 16-ти факторного личностного опросника Кеттелла, результаты которого отражены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования 16-ти-факторного личностного опросника Кеттелла
Стены |
МБОУ «Кугесьский лицей» |
1-3 – (Капризные. Внутренне человек чувствует себя уставшим, неспособным справиться с жизненными трудностями) |
23 % |
4 – (Чувствительные, эмоционально менее устойчивые, легко расстраиваются) |
25 % |
5-7 – (Эмоционально устойчивые, трезво оценивающие действительность, активные, зрелые) |
42 % |
8-10 -–(эмоционально зрелые, устойчивые, невозмутимые) |
10 % |
Согласно 16-ти факторному личностному опроснику Кеттелла 23 % учащихся МБОУ «Кугесьский лицей» имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости, они склонны к невротическим проявлениям, 25 % – эмоционально менее устойчивые, легко расстраиваются, 42 % – эмоционально устойчивые, трезво оценивающие действительность, 10 % – эмоционально зрелые, устойчивые, невозмутимые.
Для подтверждения предположения был проведен корреляционный анализ взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоциональной устойчивости. Результаты исследования выражены в таблице 3:
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа (взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоциональной устойчивости)
i |
|||||||
1 |
2 |
3 |
-7 |
49 |
-3,36 |
11,3 |
23,52 |
2 |
3 |
6 |
-6 |
36 |
-0,36 |
0,1 |
2,16 |
3 |
3 |
5 |
-6 |
36 |
-1,36 |
1,9 |
8,16 |
4 |
4 |
7 |
-5 |
25 |
0,64 |
0,4 |
-3,2 |
5 |
4 |
10 |
-5 |
25 |
3,64 |
13,2 |
-18,2 |
6 |
4 |
9 |
-5 |
25 |
2,64 |
7 |
-13,2 |
7 |
5 |
8 |
-4 |
16 |
1,64 |
2,7 |
-6,56 |
8 |
5 |
3 |
-4 |
16 |
-3,36 |
11,3 |
13,44 |
9 |
5 |
4 |
-4 |
16 |
-2,36 |
5,6 |
9,44 |
10 |
6 |
5 |
-3 |
9 |
-1,36 |
1,9 |
4,08 |
11 |
7 |
3 |
-2 |
4 |
-3,36 |
11,3 |
6,72 |
12 |
7 |
6 |
-2 |
4 |
-0,36 |
0,1 |
0,72 |
13 |
8 |
6 |
-1 |
1 |
-0,36 |
0,1 |
0,36 |
14 |
9 |
9 |
0 |
0 |
2,64 |
7 |
0 |
15 |
9 |
8 |
0 |
0 |
1,64 |
2,7 |
0 |
16 |
10 |
10 |
1 |
1 |
3,64 |
13,2 |
3,64 |
17 |
12 |
7 |
3 |
9 |
0,64 |
0,4 |
1,92 |
18 |
13 |
6 |
4 |
16 |
-0,36 |
0,1 |
-1,44 |
19 |
14 |
5 |
5 |
25 |
-1,36 |
1,9 |
-6,8 |
20 |
14 |
5 |
5 |
25 |
-1,36 |
1,9 |
-6,8 |
∑ |
225 |
159 |
604 |
117,9 |
46 |
||
r = 0, 83 |
В нашем случае корреляцию принято считать высокой, т.к. коэффициент выше 0,7. Отсюда можно сделать вывод о том, что при высоком уровне стрессоустойчивости у старшеклассников наблюдается высокий показатель эмоциональной устойчивости.
После проведения исследования можно сделать вывод, что для старшеклассников характерен адекватный уровень стрессоустойчивости и эмоциональной устойчивости, что ведет к уверенности в себе и в своих силах, к спокойному восприятию действительности, умение контролировать свои эмоции и поведение, стрессоустойчивость. Но в то же время была выявлена группа старшеклассников, имеющая низкий уровень стрессоустойчивости и эмоциональной устойчивости. Вследствие чего они неспособны контролировать эмоции и импульсивные влечения, склоны к непостоянству, подвержены влиянию чувств, случая и обстоятельств, зависимы от настроения, у них высокий уровень тревожности, низкая дисциплинированность [2].
Между стрессоустойчивыми и неустойчивыми старшеклассниками существуют различия в степени выраженности ряда личностных свойств. Так, эмоционально устойчивые старшеклассники в большей мере отличаются ориентацией на внешний мир, на контакты с людьми. Они также более реалистичны, активны и решительны. Их эмоционально неустойчивые одноклассники в большей степени склонны к беспокойству, более раздражительны, замкнуты, ориентированы чаще на свой внутренний мир, подвержены сомнениям, пассивны, возбудимы, неуравновешенны[4].
Библиографический список
1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1987. – 262 с.
2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб., 2001 – 752 с.
3.Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 с.
4. Шевеленкова Т. Д. Методика исследования психологического благополучия личности / Т. Д. Шевеленков. – М. : Сова, 2005. – 334 с.