Цель исследования: изучение морфологических и функциональных особенностей желудка крыс на различных этапах экспериментального язвообразования.
Материал и методы исследования. В эксперименте использовалась ацетатная модель язвообразования. Лабораторных белых крыс массой 250-300 г после суточного голодания наркотизировали хлоралгидратом. Затем делали небольшой разрез сначала на коже, потом — по белой линии мышечной стенки живота. Анатомическим пинцетом с плоскими браншами осторожно подтягивали желудок на его серозную поверхность и в области пилорического отдела желудка производили аппликацию ледяной уксусной кислоты. Разрез зашивали послойно и производили обработку внутренних и внешних швов. Прооперированным животным обеспечивали послеоперационный уход, а также свободный доступ к пище и воде. Для изучения динамики развития язвенного повреждения желудка на 3-е, 5-е и 8-е сутки после операции производили исследование электрической активности отделов желудка и двенадцатиперстной кишки с помощью многоканальной электрогастрографии, а затем животных выводили из эксперимента. После эвтаназии желудки изымали, накладывали лигатуры на двенадцатиперстную кишку и через пищевод вводили 3 мл 10 % раствора теплого формалина, после чего накладывали пищеводную лигатуру для создания герметичности. Желудки погружали в 10 % раствор теплого формалина на сутки, затем вскрывали по curvatureminor, промывали от содержимого и фиксировали в формалине. После описанной подготовки проводили макро- и микроморфологические исследования.
Результаты исследования. В ходе экспериментального исследования выявлено, что в микропрепаратах, полученных от крыс на 3-е сутки, в стенке желудка преобладали некротические процессы, наиболее выраженные изменения локализовались в области пищеводно-желудочного перехода и на границе железистого и безжелезистого отделов желудка. На 5-е сутки в препаратах контрольной группы отмечались отек подслизистой основы, густая нейтрофильная инфильтрация вплоть до мышечного слоя. Описанные морфологические изменения сопровождались выраженными сдвигами функциональной активности, проявляющимися в увеличении тесноты взаимосвязей между показателями электрической активности отделов желудка и двенадцатиперстной кишки более чем в 3 раза (р