ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Иванова А.А. 1, Камынина Н.Н. 1
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Кафедра Управления сестринской деятельностью и социальной работой
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье представлены результаты исследования условий труда руководителей сестринских служб 48 регионов Российской Федерации. Материалы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы руководителями сестринских служб в различных учреждениях здравоохранения, с целью улучшения условий работы, а также для сравнения между собой условий работы руководителей сестринских служб в различных учреждениях здравоохранения.

Введение

В процессе профессиональной деятельности на медицинских работников действует комплекс факторов физической, химической, биологической природы. Кроме того, в процессе своей работы медицинский работник подвергается функциональному перенапряжению отдельных органов и систем организма: опорно-двигательного аппарата, органа зрения, психоэмоциональной сферы и др. Среди медицинских работников наиболее неблагоприятные показатели здоровья имеют средние медицинские работники. Так, их заболеваемость выше, чем у врачей, а также работников других отраслей народного хозяйства [1]. Отсюда, вопросы укрепления и сохранения здоровья данного контингента становятся особо актуальными.

Профессиональная деятельность главной (старшей) медицинской сестры многогранна и сложна. Согласно мнению специалистов, современный руководитель должен быть интеллектуальным, уверенным в себе, эмоционально уравновешенным и стрессоустойчивым, креативным, предприимчивым, ответственным и надежным [3].

Поэтому актуальным является решение вопросов сохранения и улучшения здоровья руководителей сестринских служб, выявление факторов риска и степени их влияния на него, что и определило, выбор темы настоящего дипломного исследования.

Изучение содержания профессиональной деятельности руководителя сестринской службы позволяет разработать предложения по оптимизации этой деятельности и, возможно, практически улучшить его профессиональную деятельность.

Методы

Для решения поставленной цели исследования была разработана специальная анкета, которая позволила оценить основные условия труда руководителей сестринских служб, а также выявить удовлетворенность по ряду критериев.

В исследовании приняли участие 1132 руководителя сестринских служб учреждений здравоохранения из 48 регионов РФ.

Для ряда регионов был осуществлен поиск интернет-адресов учреждений здравоохранения на официальных сайтах Министерств (Департаментов, Управлений) здравоохранения субъектов РФ. По всем доступным адресам были разосланы письма на имя руководителя учреждения с просьбой разрешить руководителю сестринской службы конкретного учреждения принять участие в данном анкетировании.

Результаты исследования

Работа руководителя сестринской службы является ответственным и сложным видом деятельности, требует высокой выносливости, большой психоэмоциональной, умственной и физической нагрузки, а также необходимости принятия решений в нестандартных ситуациях. В связи с этим возникает необходимость изучения условий труда, а также быта данных специалистов. Значимым является дать комплексную социально-гигиеническую характеристику руководителей сестринских служб, с целью выявления отрицательных сторон целостного портрета руководителя и выработки решений для их устранения.

Надо отметить, что некоторые социально-гигиенические характеристики руководителей сестринских служб изучались и в ряде других, ранее выполненных, исследований [2,4,5].

В нашем анкетировании были опрошены руководители сестринских служб, среди которых доля женщин составила 99,4% (1125 чел.). Только в 7 анкетах был указан мужской пол.

Преобладающей возрастной категорией опрошенных явилась группа от 41 до 50 лет (360 чел., 32%) (рис. 1). Группа опрошенных старше 60 лет составляет 106 чел. (9,4%). Самой малочисленной оказалась группа в возрасте до 30 лет (15 чел., 1,3%).

Рис. 1 – Распределение респондентов по возрастным категориям

Большинство опрошенных (695 чел., 61,40%) имеют значительный стаж работы в системе здравоохранения (более 25 лет) (рис. 2). 179 человек (15,81%) имеют общемедицинский стаж от 21 до 25 лет. 137 человек (12,10%) указали на наличие стажа в диапазоне от 16 до 20 лет.

Рис. 2 – Распределение респондентов по стажу работы в системе здравоохранения

Наибольшее количество опрошенных респондентов (396 чел., 34,98%) указали на наличие управленческого стажа до 5 лет (рис. 3).

Рис. 3 – Распределение респондентов по стажу работы в должности руководителя сестринской службы

Второй по количеству ответов оказалась группа с управленческим стажем от 6 до 10 лет (262 чел., 23,14%). Достоверных различий в остальных группах (от 11 до 15 лет, от 16 до 20 лет, от 21 до 25 лет, более 25 лет) не выявлено.

Базовое образование респондентов (имеется в виду специальность, полученная в медицинском училище/колледже) соответствует действующим в настоящее время нормативно-правовым документам, регламентирующим допуск к профессиональной деятельности [6].

Большинство респондентов, участвовавших в анкетировании, имеют только среднее медицинское образование (663 чел., 58,6%). Остальные респонденты указали на наличие либо повышенного уровня образования (183 чел., 38,9%), либо высшего сестринского образования (233 чел., 49,6%), либо иного высшего (или среднего) профессионального образования (54 чел., 11,5%). Примерами иного высшего образования, указанного в анкетах, явились: управленческое, психологическое, педагогическое, экономическое, социальное.

Удовлетворенность своей работой большинство респондентов (почти половина – 542 чел., 47,88%) оценили на «4» (хорошо) (рис. 4) Оценку «5» (отлично) поставила более 1/3 респондентов (467 чел., 41,25%). На «3» (удовлетворительно) оценили свою работу 110 респондентов (9,72%). На «1» и «2» - 8 человек (0,71%) и 5 человек (0,44%) соответственно, однако достоверных различий в этих двух группах не выявлено.

Большинство респондентов (528 чел., 46,64%) ответили, что на работу они ходят с радостью, эта работа доставляет им удовольствие. Однако более 1/3 опрошенных (482 чел., 42,58%) выбрали ответ «когда как». Ответы по указанным позициям достоверно отличаются от других групп ответов («ни радости, ни огорчения», «без удовольствия», «затрудняюсь ответить»).

Рис. 4 – Распределение оценок респондентов по удовлетворенности своей работой

Анализ ответов респондентов относительно количества вышестоящих руководителей, имеющих право давать указания по работе, позволил выделить группу (462 чел., 40,81%), считающую, что таких людей - двое.

По мнению большинства опрошенных (707 чел., 62,50%) руководитель их учреждения наиболее часто использует демократический стиль управления (по отношению к респонденту). Однако более 20% респондентов указали на использование руководителем учреждения авторитарного стиля управления (246 чел., 21,7%). 132 респондента (11,70%) затруднились с выбором ответа.

Интересным образом распределились ответы респондентов на вопрос о проблеме дефицита сестринских кадров в учреждении здравоохранения, где они возглавляют сестринскую службу. Большинство респондентов (533 чел., 47,1%) признали, что указанная проблема существует частично. Только 75 человек (6,6%) указали на серьезность этой проблемы для их учреждения (p

Просмотров работы: 892