НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ НА ПРИМЕРЕ СКАЗКОТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ НА ПРИМЕРЕ СКАЗКОТЕРАПИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время прослеживается тенденция к увеличению численности детей с тяжелыми нарушениями речи. Одним из таких нарушений является алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка [9]. Часто детей с алалией называют «безречевыми», это связано с тем, что речь как таковая у детей не сформирована, общение происходит с помощью мимики, жестов, звукоподражаний и номинативных слов.

Логопедическая работа с детьми с алалией имеет определенную сложность в силу отсутствия профессионального опыта и сложности речевых дефектов таких детей. В определении основных целей и задач коррекционного воздействия логопед определяет начальный этап коррекционной работы как значимый элемент в связи с тем, что на данном этапе необходимо преодолеть речевой негативизм, развить понимания речи, обогатить словарный запас. Логопедическая работа на начальном этапе предусматривает коррекционное воздействие в течение 1 месяца.

К основным задачам коррекционной работы с «неговорящими» детьми на начальном этапе мы отнесем:

1. Вызывание речевой реакции.

2. Стимуляция речевой активности.

3. Развитие способности к речевому подражанию.

4. Обогащение словарного запаса.

5. Формирование памяти, восприятия.

6.Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Для реализации задач коррекционной работы с «безречевыми» детьми нами был выбран прием сказкотерапия.

СКАЗКА – это устное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел[4].

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром[4].

Метод сказкотерапия поможет сформировать у ребенка с алалией активный речевой запас, преодолеть речевой негативизм, установить речевые связи с другими участниками игры.

При выборе сказки следует учесть, что знакомая детям сказка с незамысловатым сюжетом вызовет больший интерес и эмоциональный отклик у детей. Незнакомые сказки с несколькими сюжетными линиями могут быть недоступны для понимания ребенка c алалией.

Логопедическая работа с использованием сказкотерапии включает в себя следующие этапы:

Чтение сказки.

  1. Беседа по содержанию сказки, работа над пониманием прочитанного.

  2. Проведение словарной работы, знакомство с фразеологическими оборотами.

  3. Ответы на вопросы по сказке, оценка событий и героев.

  4. Инсценировка отдельных эпизодов.

  5. Разыгрывание всей сказки по ролям.

  6. Работа над эмоционально-выразительной стороной речи.

  7. Эффективность педагогической работы зависит от включения в начальный этап специалистов различных профессий (воспитателей, психологов, дефектологов и т.д.).

При просмотре дидактических игр нами были подобраны упражнения для разных специалистов с использованием фрагментов сказки «Репка»:

На занятиях с воспитателем:

Упражнение 1.Лепка из пластилина овоща (репка), фигурок людей (дед, бабка, внучка), фигурок животных (собака, кошка, мышка). Соотнесение фигур с персонажами сказки, описание персонажей, расположение фигур в правильном порядке с речевым сопровождением.

Упражнение 2.Рисование картин с героями сказки, закрепление знаний о цвете.

На занятиях с дефектологом:

Упражнение 1.

Выкладывание разрезных картин, составление фраз с предлогом ЗА по типу «бабка за дедом, внучка за бабкой».

Упражнение 2.Чтение текста с одновременным указыванием на подходящую сюжетную картину, расположение картин в правильной последовательности. Закрепление пространственной ориентировки СПРАВА-СЛЕВА по типу «бабка справа от деда».

Упражнние 3.С использованием фигур персонажей выполнение речевых инструкций типа «Покажи где…», «Назови персонажа, который…», «Возьми бабку и поставь ее за дедом».

На занятиях с психологом

Упражнение 1.Чтение сказки, закрепление знаний об эмоциях.

Упражнение 2.Повторение сказки с выражением эмоционального состояния героев (Удивление, грусть, радость).

На занятиях физкультурой

Упражнение 1.С использованием маленьких мячей и обручей дети «сажают семена репы в огороде»

Упражнение 2.Чтение сказки репка. При произнесении определенного персонажа дети выполняют заранее оговоренное действие. Репка-подскок вверх на двух ногах, дед-наклон вправо-влево, бабка-выполнить наклон вперед, внучка- поворот вокруг себя, жучка- поднять руки вверх, кошка-прыжок вперед, мышка- присесть.

Вывод:Применение на занятиях с разными специалистами представленных упражнений позволяет наиболее полно использовать потенциал сказочного сюжета для развития самых разнообразных речевых и неречевых функций ребенка с алалией. Текст сказки используется в качестве структурирующей основы занятия, в ходе которого осуществляется: развитие фонематической системы, обогащение лексического запаса, совершенствование грамматической системы, развитие пространственных функций, совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие таких высших психических функций как внимание, память и мышление.

Литература

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.

  2. Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.

  3. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.

  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.

  6. Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.

  7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.

  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.

  9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

  10. Никитенко А. В. Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей / А. В. Никитенко, Е. А. Фролова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 218-222.

  11. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Просмотров работы: 1187