В последнее время прослеживается тенденция к увеличению численности детей с тяжелыми нарушениями речи. Одним из таких нарушений является алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка [9]. Часто детей с алалией называют «безречевыми», это связано с тем, что речь как таковая у детей не сформирована, общение происходит с помощью мимики, жестов, звукоподражаний и номинативных слов.
Логопедическая работа с детьми с алалией имеет определенную сложность в силу отсутствия профессионального опыта и сложности речевых дефектов таких детей. В определении основных целей и задач коррекционного воздействия логопед определяет начальный этап коррекционной работы как значимый элемент в связи с тем, что на данном этапе необходимо преодолеть речевой негативизм, развить понимания речи, обогатить словарный запас. Логопедическая работа на начальном этапе предусматривает коррекционное воздействие в течение 1 месяца.
К основным задачам коррекционной работы с «неговорящими» детьми на начальном этапе мы отнесем:
1. Вызывание речевой реакции.
2. Стимуляция речевой активности.
3. Развитие способности к речевому подражанию.
4. Обогащение словарного запаса.
5. Формирование памяти, восприятия.
6.Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Для реализации задач коррекционной работы с «безречевыми» детьми нами был выбран прием сказкотерапия.
СКАЗКА – это устное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел[4].
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром[4].
Метод сказкотерапия поможет сформировать у ребенка с алалией активный речевой запас, преодолеть речевой негативизм, установить речевые связи с другими участниками игры.
При выборе сказки следует учесть, что знакомая детям сказка с незамысловатым сюжетом вызовет больший интерес и эмоциональный отклик у детей. Незнакомые сказки с несколькими сюжетными линиями могут быть недоступны для понимания ребенка c алалией.
Логопедическая работа с использованием сказкотерапии включает в себя следующие этапы:
Чтение сказки.
Беседа по содержанию сказки, работа над пониманием прочитанного.
Проведение словарной работы, знакомство с фразеологическими оборотами.
Ответы на вопросы по сказке, оценка событий и героев.
Инсценировка отдельных эпизодов.
Разыгрывание всей сказки по ролям.
Работа над эмоционально-выразительной стороной речи.
Эффективность педагогической работы зависит от включения в начальный этап специалистов различных профессий (воспитателей, психологов, дефектологов и т.д.).
При просмотре дидактических игр нами были подобраны упражнения для разных специалистов с использованием фрагментов сказки «Репка»:
На занятиях с воспитателем:
Упражнение 1.Лепка из пластилина овоща (репка), фигурок людей (дед, бабка, внучка), фигурок животных (собака, кошка, мышка). Соотнесение фигур с персонажами сказки, описание персонажей, расположение фигур в правильном порядке с речевым сопровождением.
Упражнение 2.Рисование картин с героями сказки, закрепление знаний о цвете.
На занятиях с дефектологом:
Упражнение 1.
Выкладывание разрезных картин, составление фраз с предлогом ЗА по типу «бабка за дедом, внучка за бабкой».
Упражнение 2.Чтение текста с одновременным указыванием на подходящую сюжетную картину, расположение картин в правильной последовательности. Закрепление пространственной ориентировки СПРАВА-СЛЕВА по типу «бабка справа от деда».
Упражнние 3.С использованием фигур персонажей выполнение речевых инструкций типа «Покажи где…», «Назови персонажа, который…», «Возьми бабку и поставь ее за дедом».
На занятиях с психологом
Упражнение 1.Чтение сказки, закрепление знаний об эмоциях.
Упражнение 2.Повторение сказки с выражением эмоционального состояния героев (Удивление, грусть, радость).
На занятиях физкультурой
Упражнение 1.С использованием маленьких мячей и обручей дети «сажают семена репы в огороде»
Упражнение 2.Чтение сказки репка. При произнесении определенного персонажа дети выполняют заранее оговоренное действие. Репка-подскок вверх на двух ногах, дед-наклон вправо-влево, бабка-выполнить наклон вперед, внучка- поворот вокруг себя, жучка- поднять руки вверх, кошка-прыжок вперед, мышка- присесть.
Вывод:Применение на занятиях с разными специалистами представленных упражнений позволяет наиболее полно использовать потенциал сказочного сюжета для развития самых разнообразных речевых и неречевых функций ребенка с алалией. Текст сказки используется в качестве структурирующей основы занятия, в ходе которого осуществляется: развитие фонематической системы, обогащение лексического запаса, совершенствование грамматической системы, развитие пространственных функций, совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие таких высших психических функций как внимание, память и мышление.
Литература
Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.
Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.
Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Никитенко А. В. Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей / А. В. Никитенко, Е. А. Фролова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 218-222.
Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.