ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ ПРОДАЖИ: ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ ПРОДАЖИ: ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Орехова Т.С. 1
1РЭУ им.Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: В данной статье исследуются общие положения о защите прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи.

Ключевые слова: договор, договор розничной купли-продажи, потребитель, продажа товаров.

Keywords: contract, contract retail sale, consumer, sale of goods.

Договор розничной купли-продажи ­- это договор, по которому одна сторона (продавец), осуществляющий деятельность по продаже товара в розницу, обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю) для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену).

На сегодняшний день договор розничной купли-продажи является самым массовым договором. Миллионы покупок совершаются каждый день. Миллионы людей ежедневно вступают в правовые отношения и зачастую даже не подозревают об этом. Поэтому данный договор занимает первое место среди всех разновидностей договора купли-продажи. Важность данного договора подчёркивает и то обстоятельство, что правила о розничной купле-продаже носят обязательный характер и направлены в первую на обеспечение интересов "слабой стороны", то есть потребителей.

На защите интересов потребителей не связанных с предпринимательской деятельностью, стоят не только нормы Гражданского кодекса РФ, но и законодательство о защите прав потребителей. Данное законодательство, наряду с расширением прав потребителей, устанавливает значительный ряд новых обязанностей для изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг, а также других организаций. К сожалению, на практике, всё чаще и чаще встречаются случаи нарушения прав потребителей. Зачастую продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.

Как и договор купли-продажи в целом, договор розничной купли-продажи является двусторонним, консенсуальным и возмездным. Он имеет свой ряд специфических черт. Прежде всего, спецификой отличается субъектный состав данного договора. На стороне продавца всегда выступает коммерческая организация или гражданин-предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Что же касается покупателя, то им может быть любой субъект гражданского права.

В то же время, поскольку наиболее часто покупателем является гражданин, вступающий в отношения для удовлетворения своих личных бытовых нужд, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным гл. 30 ГК РФ, применяются Закон РФ «О защите прав потребителей» и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.

Основным квалифицирующим признаком договора розничной купли-продажи, обусловившим необходимость особой правовой регламентации, является экономическое неравенство между продавцом и покупателем-потребителем. Понимание того, что именно экономическое неравенство является системным признаком розничной купли-продажи, позволяет уяснить смысл и цели правового регулирования института розничной купли-продажи. В отличие от торгового предпринимателя, обладающего по роду своих занятий специальными знаниями или опытом в отношении товаров, являющихся предметом сделки, покупатель-потребитель такими знаниями и опытом не обладает.

Потребитель как гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, фактически находится в ряду слабозащищенных участников гражданских правоотношений, поэтому законодательство и наделяет его особым правовым статусом, предоставляя дополнительные правовые возможности комплексного характера.

К числу таких дополнительных правовых возможностей потребителя как слабой стороны правоотношения можно отнести:

- закрепление в законе наряду с самим потребителем перечня лиц, обладающих правом обращения в суд по спорам о защите прав потребителей;

- закрепление правовых презумпций, влияющих на распределение бремени доказывания между сторонами в процессе, освобождающих потребителя от бремени доказывания тех или иных обстоятельств (например, презумпция отсутствия у потребителя специальных познаний);

- наделение потребителя правом требовать компенсации морального вреда при нарушении его имущественных прав, при этом фактически освобождая его от обязанности доказывания факта причинения физических и нравственных страданий.

Согласно разъяснениям, которые даны в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 №17: При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Дела о защите прав потребителей имеют особенности по распределению обязанности по доказыванию между потребителем и изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). Так, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на ответчике - продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков.

Предположение об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках товара основано на закрепленной законом обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме.

Законом предусмотрено право потребителя на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу, вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие непредставления достоверной или полной информации о товаре (работе, услуге) продавцом (исполнителем, изготовителем либо импортером) в полном объеме независимо от их вины и независимо от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Несмотря на отмеченные дополнительные возможности, предоставленные гражданам-потребителям как заведомо более слабой стороне во взаимоотношениях с профессиональными предпринимателями, они нуждаются в более тщательной и эффективной защите.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с внесенными в неё поправками от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №3. - Ст.152.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

  3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (в ред. от 13.07.2015 N 233-ФЗ) "О защите прав потребителей"// Собрание законодательства РФ. – 1996, – № 3.

  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" // http://www.consultant.ru

  5. Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция» / [Витрянский В.В. и др.]; отв. ред. — Е.А. Суханов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 800 с.

Просмотров работы: 2582